Георгий Флоровский
ВОСТОЧНЫЕ ОТЦЫ IV ВЕКА
Об авторе
К оглавлению
7.
Меньшие богословы IV-го века.
I.
Св. Евстафий Антиохийский.
1. О0 жизни св. Евстафия мы знаем немного. По указанию
блж. Иеронима он был родом из памфииийскаго памфилийского города
Сид. Но год его рождения установить трудно, - неизвестен год его
епископского посвящения и потому нет вовсе данных даже приблизительно
судить о его возрасте. Приблизительно в 319-320 году он был епископом
в Веррии, в Сирии, - в эти годы, как сообщает Aеодорит, в качестве
Веррийскаго епископа он получил от Александра Александрииского список
с его известного послания против Ария к Александру Солунскому. Перед
самым Никейским собором Евстафий был избраи избран на Антиохийскую
кафедру. Уже разогрелась арианская смута и Евстафий сразу был вовлечен
в борьбу. Он, по-видимому, не всеми был признан в Антиохии... На
Никейском соборе св. Евстафий был одним из главных защитников единосущия».."
Этим и объясняется последующая борьба с ним антиникейцев. В Антиохии
Евстафий вел напряженную борьбу с арианами и арианствующими, - между
прочим и литературную. Древние авторы высоко ценили его догматическую
деятельность и Афанасий называл его «"исповедником».." Вокруг него
кипела вражда и вскоре над ним нависло подозрение. в савеиланстве.
В 330 году в Антиохии собрался довольно многочисленвый собор с возвратившимися
из ссылки Евсевием Никомидийским и Феогнисом Никейским во главе,
и на нем Евстафий был низложен, - «"на самом деле, - говорит Созомен,
- за то, что одобрял никейскую веру».." Трудно решить, какой предлог
был выставлен для прикрытия. Евстафий был сослан «"в западные пределы
государства»" и отправился в ссылку со множеством клириков. Место
ссылки точно неизвестно. В 337 году, когда все сосланные никейцы
были возвращены из ссылки, Евстафия уже не было в живых.
2. Евстафий был плодовитым писателем. Из его многочисленных
творений полностью сохранился только обширный экзегетический трактат:
«"0 чревовещательнице»" (против Оригена). От других его книг сохранились
только немногие отрывки, о подлинности которых к тому же все еще
идут споры. Феодорит говорит о составленном Евстафием толковании
на пререкаемый текст Притчей (см. 8:22) и приводить отрывок из введения.
У других писателей сохранилось еще 15 отрывок из этого толкования.
Сохранились отрывки из объяснения на некоторые псалмы. Евстафию
принадлежит обширное обличение против ариан, не менее, чем в 8 книгах,
из которого сохранилось только несколько выдержек у Факунда и в
библиотеке Фотия. По-видимому, в большей части это обличение имело
тоже экзегетический характер. Иероним называл еще книгу: «"0 душе»,,"
из которой сохранилось у разных писателей одиннадцать фрагментов,
- написана она, по-видимому, против ариан. Иероним говорит о «"великом
множестве писем»,," - они не сохранились. Вряд ли можно считать
принадлежащей Евстафию недавно изданную беседу на воскрешение Лазаря.
Все остальные творения, приписываемые св. Евстафию, ему не принадлежат.
По-видимому, литературная деятельность Евстафия была связана более
всего с противоарианской полемикой. К этому он был хорошо подготовлен,
- со знанием Писания он соединял серьезную философскую эрудицию.
3. Как экзегет, Евстафий был решительным противником
аллегоризма и опирался прежде всего на «"букву повествования».."
Он широко пользуется библейскими параллелями и в частности показывает,
что речь явившегося в Аэндоре Самуила составлена из раннейших его
пророчеств о Сауле. Текст он разбирает подробно и чутко. Об Оригене
Евстафий отзывается иронически: вместо того, чтобы начертать образ
многострадального Иова, как пример терпения, «"он по старушечьи
проводил время обратившись легкомысленно к именам его дочерей»..."...
4. С совершенной ясностью можно судить еще только
о христологии Евстафия. Странным образом о его Троическом богословии
у нас нет подробных данных. В христологии Евстафий с особой силой
останавливался на раскрытии полноты человеческой природы. Он говорит
о двух природах. По Божественной природе Христос единосущен Отцу,
и будучи «"отдельным лицом»" пребывает неизменно со Отцом. Он есть
Божественное Слово и Премудрость, и чрез него сотворено все, - «"Божественнейший
Сын Бога ЖивагоЖивого»,," рожденный из несозданной сущности Отца,
преискренний Образ Отца. Против докетов Евстафий говорил о действительности
воплощения, против ариан - о человеческой душе Христа: «"разумная
душа Иисуса единосущна душам людей, совершенно так, как и плоть,
происшедшая от Марии, единосущна плоти людей».." 0 О человеческой
природе Воплощенного Слова он говорит обычно: «"человек Христос»"
или «"человек Христа»..."... Человек-Христос есть «"образ Сына»,,"
храм Божественной Премудрости и Слова, его «"человеческое обиталище
или скиния»..."... Бог Слово «"несет»" на Себе Свое человечество,
«"непрерывно»" в Нем обитает... Человечество Христа в воскресении
«"возвышается и прославляется».." Это «"приобретенная слава»,,"
которой прежде «"богоносный человек»" Христа не имел. В сотериологии,
по-видимому, Евстафий подчеркивал нравственный момент: Спасителя
в одном отрывке он называет «"началом прекраснейших путей праведности».."
- Все это сближает Евстафия с позднейшим «"антиохийским богословием,
с Диодором Тарсским, прежде всего, - неясности в языке св. Евстафия
были отмечены уже в древности. Однако, на Ефесском соборе его авторитет
противополагали Несторию, что ясно говорит против всякой попытки
приписывать Евстафию крайности Антиохийскаго диофизитизма.
VII. Меньшие богословы
ІV-ro века. - 1. Св. Евстафий Антиохийский. Основное издание Алляция
(1629), - Migne, t.18; книга против Оригена переиздана А. Jahn'ом Texte
und Untersuchungen, H, 4, 1886; новое издание фрагментов F.
Cavallera (1905). См. F.
Cavallera, Le schisme d'Antioche,
1905; свящ Д. A. Лебедев, Из эпохи арианских стюров, Павлин и Зинон,
епископы Тирские, Виз. Временник, XX, 1913; Н. П. Кудрявцев, Евстафий
Антиохийский, Богословский Вестник, 1910, 3, 5, 7-8, 9; F. Zцpfel,
Die trinitarischen und christologischen Anschaungen des
Bischofs Eustathios von Antiochien, Theol. Quartalschrift, 1923; Д. V. Seilers, Eustathius
of Antioch, and bis place in the early history of Christian doctrine,
1928. -
|