Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь
 

Исаак Сирин

О БОЖЕСТВЕННЫХ ТАЙНАХ И О ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ

К оглавлению


Беседа 33

 

Его же. О добрых и дурных изменениях, которые получаем мы от различного понимания Писаний.1

1. Также и это напоминаю я тебе, о человек, идущий <по пути> безмолвия,2 и даю тебе признак, истинность которого узнаешь ту по опыту. Ибо соответственно выбору чтение облегчает брату уныние и помрачение, когда он находится в келлии, и радуется он и ликует в Боге; и облегчается для него бремя трудов его, и утешается он, и получает подтверждение надежды и знание в разуме своем. А при изменении3 цели и способа чтения, над которым размышляет этот брат, он темнеет и грустнеет, и помрачаются помыслы его, и умаляется мир в глазах его.

2. Не говори мне, что, мол, бывает, когда он промыслительно оставлен в таких <состояниях>, даже вовсе без причины, словно бы ради упражнения в смирении.4 Я тоже не намереваюсь оставлять в стороне то, что невозможно для человека и что относится к домостроительству:5 такие <вещи> не уходят от меня. Я не говорю против промыслительной воли <Божией>. Однако причина появления этих <состояний> по большей части <кроется> в нас самих. Я имею в виду радость и грусть, тяжесть и утомление, сильную теплоту и радостное биение сердца, а также угасание этого. Хотя много раз, вообразив, что промыслительно оставлены мы в помрачении и беспокойстве, приближались мы к подобным мнениям,6 однако же тотчас, как только приближаемся мы к ним, ликование и радость встречают нас благодаря Писанию. Тогда понимаем мы, что <причиной всему> - наше собственное беспокойство и невнимание к рассудительной беседе <с Писанием>.

3. Ибо я сам прошел через много опытов подобного рода,7 и что я нашел, то и описал здесь в напоминание. <Написал же я об этом> из любви к братьям, и многие, думаю, получат пользу от этих опытов и преуспеют, когда поймут, что в половине <случаев появления> отяжеления в безмолвии <это чувство> разрушается <каким-либо> видом чтения, иногда же - мыслями,8 которые они вкушают благодаря свету мудрости, <заключенному> в словах <Писания>.

Ср. он же о Библии.


     1 Букв. "от изменений целей Писаний". ^

     2 Или "путешествующий в безмолвии". ^

     3 Букв. "А от сравнения". ^

     4 Букв. "упражнения и смирения". ^

     5 Или "Промыслу". ^

     6 Букв. "словам". ^

     7 Букв. "получил от этих <вещей> много опытов (большую опытность)". ^

     8 Букв. "различениями (puršane)". ^

 

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова