Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь
 

А.Ю.Саперова

Эволюция образа и обожествление основателя общества трезвости Иоанна Чурикова

Саперова А.Ю. Эволюция образа и обожествление основателя общества трезвости Иоанна Чурикова // Религиоведение", № 2, 2010.

Cм. библиографию. О Чурикова Левитин;

"Общество христиан-трезвенников братца Иоанна Чурикова", в простонародье - просто "чуриковщина", существует уже более ста лет, считая 1884 г. годом своего основания. За это время, несомненно, оно пережило ряд качественных и количественных изменений. Основная волна изменений возникла в 1929 году, после смерти основателя общества трезвости И.А. Чурикова Появились новые толкования его учения, что послужило причиной своеобразного раскола внутри общества. Во время празднования столетия общества в доме Чурикова в Вырице красовался транспарант: "С нами Бог - Братец Иоанн". Не все трезвенники, отмечавшие 100-летие начала проповеди Чурикова, разделяли эту мысль, не все трезвенники с начала его проповеди, как один, исповедовали его Христом. Общество разделилось на две основные ветви, первая из которых напрямую связывает Иоанна Чурикова со вторым пришествием Христа, а вторая считает его просто проповедником и подвижником трезвости. Первая ветвь - "Общество духовных Христиан-Трезвенников Братца Иоанна Чурикова" - располагается в поселке Вырица Ленинградской области и по количеству последователей является более многочисленной в сравнении со второй ветвью - "Православным обществом христиан трезвенников Иоанна Чурикова", которое располагается в Санкт-Петербурге, в храме Федоровской иконы Божией Матери (храм новомучеников и исповедников российских). Они твердо держатся своих православных взглядов и не задаются разрешением вопроса: кто Чуриков? Для них он решен еще с первых дней проповеди Иоанна Чурикова, как он решен для любого хоть немного знакомого с православным вероучением. Они не осмеливаются причислить его к лику святых, но чтят его как угодника Божия, как труженика, положившего жизнь свою на поприще трезвости. Они чтят его как молитвенника, предстоящего пред Богом, молитвами которого при его жизни и после подаются великие милости, как целителя, получившего от Бога особый дар отрезвлять пьяниц. И, конечно, они не присваивают Чурикову ни божественности, ни непогрешимости, более того, считают, что ученики, признавшие'его Богом, превратили православную общину в секту. Ведь именно вырицкие трезвенники, т.е. "Общество духовных Христиан-Трезвенников Братца Иоанна Чурикова", утверждают, что их учитель и основатель общества Иоанн Чуриков является ни кем иным, как воплощенным Христом. Обожествление Чурикова началось более пятидесяти лет назад, практически сразу после его смерти, но и при жизни многие его последователи высказывали мысль, что Чуриков - Христос. Эволюция не только самого образа Чурикова в сознании его последователей, но и эволюция его обожествления станет предметом нашего исследования. Мы проследим, как поменялось отношение к самому Чурикову с течением времени, особенно после его смерти. Как его воспринимали в начале его проповеди и какими чертами его наделили последователи после широкомасштабного распространения учения.

Первое, на что надо обратить внимание, - это внешность Чурикова. Описание его внешности, манеры проповедовать и общаться с людьми - это единственное, что не подверглось никаким изменениям, но сыграло определенную роль в процессе его обожествления. Н.И. Юдин в своей работе "Чуриковщина" отмечает, что манера одеваться и вести себя была специально позаимствована Чуриковым у других отцов церкви, дабы подчеркнуть свой статус и привлечь большее количество последователей. Один из последователей Чурикова, И.Г. Смолев, впоследствии написавший большой труд по истории жизни и творчества Иоанна Чурикова, описывал его так: "Наружность Братца Иоанна Чурикова располагает в его пользу. Среднего роста, худощавый, с нервной порывистостью в движениях, он входит быстрой, нервной походкой и быстрыми мелкими шагами направляется на возвышение, откуда он произносит свои проповеди. Бледное лицо с довольно четкими чертами окаймлено каштановой бородой и длинными темными волосами, расчесанными прямым пробором. В красивых и умных карих глазах горит огонек вдохновения. На нем длинная цветная шелковая рубаха, подпоясанная поясом, высокие лакированные сапоги. На груди висит серебряный крест, вроде тех, которые носят православные священники, только не на цепочке, а на шелковой ленте. Голос у Братца мягкий, в нем слышатся женственные нотки. Во время речи он делает руками, плечами мягкие, тихие жесты, жесты сдержанного волнения и напряженного чувства" [4,с. 5]. Достаточно детальное описание внешности Чурикова и его поведения. Впоследствии все детали одежды, описанные Смолевым, станут своеобразной визитной карточкой Чурикова: и его сапоги, и шелковая лента, и в особенности рубаха, ведь до сих пор некоторые из его последователей мужчин стараются подражать его манере одеваться, нося рубаху-косоворотку (например, ее носил глава братского совета в вырицкой общине И. А. Синников, который скончался в июле 2007 г.).

