А.Н.Володина
XVII в. на Руси был отмечен упадком монашеской жизни. В это время
возникло более ста новых обителей, но все они в основном были неблагоустроенны
и малолюдны. Существовало два типа малых монастырей. Первый - представлял собой
своеобразные общины, оформившиеся вокруг некоторых приходских храмов 1. И другой
- монастыри, образовавшиеся рядом с кельей отшельника-монаха. К этому типу относится
небольшая пустынь в Вологодских лесах, связанная с именем ее основателя - Симона
Воломского.
Сегодня одним из главных источников по истории обители является
житие прп. Симона Воломского. Нам известно около десятка списков. Самый ранний
из них (первоисточник) датируется 80-ми годами XVII в. (ГИМ, Синод. собр., № 406).
В.О.Ключевский отмечает, что текст был составлен "очевидцем", человеком лично
знавшим Симона, что подчеркивает уникальность жития, как исторического источника
2. Согласно житию, прп. Симон родился 8 сентября 1586 г., в вотчине Иосифо-Волоколамского
м-ря. В 1610 г. принял постриг в Красногорском м-ре. В 1613 г. поселился на реке
Кичменге в глухом месте, называемом Воломы. Здесь он жил один пять лет. Постепенно,
вокруг Симона начали собираться люди. Он отправился в Москву с просьбой "в непроходимом
черном лесу обитель составити и братию собрати" (л. 21 об.-22). Царь Михаил Федорович
вручает ему жалованную грамоту - владеть землей в радиусе 10 верст от кельи. Но
окрестные крестьяне стали гнать его с этих земель: поджигали церковь, пытались
отобрать грамоту, и в 1641 г. 12 июля прп. Симон был убит. С 1646 г. известны
чудеса. Канонизирован прп. Симон предположительно в 80-е годы XVII в. 3
Крестовоздвиженская Симоно-Воломская пустынь была основана в
начале XVII в. и просуществовала чуть больше ста лет. В 1764 г. она была упразднена
Екатериной II указом "О штатах" 4. Территориально пустынь находилась в 60-65 км
к юго-западу от города Великий Устюг Вологодской губернии, в верховьях реки Кичменги
(приток реки Юг), в лесах, называемых Воломскими или Воломы. До 20-х гг. ХХ в.
на Воломах был приход, объединивший несколько деревень. В советское время своды
Крестовоздвиженской церкви были разрушены, в здании оборудовали зерносклад. В
70-е г. воломских жителей переселили ближе к городу, и это место с тех пор находится
в запустении.
В настоящей работе, кроме общего ознакомления с историей вновь
выявленного памятника истории и архитектуры, мы сделали попытку проследить развитие
иконографического ряда этого малоизвестного святого. нами рассмотрены все известные
на сегодняшний день изображения прп. Симона: книжная миниатюра XVII в., сохранившиеся
росписи Крестовоздвиженской церкви и несколько поздних икон. А также сопоставлены
росписи и житие прп. Симона. Описание росписей проводится впервые и является наиболее
важной задачей настоящего доклада, так как памятник разрушается с катастрофической
быстротой, и через несколько лет от изображений может ничего не остаться.
Известно, что первая икона преподобного была написана в 1648
г. Исаией Гольцовым. В 1648 г. устюжский изограф Михаил Гаврилов Чистый, знавший
Симона при жизни, написал новую икону, которая была помещена над ракой. Эта информация
приводится в перечне посмертных чудес. Судьба их неизвестна. Описания их нет.
Самое близкое по времени изображения прп. Симона - лицевая миниатюра,
открывающая рукописное житие, к. XVII в. Это изображение выдерживает сравнение
с описанием иконописного подлинника: "насед, брада корчевата, концы космачки...
власы велики по плечам, в мантии, без схимы" (РНБ, Q.XVIII.11, л. 153 об., 12
июля). Изображений XVIII в. пока не найдено. Основной иконографический материал
содержится в росписях бывшей монастырской церкви.
Считается, что ныне существующую Крестовоздвиженскую церковь
построил сам Симон. В росписях храма подтверждается это предание. Однако, строительство
Крестовоздвиженской церкви, согласно Известиям Императорской Археологической Комиссии
относится к 1760 г. 5 Проведенный нами архитектурный анализ подтверждает эту датировку.
Росписи выполнены мастером местной школы, без золота, в приглушенных
пастельных тонах. Размещены они на стенах четверика и на сводах апсиды. Каждый
сюжет оформлен тянутой штукатурной рамой. По манере исполнения изображения можно
отнести уже к XIX в. Мы рассмотрим все шесть сюжетов. Их содержание четко придерживается
жития прп. Симона и иллюстрирует основные моменты, связанные с основанием пустыни.
По житию церковь прп. Симон строит во имя Воздвижения Животвотворящего
Креста, но ее сжигают. На северной стене церкви сохранился небольшой фрагмент
росписи - изображение кровли колокольни с вырывающимися языками пламени. 23 января
1620 г. Ростовский митрополит Варлаам 6 благословил освятить новую Крестовоздвиженскую
церковь. Рядом расположен сюжет, повествующий об этом. Прп. Симон и еще некий
человек изображены стоящими на фоне церкви. Над ними сохранился текст, комментирующий
изображение.
Дважды пытались крестьяне отобрать у Симона царскую грамоту.
И два следующих сюжета повествуют о мучениях святого и его смерти. В житийном
списке пер. четв. XVIII в. появляется упоминание березы, выросшей на месте его
кончины (РГАДА, Рукоп. собр. Ф.Ф.Мазурина, № 604, л. 63). Это дерево присутствует
и в росписях.
На западной стене размещены два оставшихся сюжета. Один из них
почти весь сбит. Сохранилась верхняя часть - голова прп. Симона (справа) и верхняя
часть фигур двух крестьян (слева) на фоне неба и деревьев.
Последний сюжет очень напоминает икону. Здесь уже нет посторонних
действующих лиц. Прп. Симон изображен в полный рост, в монашеской одежде и клобуке,
с посохом в руке. Как и во всех сюжетах, борода Симона седая, длинная и не вьющаяся.
До сегодняшнего дня иконы прп. Симона были не известны. Нами
было выявлено семь иконографических образов, находящихся в Вологде и Вологодской
области. Все они относятся уже к XIX в. Как и в росписях, изображение прп. Симона
не придерживается строго описания подлинника. На одной из икон даже появляется
схима. Любопытны две идентичные иконы, изображающие в полный рост прп. Симона
и св. прав. Прокопия Устюжского.
Мы видим, что целый ряд моментов недостаточно освящен. В этом
году нами были привезены образцы росписей для проведения технологической экспертизы
и точной датировки, но это остается пока вопросом дальнейших исследований. Продолжается
также поиск более ранних изображений. Поскольку Симон Воломский мало известен,
то для дальнейших исследований необходимо собрать информацию как текстовую, так
и изобразительную. Мы надеемся, что работа в этом направлении привлечет внимание
к разрушающемуся памятнику.
1. Камкин А.В. Православная церковь на Севере
России: очерки истории до 1917 г. Вологда, 1992. С. 63.
2. Ключевский В.О. Древнерусские жития святых как исторический
источник. М., 1971. С. 344.
3. Власов А.Н. Неизученные историко-литературные памятники Устюжского
края XVII в. // ТОРДЛ. Л., 1988. Т. 41. С. 402-403.
4. Зверинский В.В. Материал для историко-топографического исследования
о православных монастырях в Российской Империи. Т. 2. СПб., 1892, под № 735.
5. Описание памятников русского зодсчества по губерниям. V. Вологодская
губерния. - Известия Импраторской Археологической Комиссии. Вып. 64. Птр., 1917.
6. До 1668 г. Великий Устюг с окрестностями входил в состав Ростовской
епархии. См.: Титов А.А. Летопись Великоустюжская. М., Трапезников, 1889. С. 122.
/2002/
|