О БОЖЕСТВЕННЫХ ТАЙНАХ И О ДУХОВНОЙ
ЖИЗНИ
К оглавлению
Беседа 39
Созерцание на тему геенны, насколько может быть
дарована человеческому естеству благодать иметь мнение относительно
этих тайн.
1. Из высказываний блаженного Давида используем
следующий стих и воскликнем в изумлении: Как велики дела
домостроительства Твоего, Господи! дивно глубоки помышления Твои!1
Добавим <также>: Судьбы Твои - бездна великая;2
и, вместе с Павлом: Как непостижимы судьбы Его и неисследимы
пути Его.3
Но, как <говорит> Давид: Дела Господни верны, дела
Его - слава и красота.4
О, непостижимость сознания Господа: оно неизмеримо!5
Ибо такова доброта Его - неизменна и вечна; такова любовь,
таково преизобильное милосердие естества Его и предвидение творчества
Его, а также и прочие <свойства Его>. Итак, какова же причина
установления столь трудного предмета, как геенна? Удивления и изумления
перед этой тайной исполнены все, <обладающие> знанием истины.6
От этого созерцания, которое убегает от всякого исследования, отходят
в молчании7
все знающие и разумные,8
собеседники созерцания божественных тайн; они поклоняются таинствам
премудрости Того, Кому должно поклоняться в тишине, ибо также и
все действия Его должны <вызывать> изумление и поклонение.
2. Думать, что гнев, или ярость, или зависть, или что-либо подобное
может <иметь место> в этом <божественном> Естестве, было бы
в наивысшей степени отвратительно: никто из разумных и имеющих ум
не придет к такому безумию, чтобы думать что-либо подобное о Боге.
Также никак не можем мы сказать, что Он действует так из возмездия,
хотя буквальное <понимание> Писания может вести к этому.9
Ибо стыдно даже помыслить такое о Боге
- чтобы возмездие за злые дела могло быть обретено в Нем, ибо таким
образом мы приписали бы немощь этому Естеству - будто ради возмездия
использует Он такой великий и трудный предмет. Даже в людях, которые
живут благочестиво и праведно и у которых мысли полностью согласуется
с Божией волей, невероятно было бы обрести такое - тем менее в Боге:
будто бы Он делал что-либо из возмездия за злые дела, <о которых>
заранее <знал, что их совершат> те, чье естество с честью и великой
любовью привел Он в бытие. Знал Он и все деяния их, и однако не
иссяк10
для них источник благодати Его: даже после того, как они погрязли
во множестве злых <дел>,11
не отнял Он Своей заботы от них даже на мгновение.
Если человек
говорит, что лишь для того, чтобы явлено было долготерпение Его,
мирится Он с ними здесь, с тем, чтобы безжалостно мучить их там
- такой человек думает невыразимо богохульно о Боге, в соответствии
со своим ребяческим сознанием: он отнимает у Бога Его доброту, благость
и милосердие - то, благодаря чему Бог на самом деле терпит грешников
и злодеев. Такой <человек> приписывает Ему страстность - будто
Он не согласился на их мучение здесь, так как уготовал им более
тяжкое зло в обмен на кратковременное терпение. Такой <человек>
не только не приписывает Богу что-либо правильное и достохвальное,
но клевещет на Него.
3. Правильный образ мысли о Боге таков: благой Господь, Который
во всем, что делает, стремится помочь разумным <существам>, направляет
мысль о Суде на пользу тех, кто принимает этот трудный предмет.
Ибо было бы в наивысшей <степени> гнусно и абсолютно богохульно
полагать, что ненависть и обида существуют у Бога - даже против
естества демонов, - или думать, что какая-либо иная немощь, или
страстность, или что-либо еще, могущее появиться в процессе воздаяния
за доброе или злое, относится, по способу воздаяния, к этому славному
Естеству. Напротив, все, что считает Он полезным для нас, то и совершает
с нами, приносит ли это страдание или доставляет облегчение, причиняет
ли радость или боль, бывает ли чем-то незначительным или славным:
все это направлено к единому вечному благу, получает ли каждый осуждение,
или что-либо славное от Него, не по способу возмездия - да не будет!
- но в целях пользы, проистекающей от этого.