Описание Чурикова как одухотворенного, спокойного человека подчеркивается и в следующем высказывании: "Предо мною был Духовный Гигант. Мне казалось - у этого человека полная гармония всего существа, Его интонация голоса, жесты рук, мимика лица вполне свидетельствовали о Нем как власть имущем над его паствой, а не как о книжнике и фарисее. Его милое и доброе лицо отражало необыкновенный душевный покой - радость" [4, с. 5]. Слова эти были написаны в 1961 г. и показывают нам отношение к Чурикову уже не просто как к человеку, учителю и наставнику, а как к боговдохновенной личности, но все-таки еще не как к Богу во плоти. В какой именно момент появляется идея о Чурикове как о Боге во плоти - сказать сложно, еще сложнее определить, кто был ее идейным вдохновителем; можно только предположить, что эта мысль появилась, когда движение Чурикова приобрело достаточно большое количество последователей. Так, уже к 1913 г. среди последователей движения распространилась идея о Чурикове как воплощенном Христе. С течением времени мнение о нем как о втором пришествии Христа на землю, не узнанном и отвергнутом, не только не поколебалось, но и нашло новые "подтверждения" исполнившихся пророчеств. Надо сказать, что, действительно, народная молва об исцелениях, чудотворстве Чурикова (поскольку, по утверждениям последователей, ему удавалось отваживать людей от пьянства и исцелять от телесных недугов) широко распространилась и стала поводом к одному из главных обвинений против него. "Вас почитают за Христа, - говорили ему на одном из допросов. - Из писем, адресованных на ваше имя, имеющихся у меня, видно, что вас прямо обоготворяют" [3, с. 55]. Явной вины же Чурикова в этих обвинениях не было, сам он никогда не заявлял себя как Христа, а попал в число "Христов" благодаря последователям. От подобных последователей он сам отрекался перед епископом Никандром: "Называющих меня Христом, пророком и Апостолом - таковых я осуждаю, и они в этом деле погрешают. А себя я признаю не что иное, как медь звенящая и кимвал бряцающий во Христе" [3, с. 55]. Действительно, ни в одном из своих писем или проповедей Чуриков не говорил о себе как о Христе или человеке, наделенном божественной сущностью. Только его последователи, наоборот, воспринимали его слова как лишнее доказательство его божественности. Они посчитали, что Чуриков говорит им о том, что он Христос, не напрямую, а через различные символы и цитаты из Библии, к которым он отсылал своих последователей. Со временем это стало основными аргументами в пользу его обожествления. Но если уже в начале XX в. о Чурикове говорят как о втором пришествии Христа, почему же тогда Смолев в своей работе, посвящённой биографии и образу Чурикова, ничего не упоминает об этом? Ведь многие члены "Общества христиан трезвенников Чурикова" уже поговаривали о том, что их наставник и основатель не просто человек, но открыто утверждать, что он - второе пришествие Христа, они не осмеливались, потому что не было еще четкой аргументации в пользу его обожествления. Люди начинали задумываться над этим вопросом, многие начинали верить в то, что Чуриков - Христос, но аргументировать этого они пока не могли. Они все так же между собой продолжали называть его "Братец", так было принято с самого начала проповеди Чурикова. Он сам просил людей так называть его, и они обращались к нему: "Дорогой Братец". Сейчас в вырицкой общине также принято на беседах называть Чурикова "Дорогой Братец". Но откуда в его имени появляется эта приставка "Братец"? Нам представляется это важным, поскольку со временем это второе имя Чурикова - "Братец" послужит еще одним из аргументов в пользу его обожествления.

В самом начале своего проповедования, а именно 8 августа 1894 г. по прибытии из Кронштадта в Петербург, Чуриков получил имя "Брат" от некой "тети Кати". Причем ситуация наделения его этим именем сопровождается подчеркиванием наличия у "Братца" способности к предсказанию и исцелению, а также подверженности гонению со стороны властей. "К изгоняемому Страннику (Чурикову) подошла женщина по имени Екатерина и пригласила Его к себе в дом, находившийся неподалеку, на Можайской улице. Странника у ворот встретила дочь Екатерины, бедная женщина в слезах показала больных детей и храпящего пьяного мужа. Подойдя к больному ребенку, Странник осенил его крестным знамением и сказал: "Этот будет жить". Посмотрев второго больного ребенка, сказал: "А этот в руках Божьих. А муж твой проспится, пить водку больше не будет". Благодарная Екатерина облагородила имя Странника, назвала Его Братец Иоанн"1 [6]. Эта выписка с официального сайта "Общества духовных Христиан-Трезвенников Братца Иоанна Чурикова". Интересно то, что у Смолева И.Г. в рукописи "Слово к столетию со дня рождения братца Иоанна Самарского 1861 - 1961 гг." встреча с Екатериной описывается гораздо проще: "Он присел на тумбочку у одного из петербургских домов. В то время шла женщина мимо Него по имени Екатерина. Поговорив с Братцем, Екатерина предложила ему пойти к ней, сказав в начале разговора: "Брат, что ты тут сидишь?" И узнав, что у него нет постоянного места, пригласила: "Идем ко мне. А как звать-то тебя?" Братец ответил: "Так ведь ты только что назвала меня". - Нет, я никак тебя не называла по имени. Я только сказала: "Брат, идем, ко мне. - Вот, меня так и зовут: "Брат" (2) [4, с. 10].

Здесь мы видим, что наделение Чурикова новым именем происходит без проявления каких-либо пророческих способностей или гонения со стороны власти. Смолев написал свою рукопись гораздо раньше появления официального сайта "Общества духовных Христиан-трезвенников Братца Иоанна Чурикова", из чего следует, что со временем каждый шаг Чурикова стал обрастать мистическими подробностями и деталями, которые ему приписывали его многочисленные последователи и ревнители его учения с целью последовательного оправдания и утверждения его божественной сущности. С 1894 г. это имя укоренилось и стало нарицательным, как символ братства людей. Слово "Братец" последователи пишут с большой буквы, как непосредственное имя Чурикова, и сами они никогда не называют его Чуриковым. Так же этим именем - "Братец" - чуриковцы подчеркивают отсутствие у них иерархии. Нет ни начальников, ни подчиненных, есть только братцы и сестрицы.

Сегодня сложно сказать, какие еще объяснения в пользу того, что Братец - второе пришествие Христа, помимо его способности к исцелению, отрезвлению, приводили трезвенники начала века. Сейчас приводятся следующие аргументы:

1. Чуриков родился в 1861 г., т.е. в год отмены крепостного права. Этот факт чуриковцы истолковывают как знак начала освобождения людей от уз бездуховной, порочной, пьяной жизни. Царь отпустил народ на волю, а на землю пришел Господь во плоти, чтобы освободить народ еще и от жизни, полной греха, указать им новый путь, обновить евангельское учение, данное им в его первое пришествие.

2. Чуриков вышел на проповедь в возрасте 33,5 лет, то есть таким образом Христос продолжил свою земную жизнь, но теперь Христос пребывает Духом в Братце. Как писалось выше, Чуриков сам нарек себя именем "Братец", и имя это новое, о котором говорится в Откровении Иоанна Богослова: "Побеждающего сделаю столпом в храме Бога Моего, и он уже не выйдет вон; и напишу на нем имя Бога Моего и имя Града Бога Моего, нового Иерусалима, нисходящего с неба от Бога Моего, и имя Мое новое"; "Очи у Него как пламень огненный, и на голове Его много диа-дим. Он имел имя написанное, которого никто не знал, кроме Его Самого". (Откр. 3,12; 19,12). Таким образом, последователи Чурикова указывают на то, что пророчества Иоанна Богослова сбылись. Чуриков и есть воплощенный Бог с новым именем, ранее не существовавшим, не известным людям. И то, что Христос "пришел" в образе простого человека - Чурикова - также подтверждает пророчество Моисея: "Пророка из среды тебя, из братьев твоих (а значит, Брата, т.е. Братца), как меня, воздвигнет тебе Господь Бог твой, - Его слушайте". Снова последователи Чурикова ссылаются на "второе" имя Чурикова - "Братец", считая, что Чуриков изначально пришел и дал понять людям, что он и есть второе пришествие Христа, но люди его тогда не услышали, не поняли.

3. Христа 2000 лет тому назад сопровождали 12 Апостолов, а Чурикову помогали пять мудрых евангельских дев, встретивших небесного Жениха: "Тогда подобно будет Царство Небесное десяти девам, которые, взяв светильники свои, вышли навстречу жениху. Из них пять было мудрых и пять неразумных.... пришел жених, и готовые вошли с ним на брачный пир, и двери затворились" (Мф. 25,4,10). Чурикову помогали принимать народ сестрицы - пять девиц. Они жили с ним в одном доме, готовили, занимались хозяйством и помогали принимать ему страждущий народ, а после запрета властями бесед и собраний они приносили ему записочки от людей, стоящих у ворот, и относили им ответ Чурикова. Это и были своеобразные апостолы Чурикова-Христа, они не только помогали ему по хозяйству, но и внимали его учению, большое количество писем и бесед было посвящено этим женщинам.

4. Свои фотокарточки Чуриков часто подписывал цитатами из Евангелия от Иоанна, которые расцениваются последователями как указание Чурикова на себя как на Христа: "На это иудеи отвечали и сказали Ему: не правду ли мы говорим, что Ты Самарянин и что бес в Тебе?" (Ин. 8,48). Чуриков родился в Самарской губернии, и его последователи очень часто ссылаются на эту цитату. Еще одна цитата из Евангелия от Иоанна: "Многие из них говорили: Он одержим бесом и безумствует: что слушаете Его?" (Ин. 10, 20). Чуриков в 1989 г. по приказу властей на несколько месяцев был заключен в самарский сумасшедший дом. Ясно, что цитаты эти относятся к Христу. Так зачем же Чуриков подписывал ими свои фотографии, если он отрицал, что он второе воплощение Христа? Возможно, что только перед властями и церковью он отрицал свою божественную сущность, но своим последователям он все-таки позволял говорить о нем как о Боге во плоти. И не только позволял, но и хотел, чтобы они так думали, верили в его божественность, быть может, для того, чтобы они глубже проникали в его учение и сильнее верили в свое исцеление, а быть может - он и сам почитал себя за Бога, но боялся говорить об этом в открытую.

5. К Чурикову применяется пророчество о двух пророках из Откровения (И глава) и книги пророка Захарии (4 глава). Причем проводится параллель между первым и "вторым" пришествием Христа. Тогда Иоанн Креститель (из священнического рода) крестил Христа (Бога, по плоти человека из простого народа). При "втором" пришествии через явление двух пророков роль Иоанна Крестителя отводится отцу Иоанну Кронштадтскому - священнику, который благословляет Христа, т.е. Чурикова, человека также из простого народа. Но об этом благословении говорят только последователи Чурикова, сам он об этом нигде не упоминал. Поэтому говорить о достоверности факта благословления Иоанном Кронштадтским Чурикова мы не можем, вполне возможно, что это был лишь добавленный факт в его биографию ревнителями его учения для полноты его образа и оправдания его божественности.

6. К Чурикову-"Христу" относят и пророчество апостола Иоанна о пришествии Духа Утешителя: "Утешитель же, Дух Святой, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам" (Ин 15,26; 16,8-15). Чуриков и есть тот "Утешитель", который пришел, учит и возвещает будущее. По мнению членов общества трезвости в Вырице, о том, что пророчества действительно исполнились и верно поняты, свидетельствует множество чудес, сотворенных Чуриковым, которые человек делать не может, если не будет в нем Бог: "...Равви! Мы знаем, что Ты - учитель, пришедший от Бога; ибо таких чудес, какие Ты творишь, никто не может творить, если не будет с ним Бог" (Ин 3,2). Целительство Чуриковым самых тяжелых болезней было у всех на виду. Осталось огромное количество свидетельств исцеления Чуриковым многих физических и душевных недугов людей, обращавшихся к нему за помощью. Сам он отвергал лично для себя медицинское лечение и врачей. Он говорил: "Я во враче не нуждаюсь, а за вас не ручаюсь". Против всех болезней у Чурикова было одно средство - молитва и пост. Сам Чуриков никогда не прибегал к услугам врача и своих трезвенников к врачу не отправлял. Для него был только один врач - Господь; Чуриков призывал больных молиться, поститься и давал им некое исцеляющее маслице, которое он делал сам и раздавал страждущим. Это маслице, по свидетельствам очевидцев, обладало лечебным свойством и могло исцелить практически любой недуг. До сих пор в вырицком доме трезвости раздают это маслице, которое делается, конечно же, уже не самим Чуриковым, а его последователями, членами братского совета, но они продолжают верить и настаивать на том, что если вера крепка, то маслице обязательно поможет. Такие взгляды Братца будут понятнее, если учесть, что Братец в своих беседах использует только Св. Писание и Жития Святых, которые полны примерами чудесных исцелений без врачебной помощи. Но то, что через Братца люди исцелялись без врачей, трезвенники понимают как еще один убедительный аргумент в пользу того, что Братец - Бог, ведь и Христос тоже никого не отправлял лечиться к врачам.

7. Христос "вернулся" на землю совершить суд, поэтому Первая мировая война, а затем и революция 1917 г. и ее кровавые последствия стали в глазах трезвенников "Страшным судом" Христовым за то, что люди не узнали посетившего их Господа - Братца. Это мнение в обществе трезвенников поддерживается еще и послереволюционными беседами Братца, записи которых он не проверял, в отличие от бесед 1910-1912 гг., записанных и изданных И.М. Трегубовым. Послереволюционные беседы в 20-е гг. годы записывали по меньшей мере пять человек, а через много лет, после войны, четверо их редактировали. Поэтому многие беседы существовали не в одном варианте. Нынешние варианты бесед, используемые в проповедях на собрании в вырицксм доме, не безупречны, поэтому говорить о точности и дословности бесед Чурикова мы не можем, а значит, и не можем твердо утверждать, что Чуриков был согласен с тем, что впоследствии было записано его последователями под видом его бесед.

8. Последователи Чурикова многие моменты его жизни истолковывают как знаки, указывающие на его божественность. Но интересно, что семейное положение Чурикова они отвергают, утверждая, что он не был женат. Ни на официальном сайте "Общества христиан-трезвенников Братца Иоанна Чурикова", ни в беседах, ни в свидетельствах мы не находим упоминания о его семейной жизни, о его жене. Даже у Смолева в его, на наш взгляд, наиболее полной и структурированной биографии Чурикова нет ничего касательно его семейной жизни. Мы склонны полагать, что эти события жизни Чурикова опускаются намеренно, чтобы лишний раз подчеркнуть, что он Бог во плоти, что он жил в половой чистоте, как Иисус. Однако Василий Петрович Миньков, руководитель одной из общин последователей Братца Иоанна Чурикова, утверждает, что он был женат. Причем его женой была согрешившая монашка, которая забеременела и с горя решила утопиться. Но ее повстречал Чуриков и отговорил топиться, сказав, что они поженятся. Тем самым, по утверждению Минькова, Братец спас сразу две души. Но Чуриков настаивал на жизни в половой чистоте даже в браке, она этого не вынесла, так как была не готова к этому, и сошла с ума. Факт сумасшествия жены Чурикова упоминается также в некоторых статьях, посвященных обществу, причем это истолковывается как одно из событий, послуживших причиной начала проповеди Чурикова и наложения на себя железных вериг, его приезда в Кронштадт. Сам Чуриков в одном из своих писем писал: "Всем известно - болезнь моей жены заставила меня принять религиозную жизнь" [3, c. 116]. То есть сам Чуриков признавал наличие у него жены, что, как уже говорилось, настоятельно опускается его последователями, и это в их глазах является еще одним доказательством того, что Чуриков - второе пришествие Христа, живший в миру, но в половой чистоте.

