КАЛЬВИН
Кальвин Ж. Наставления в христианской вере. Можайск: РГГУ, 1997. Т. 1-3.
См. Шафф о полемике кальвинизма и арминианства. Сун-Чжон и Пиков о
Кальвине;
См. Реформация.
Edmondson, Stephen. Calvin's Christology. Cambridge University Press, 2004.
Ревуненкова о его концепции реформации, 2011.
О нем:
Из "Библиологического словаря"
священника Александра Меня
(Мень закончил работу над текстом к 1985 г.; словарь оп. в трех томах фондом Меня (СПб., 2002))
К досье Меня
КАЛЬВИН (Calvin), Иоганн, Ковен Жан (1509-64), один из деятелей
Реформации, переводчик и толкователь Библии. Род. во Франции в зажиточной
семье. Первоначально готовился стать католич. священником, изучал
богословие и право, но наблюдения над упадком церк. жизни и знакомство
с идеями *Лютера привели К. к решительному разрыву с умеренно-реформистской
традицией, а затем и с католицизмом вообще. Позднее в своем предисловии
к толкованию Псалтири К. изображал этот поворот как подлинное обращение.
Ощутив призыв Слова Господня, он раз и навсегда выбрал свой путь.
«Тогда, о Боже, — писал К., — я сделал то, что было моим долгом,
и со страхом и слезами, проклиная свою прежнюю жизнь, направился
по Твоему пути». Гонения на протестантов вынудили К. бежать в Швейцарию.
В Базеле он с горечью убедился, что протестантизм здесь свелся к
религ. анархии. Это побудило К. взяться за свой гл. труд «Христианская
институция» («Institutio religionis christianae», 1536), к-рый он
впоследствии много раз переписывал. Понимая Слово Божье как абсолютный
и единственный закон, реформатор построил новую церк. систему, выведенную
исключительно из буквы Писания. При этом он, естественно, принужден
был сделать гл. акцент на ВЗ, поскольку в НЗ он не нашел разработанных
правил для обществ. устройства. В результате его церк.-политич.
система приняла жесткую форму, аналогичную ветхозав. законничеству.
В 1536 К. прибыл в Женеву, где ему удалось возглавить протестантское
движение. Борьба Женевы против Савойи упрочила власть К. и превратила
его в неограниченного диктатора. Дотоле кабинетный ученый, он стал
править сурово и непреклонно, сознавая себя чем-то вроде библ. пророка,
призванного пересоздать общество. Евангельский дух любви был оттеснен
церк. режимом тоталитарного типа. Развлечения, искусство, свобода
мысли жестоко подавлялись. Воцарилась всеобщая слежка, и была установлена
сложная система кар. Жертвами их пали многие вольнодумцы, в т. ч.
и *Сервет, к-рый был сожжен на костре по инициативе К. Недовольство
тиранией стало скоро настолько сильным, что К. пришлось уехать в
Страсбург (1538), но в 1541 он вернулся и оставался на своем посту
до конца дней.
К. перевел Библию на франц. язык и написал к ней ряд комментариев,
лучшим из к-рых признается коммент. к Рим (1539). Толкования на
книги ВЗ реформатор писал в последние женевские годы жизни. В какой-то
мере он использовал свои знания, вынесенные из школы гуманистов,
но в целом его толкования носили догматическо-назидательный характер
с акцентом на конфессиональной полемике. В сфере исагогической К.
проявлял больший консерватизм, чем Лютер. Впрочем, по его мнению,
вопрос *атрибуции Евр является открытым, что не затрагивает его
каноничности и апостольского характера. Аналогичным образом судил
К. и о 2 Петр. «Поскольку, — писал он, — величие Духа Христова проявляется
в каждой части послания, я не решусь его отвергнуть, хотя все усилия
увидеть в нем подлинный язык Петра тщетны». Как и Лютер, К. относился
к Апокалипсису осторожно и комментария к нему не написал. В понимании
*боговдохновенности К. склонялся к *вербализму. Определение книг
*канона он считал не делом Церкви, а исключительно сверхъестеств.
актом «дивного совета Божия». К. исходил из мысли, что в Библии
полнота истины содержится в законченном виде. Отвергнув *Предание,
реформатор настаивал на строго буквальном понимании всего свящ.
текста как универсального и обязательного норматива для жизни общества,
при этом К. не делал различия между ВЗ и НЗ. Лишь в нек-рых случаях
он допускал исключения: напр., когда ему указывали, что в ВЗ существовало
искусство (украшения в Храме), он возражал, что то была уступка
«слабости времени». Толкуя мысли ап.Павла о свободе, К. рационализировал
*антиномию человеческой свободы и Божественного предвидения и считал
свободу иллюзорной. Поскольку все предусмотрено, каждый человек
предопределен либо к спасению, либо к погибели. Никто не знает своей
конечной участи и поэтому должен трудиться в полной покорности воле
Божьей.
Влияние кальвинизма усилилось после того, как он нашел почву во
Франции (реформаты, или гугеноты). Современные богословы признают
ценность гл. обр. двух идей К.: убеждения, что через Библию Бог
обращается к человеку, и веры в социальную роль христианства. Эти
идеи в 20 в. развивал *Барт. Но конкретное применение их самим реформатором
привело к превращению христианства в «религию книги» и к фарисейскому
законничеству замкнутой «общины праведников».
u Opera quae supersunt omnia, Braunschweig, 1863-1900, v.1-59;
Opera Selecta, Munch., 1926-62, v.1-5; в рус. пер.: Отрывки из трактата
«Наставление в христианской вере», в кн.: Хрестоматия по истории
средних веков, т.2, ч.2, М., 1938; Наставление в христианской вере,
т.1-3, М., 1997.
l Б е л я е в А., К. и кальвинизм, ПБЭ, т.8, с.140-76; В и п п
е р Р.Ю., Влияние К. и кальвинизма на политич. учения и движения
XVI в., М., 1894; Г е й с с е р Л., История Реформации, М., 1892;
Жертвы Кальмана (пер. с англ. Н.М.), «Странник», 1915, № 2, 3; К
а р е е в Н., История Западной Европы в новое время, т.2, Реформация
и политич. жизнь в XVI и XVII вв., СПб., 1893; Л и х а ч е в а Е.О.,
Европ. реформаторы Гус, Лютер, Цвингли, Кальвин, СПб., 1872; Н а
з а р е в с к и й В., Иоанн К. — реформатор XVI в., ПО, 1878, №
5/6; П о р о з о в с к а я Б.Д., Иоганн К., его жизнь и реформаторская
деятельность, СПб., 1891; П о р ш н е в Б.Ф., К. и кальвинизм, ВИРА,
1958, сб.6; Э г л е П., Жан К., БВс, 1982, № 3; B r e e n Q., John
Calvin, Hamden, 1968; K e m p f F.D., A Bibliography of Calviniana.
1959-74, Freiburg, 1975; N i e s e l W., Calvin — Bibliographie
1901-1959, Munch., 1961; P a r k e r T.H.L., John Calvin, L., 1975.
|