4. Как Он установил для Адама
смерть под видом приговора за грех и как посредством наказания Он
выявил наличие <греха>, хотя само <наказание> не было Его
целью, точно так же Он показал, будто <смерть> была установлена
для <Адама> как возмездие за его ошибку. Но Он скрыл Свою истинную
тайну, и под образом чего-то устрашающего Он спрятал Свое предвечное
намерение12
относительно смерти и Свой мудрый план13
относительно нее: хотя этот предмет может быть поначалу устрашающим,
позорным и трудным, тем не менее в действительности это - <средство>
перенесения нас в тот восхитительный и преславный мир. Без этого
не было бы возможно перейти отсюда и быть там. Создатель, когда
установил <смерть>, не сказал: "Это происходит с вами по причине
<уготованных вам> благ и более славной жизни, чем настоящая".
Напротив, Он показал ее как нечто злое и разрушительное. Опять же,
когда Он изгнал Адама и Еву14
из рая, Он изгнал их под личиной гнева: "Поскольку вы преступили
заповедь, вы оказались вне <рая>" - как если бы по причине недостоинства
их было отнято у них пребывание в раю. Но во всем этом уже присутствовало
домостроительство, совершенствующее и ведущее все к тому, что изначально
являлось намерением Создателя. Не непослушание ввело смерть в дом
Адама, и не нарушение заповеди извергло Адама и Еву из рая, ибо
ясно, что <Бог> не сотворил их для пребывания в раю - <лишь>
малой части земли; но всю землю должны были они покорить. По этой
причине мы даже не говорим, что Он изгнал их из-за нарушенной заповеди;
ибо если бы они не нарушили заповедь, они все равно не были бы оставлены
в раю навсегда.
5. Ты видишь, что, хотя промыслительная забота Божия ведет нас к
<цели, соответствующей> воле Его, <средства для> достижения
этой цели берутся, по внешнему <представлению>, от нас же; а
ведь Он любыми средствами достигает того, что предназначил Он к
нашей пользе. Все это потому, что, зная заранее нашу склонность
к впадению во всякие пороки, Он предвидел разрушительные последствия
этого. Итак, эти самые <последствия> Он премудро15
сделал входом, <ведущим> к благам и к исправлению нашей поврежденности:
это <блага>, которые только Ему известны. Но после того, как
мы на практике мало помалу получали помощь от этих вещей, когда
они происходили, мы осознали и поняли их; ведь не могло все произойти
иначе, чем в соответствии с тем, что Бог предвидел.16
Вот каковы все дела Его, хотя <все> может представляться нам
по-другому: Он ничего <не делает> ради возмездия, но взирает
на пользу, которая должна произойти от Его <действий>. Одним
из таких <предметов> является геенна.
6. Что касается меня, то я думаю, что Он намеревается показать чудный
исход и действие великого и неизъяснимого милосердия со стороны
этого преславного Создателя в отношении этого установленного <Им>
тяжкого мучения, чтобы благодаря этому еще более было явлено богатство
любви Его, сила Его и мудрость Его, а также сокрушительная сила
волн благости Его. Не для того милосердный Владыка сотворил разумные
<существа>, чтобы безжалостно подвергнуть их нескончаемой скорби
- тех, о ком Он знал прежде их создания, во что они <превратятся
после сотворения>, и которых Он <все-таки> сотворил. Тем более,
что замышлять зло и предпринимать месть свойственно страстям тварей,
а не Создателю. Ибо это <свойственно людям>, которые не знают
или не сознают то, что они делают или думают, когда что-либо
случается с ними;17
ибо если какое-либо событие произойдет с ними неожиданно, воспламенением
гнева возбуждаются они к отмщению. Такое отнюдь не <свойственно>
Создателю, Который даже до того, как начертал картину тварного бытия,
знал все, что случилось прежде и что <случится> впоследствии
в результате действий, а также и намерений разумных <существ>.
7. Но чтобы какой-либо человек из ревностно воображающих, что они
ревнуют об истине, не подумал, что мы вводим от себя нечто новое,
о чем древние православные Отцы не говорили, как если бы мы выдвигали
мнение, не соответствующее истине, пусть всякий желающий обратится
к писаниям Блаженного Толкователя18
- человека, который был исполнен благодатных даров и которому были
вверены сокровенные тайны Писаний, чтобы он наставлял на путь к
истине всю общину Церкви; кто прежде всего просветил нас, восточных,19
премудростью: видение нашего ума не в силах вместить блеск его сочинений,
вдохновленных божественным Духом. Ибо мы не отвергаем слова его
- да не будет! Напротив, как одного из апостолов мы принимаем <его>,
и всякий, кто противостоит словам его, кто вносит споры по поводу
его толкований или сомневается относительно его произведений - такого
считаем мы чуждым церковной общине и погрешающим против истины.
Итак, хотя мы могли бы доказать <наше учение> на основании множества
отрывков из многих томов его, тем не менее он излагает <дело>
особенно ясно в конце первого тома, составленного им против тех,
кто говорит, что грех присущ <человеческому> естеству.
8. Из блаженного Феодора Толкователя.20
После других просветленных <мыслей> он говорит так: "В грядущем
мире те, кто здесь избрал прекрасное, удостоятся похвал и наслаждения
благами; злые же, которые в течение всей своей жизни были обращены
к злым <делам>, после того, как наказанием и страхом перед ними
исправятся разумом своим, изберут добро, ибо они осознают,
что тяжко согрешили и что упорствовали в злых, а не добрых <делах>;
через это получат они знание прекрасного учения о страхе Божием
и научаются, чтобы добровольно придерживаться этого: так удостаиваются
они наслаждения богатства Божия. Ибо Он никогда бы не сказал: Пока
не отдашь до последнего кодранта,21
если бы нам было невозможно, когда мы расплатимся за грехи наши
посредством мучений, освободиться от них. И Он не сказал бы бит
будет много и бит будет меньше,22
если бы мучения, измеряемые в соответствии с грехами, в конце концов
не имели бы завершения".
9. Вот что ясно и неприкровенно, в словах открытых, прямых и незатемненных
ради познания и научения любителей истины вместе с другими подобными
<мнениями> передал в своих книгах блаженный Феодор; вот каких
мнений должны мы придерживаться о Боге, Создателе всего, о Его наказаниях
и о грядущем Суде.
10. Поскольку, по слову Господа нашего, свидетельство двух человек
истинно,23
- и особенно в случае мужей столь чудных, просветленных и божественных,
- подтвердим слово наше свидетельством другого, столь же истинного
свидетеля, как и первый, из чьего источника пил и сам яснозвучный
Феодор, - <а именно> мудрейшего Диодора, великого учителя Церкви.24
11. Святого Диодора, епископа Тарсийского.
Также и блаженный Диодор, чудный среди учителей и наставник его,25
соглашается с <этим> мнением и со властью излагает его в книге
"О Промысле", в Слове пятом, говоря так: "Награда за труды, достойная
справедливости Создателя, уготована праведникам; а мучения - злым,
впрочем - не навечно". Итак, "даже для последних небесполезно будущее
состояние бессмертия;26
ведь если они подвергаются мучению только на краткое время, которое
они заслужили в соответствии со степенью их порочности и их лукавства,
то они лишь получают по заслугам соответственно степени своих дел,
и страдание испытывают они <лишь> в течение короткого времени;
наслаждаться же бессмертием будут они вечно".
Он возвращается к тому же слову и,
уточняя его, говорит: "Если награда за труды столь велика, то насколько
большим является время бессмертия по сравнению с временем борений,
то есть <по сравнению> с миром сим; ведь продолжительность мучений
намного меньше, чем множество грехов. Ибо воскресение из мертвых
не должно восприниматься как <относящееся только> к добрым: оно
также и ради злых. Ибо благость Божия дает без меры, а наказывает
умеренно".
12. Таковы слова и таково мнение блаженного Диодора. Но в Слове
шестом он говорит и другие вещи, а именно: "Бог ведь в благих наградах
скрывает меру трудов; в величии же благодати уменьшает Он наказание
тех, кто терпит мучение, и сокращает его продолжительность. Он даже
не позволяет времени мучения длиться столько же, сколько <требовалось
для совершения> злых дел. Хотя Он воздает их меньше, чем они заслужили,
- точно так же, как Он продлевает наслаждение добрых за пределы
меры и времени,27
так как награда не имеет конца, - тем не менее, как я уже сказал,
неизвестно, будет ли благость Божия всегда терпеть наличие зла,
<причиняющего чувство> виновности и наносящего вред осужденным".28
13. Далее, повторяя слово свое, говорит он, что "приговор Суда и
мучений - не столь продолжителен, как наслаждение Царства, которое
обретем мы тогда", а также другие <слова>, подобные этим, содержащие
то же мнение и сказанные с той же целью. Он также входит в обсуждение
вопроса о демонах29
и их великой наклонности ко злу: "даже такая великая злоба, как
их, - говорит он, - не превосходит меру благости Божией".
14. Такие и подобные восхитительные прозрения и мнения, ведущие
к любви и изумлению Создателем, принадлежат этим великим столпам
Церкви, <когда говорят они> о домостроительстве и грядущем Суде
Божием, о великом сострадании Божием, которое в своем излиянии превосходит
и побеждает злые дела тварей. Они30
изгоняют из сознания ребяческое мнение о Боге - <мнение> тех,
кто вводит зло и страстность в естество Его, <говоря>, что из-за
обстоятельств времени31
Он изменяется. Они также учат нас о Его наказаниях и мучениях, будь
то здесь или там, <и о том>, какие милосердные помыслы и какую
цель Он имеет, позволяя <мучениям> находить на нас, и какие прекрасные
последствия проистекают от них. <Речь не идет о том>, что в этих
мучениях мы должны погибнуть, или <о том>, что мы будем претерпевать
их вечно; <напротив>, по-отцовски посылает Он их нам, а не из
мести, что было бы признаком ненависти. Их <цель> - чтобы мы
думали о Боге и познавали <Его>, и чтобы изумление Им приводило
нас к любви к Нему, и чтобы устыдились мы и исправили поведение
наше в здешней жизни.32
15. Вернемся же к нашей теме и продолжим наше прежнее рассуждение,
утвердившись в том, что всемудрый наш Бог, Который благ, делает
все для нашего исправления и не попускает ничего для нашей погибели
или во зло нам, а также в том, что есть конец у этих болезненных
<наказаний>, но не у тех благ. Ибо Он попускает первые для того,
чтобы мы изменились и воспользовались тем, что ведет нас к добру
и чтобы утверждались в <добре>. Таким образом, все виды и формы
наказаний и мучений, которые <происходят> от Него, попускаются
Им не для того, чтобы воздать за деяния прошлого, но использует
Он их ради <последующей> пользы, происходящей от них. Он не приводит
нам на совесть наши прошлые поступки, кроме как для того, чтобы
они возбудили в нас ненависть к греху.
Вот что говорят Писания и о чем напоминают
нам, как мы часто показывали в пространном изложении выше, <а
именно> что Бог - не мститель за зло, но исправитель зла: первое
свойственно злым <людям>, тогда как последнее <свойственно>
отцу. <Писание> показывает,33
будто Он попускает добро и зло как возмездие, тогда как Его цель
- не в этом, но <в том, чтобы> возбудить в нас любовь и страх,
чтобы посредством последнего мы очистили свой образ жизни, а посредством
любви возрасли к разумной добродетели.
16. Если бы это было не так, то какое соответствие было бы между
пришествием Христа и делами поколений, которые были до Него? Неужели
воздаянием за те злые дела кажется тебе это великое сострадание?
Скажи мне, если Бог - мздовоздаятель, и по способу возмездия совершает
<дела> Свои, в чем именно усматриваешь ты здесь доказательство
возмездия, о, человек? Покажи мне!
17. Итак, не будем приписывать <делам> Божиим и <действиям>
по отношению к нам намерение отомстить. Напротив, <будем говорить>
об отцовском промышлении, о мудром домостроительстве, о совершенной
воле, направленной к нашему благу, о совершенной любви. Где любовь,
там нет возмездия; а где возмездие, там нет любви. Любовь, когда
совершает добрые дела или исправляет прошлые поступки, не воздает
тем самым за дела прошлого.34
Но заботится она о том, что наиболее полезно в будущем: она исследует
грядущее, а не прошедшее.
И если противным образом думаем мы,
тогда, в соответствии с таким ребяческим взглядом, Создатель окажется
немощным, - я говорю как человек, - ибо после того, как созданное
Им растлилось против Его воли, Он задумал какое-то другое средство
и в воздаяние за его растление уготовал для него <множество>
зол. Такие мнения являются немощными по отношению к Создателю!
18. Ибо если мы задумаемся о том, что поистине есть некое сокровенное
домостроительство в движении творения, и если мы исследуем судьбы
Божии, которые несут <в себе> некую тайну, - ибо негодны такие
выражения и такое словоупотребление, когда к Естеству Создателя
мы приближаемся созерцанием, так как они несостоятельны в отношении
знания и свойств этого Естества, проявляющихся в действиях <Божиих>,35
- <тогда> придем и воскликнем Богу вместе с блаженным Давидом,
говоря: Судьбы Твои - бездна великая! Поистине, таково сознание,
которое ощутило, по дару духовного знания, то, что превыше тела
и что является более внутренним, чем <словесные> выражения и
телесные образы.
19. Хотя и <говорится> о ярости, гневе, ненависти и прочем применительно
к Создателю, мы не должны представлять, что Он также и делает что-либо
из гнева, ненависти или зависти. Многие образы употреблены в божественных
Писаниях по отношению к Богу, которые весьма далеки от естества
Его. И как разумное естество мало помалу все более просвещается
и умудряется в святом знании о тайнах, сокрытых в словах о Боге,36
- то есть, что мы не все должны понимать как написано, но <что
мы> должны видеть под телесной внешностью37
повествований сокровенное домостроительство вечного знания, которое
ведет всех, - точно так же многое предстоит нам постичь и ощутить,
<по отношению к чему> наше теперешнее знание окажется противоположным
<тому, каким оно будет> тогда;38
и все тамошние устроения уничтожат всякое точное мнение,39
которое мы имеем сейчас в наших предположениях относительно истины.
Ибо много поистине бесконечных вещей, которые даже не приходят в
наше сознание здесь - даже в качестве обещаний или обетований.
20. Поэтому мы говорим, что даже в мучениях и приговоре геенны есть
некая тайна, ибо премудрый Творец взял <в качестве> отправного
пункта для ее <будущего> исхода лукавство дел наших и воли нашей,
дабы исполнить Свое домостроительство, в котором содержится умудряющее
учение и неизъяснимая польза, <сокрытые> как от ангелов, так
и от людей, а также от тех, кто претерпевает наказание, будь то
демоны или люди, - <сокрытые> в течение всего того времени, пока
властвует назначенный срок.
21. Если грядущий мир есть полностью <царство> благодати, любви,
милости и благости, и если также воскресение из мертвых есть доказательство
милосердия Божия и преизобильной любви Его, за которую невозможно
ничем воздать, как же такое домостроительство будет <предполагать>
воздаяние за добрые или злые <дела> наши? Ибо о воздаянии говорят,
когда воздающий мало помалу приходит к <мысли> о воздаянии в
результате происходящих добрых и дурных действий, и в соответствии
с ними: вместе с ежедневными переменами в действиях меняется и его
знание, и помыслы его <меняются> по причинам, связанным с <обстоятельствами>
времени.40
22. Если бы Царство и геенна с самого появления добра и зла не были
предусмотрены в сознании благого Бога нашего, тогда не были бы вечными
помыслы Божии о них; но праведность и грех были известны Ему прежде,
чем они проявили себя. Таким образом, Царство и геенна суть следствия
милости, которые в своей сущности задуманы Богом по Его вечной благости,
а не <следствия> воздаяния, даже если Он и дал им имя воздаяния.
Если бы мы, опять же, говорили или
думали, что <это> действие не преисполнено любви и милосердия,
это было бы мнением, исполненным богохульства по отношению к Господу
Богу нашему. Даже <говоря>, что Он подвергнет нас огню ради страданий,
мучения и всяких болей, мы приписываем божественному Естеству вражду
к самим разумным <существам>, которых Он сотворил по благодати;
<то же самое - если мы говорим>, что Он действует или думает
из злобы, мстительности или <желания> расплаты, как если бы Он
мстил Самому Себе. Среди действий Его нет ни одного, которое не
было бы исполнено милости, любви и сострадания: это есть начало
и конец Его отношения к нам.41
Ибо действия Его по отношению к нам не имеют начала или отправного
пункта;42
что же касается нас, то всякое действие у нас происходит во времени
и имеет начало. Да будет достопоклоняемо доброе сострадание Господа
Бога нашего и Его неизмеримая щедрость: ибо Он многократно угрожает,
но по благодати Своей укорачивает наказание ради того, чтобы любовь
к Нему возросла в нас. Да будет имя Его благословенно! Аминь.
23. Окончено слово, которое, в согласии с божественной целью, сказано
о духовном понимании великого грядущего Суда, насколько божественной
благодатью дано нашей немощи иметь мнение относительно столь высокого
намерения43
Жизнодавца всех Бога, Отца всего.
Далее о том же
1
Ср. Пс.91:6. ^
|
2
Пс.35:7. ^
|
3
Рим.11:33. ^
|
4
Ср. Пс.32:4; 110:3. ^
|
5
Вар. "Промысл", "цель". ^
|
6
Вар. "знатоки (гностики) истины". ^
|
7
Букв. "отворачиваются и обращаются к молчанию". ^
|
8
Вар. "знатоки (гностики) и словесные (разумные)". ^
|
9
Букв. "хотя Писания могут на поверхности полагать такое". ^
|
10
Или "не иссох". ^
|
11
Букв. "жили во многих пороках". ^
|
12
Букв. "Свой вечный помысел". ^
|
13
Букв. "и цель премудрости Своей". ^
|
14
Букв. "дом Адама". ^
|
15
Вар. "хитро". ^
|
16
Синтаксис этого абзаца сложен. ^
|
17
Букв. "с нами". ^
|
18
"Блаженный Толкователь" - Феодор Мопсуестийский. ^
|
19
Имеется в виду восточно-сирийская традиция. ^
|
20
Ср. Феодор Мопсуестийский. Против утверждающих, что грех присущ
человеческому естеству (Clavis patrum graecorum 3860). ^
|
21
Мф.5:26; Лк.12:59. ^
|
22
Лк.12:47-48. ^
|
23
Ср. Ин.8:17. ^
|
24
Диодор Тарсийский был другим не менее авторитетным для восточно-сирийской
традиции писателем. ^
|
25
Т.е. Феодора Мопсуестийского. ^
|
26
Сир. dubbara d-la mayotuta - "образ жизни (поведение) бессмертия". ^
|
27
Т.е. за пределы того, что они заслужили. ^
|
28
Смысл фразы: неизвестно, будет ли Бог вечно терпеть наказание
грешников за их грехи. Иначе говоря, Диодор в данном тексте
оставляет вопрос о возможности вечных мучений открытым. ^
|
29
Букв. "вводит рассуждения даже о личностях демонов". ^
|
30
Т.е. мнения Феодора и Диодора. ^
|
31
Букв. "из-за причин и времен". ^
|
32
Преп. Исаак подчеривает, что мысль о не-вечности мучений не
ведет человека к беспечности; скорее наоборот, помышляя о
милосердии Создателя, человек стыдится своих злых дел и стремится
исправиться. ^
|
33
Вар. "Он (Бог) показывает". ^
|
34
Буквальный перевод этой фразы затруднителен. ^
|
35
Букв. "по сравнению с действиями". ^
|
36
Т.е. в словах Писания о Боге. ^
|
37
Букв. "телесностью", "вотелеснением". ^
|
38
Букв. "противоположным тамошним вещам". Смысл сказанного преп.
Исааком заключается в том, что многое в будущем веке окажется
противоположным тому, что нам представляется сейчас. ^
|
39
Букв. "всякую точность сознания". ^
|
40
Букв. "и помыслы его суть причины и от времен получают начало".
Смысл сказанного: о воздаянии можно говорить, когда некто
следит за происходящими событиями и в зависимости от них замышляет
наказание или награду; Бог же заранее знает все, что произойдет,
и Его мысль не меняется в результате действий людей. ^
|
41
Букв. "Его движения по отношению к нам". ^
|
42
Букв. "в Нем нет начала движения действий, которые Он предвидит
в отношении нас". ^
|
43
Или "сознания". ^
|
|