9. Интересно, что божественную сущность Чурикова последователи "Общества духовных христиан-трезвенников Братца Иоанна Чурикова" также подтверждают числовой символикой, взятой из Библии. Знак о Боговоплощении в Чурикове последователи усматривают и в дате его ареста. Произошло это 19 апреля 1929 г. в Ленинграде. И вот как последователи Чурикова, верящие в его божественность, рассматривают эту дату через призму нумерологии: "Зная, что единица - символ Бога, начало всего (альфа), а девятка - символ Бога, конец всего (омега), первые и последние однозначные числа 1 и 9 (ноль не имеется ввиду), вспомним, что Дорогого Братца взяли от нас 19(1 и 9) апреля - четвертого месяца, и, вернувшись к символике четырех, увидим, что Бога вновь распял мир. Как распял и Христа на четырехконечном кресте и одежду Распятого разделил на 4 части между четырьмя воинами". То есть мир, по их мнению, вновь распял Бога в лице Чурикова. Эта интерпретация даты ареста Чурикова, была записана со слов его последователей при личной беседе. Мы считаем возможным говорить о том, что в "Обществе духовных христиан-трезвенников Братца Иоанна Чурикова" существует группа людей, последовательно занимающаяся обожествлением их основателя и учителя Иоанна Чурикова. Из ранее приведенных аргументов в пользу тезиса "Чуриков - Христос", видно, что основным источником для обожествления является Библия. Члены этого общества стараются найти и провести как можно больше параллелей между Чуриковым и пророчествами из Библии. При этом они хладнокровно усекают моменты его биографии, зная, что проверить их подлинность будет практически невозможно. Теперь они каждым словом, каждым действием Чурикова стараются оправдать его божественную сущность, доказать всем, что Чуриков и есть второе пришествие Христа, не узнанное и отвергнутое и церковью и людьми.

В заключение можно сказать, что из простого учителя, наставника, основателя общества трезвости Иоанн Чуриков превратился в Христа, в его второе пришествие, и процесс его обожествления не закончен, более того - он все больше и больше набирает обороты. Ведь сейчас никто открыто не запретит говорить его последователям, что Чуриков - Бог, никто не запретит проповедовать и доказывать это. Важно отметить, что аргументация в пользу его божественности меняется со временем и на сайте "Общества духовных христиан-трезвенников Братца Иоанна Чурикова", устаревшие доказательства божественности Чурикова заменяются на новые, изменяются цитаты из Библии, что-то убирается безвозвратно, т.е. процесс обожествления Чурикова эволюционирует. Сложно предположить, что будет через десятки лет и какие аргументы, доказывающие, что Чуриков - Христос, будут приводиться его последователями, но то, что этот процесс не остановить и он будет все масштабнее и масштабнее - это факт. Ведь в сравнении с "Православным обществом христиан-трезвенников Иоанна Чурикова" численность последователей "Общества духовных христиан-трезвенников Братца Иоанна Чурикова", почитающих Чурикова за Христа, в порядки раз больше. Они распространяют свою веру и учение и по России, и за ее пределами. А значит, большому количеству людей необходим новый Христос, необходима новая волна обновления их веры, а к чему это приведет - покажет только время.

Библиографический список

1. Библия-М., 2003.-1312 с.

2. Богу все открыто. Свидетельства трезвенников о деяниях Братца Иоанна - СПб., 2004. - 240 с.

3. Письма Братца Иоанна Самарского (Чурикова). - СПб., 2004. - 400 с.

4. Смолев И.Г. Слово к столетию со дня рождения Братца Иоанна Самарского 1861 - 1961 гг. -Л., 1961. - 140 с.

5. Юдин Н.И. Чуриковщина. - Л., 1963. - 61 с.

6. www.trezyost.com

------------------

1 См.: wvyw.trezvost.com; цитата приводится с учетом норм пунктуации, принятых в русском языке.

2 Смолев И.Г. Слово к столетию со дня рождения Братца Иоанна Самарского 1861 -1961 гг. -Л., 1961. - 140 с. Цитата приводится с учетом норм пунктуации, принятых в русском языке.

 
 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова