БЁМЕ (Bohme) Якоб
Его: Аврора. - Ключ.
Бердяев: новые книги о Б., 1926.
Из "Библиологического словаря"
священника Александра Меня
(Мень закончил работу над текстом к 1985 г.; словарь оп. в трех томах фондом Меня (СПб., 2002))
К досье Меня
БЁМЕ (Bohme) Якоб (1575-1624), нем. протестантский мыслитель. Род.
в Силезии в зажиточной крестьянской семье. Обучившись ремеслу сапожника,
поселился в Герлице, где и провел большую часть жизни. Под влиянием
пастора Мартина Меллера, стремившегося преобразовать лютеранское
учение, Б. стал знакомиться с мистич. натурфилос. и алхимич. лит-рой.
Особенно волновала его проблема зла и *теодицеи. Решение ее было
подсказано Б. не столько книгами, сколько личным мистическим опытом.
По свидетельству самого Б., дважды (в 1600 и 1610) он пережил состояния
озарения, когда ему открылась сущность вещей. Пытаясь передать этот
опыт, Б. написал книгу «Аврора, или Утренняя заря в восхождении»
(«Morgenrote im Aufgang oder Aurora», [S.l.], 1612). По форме она
представляла собой род толкования на *Шестоднев. Несмотря на перегруженность
астрологич. и алхимич. терминологиями, на запутанность изложения,
странные образы и темные *аллегории, этот труд Б. обладает огромной
поэтической силой и глубиной мысли. *Гегель считал Б. самородком,
положившим начало оригинальной нем. философии. Размышления Б. начинаются
с тайны *Грехопадения. Одним из первых среди толкователей Библии
он отверг мысль, будто зло явилось в природе в результате Адамова
непослушания. Когда был сотворен человек, единый организм природы,
«древо» ее, было уже раздираемо противоположными силами. «Нет ничего
в природе, что не заключало бы внутри себя доброго и злого; все
движется и живет в этом двояком побуждении». Полярность мира проистекает
из Бога, в Котором потенциально пребывает все. Вселенная полна динамики,
огня, вечного «кипения»; и в Самом Боге нельзя видеть неподвижное
Начало. Сокровенный Отец, проявляя Себя в Слове (Сыне), соединяет
тайну этого проявления со Своей непостижимой сущностью через Духа.
Его силы рождают мир. «Из сил Божиих возникло небо; из неба возникли
звезды; из звезд возникли стихии; из стихий возникли земля и твари».
Этот богосл. эволюционизм Б. местами приближается к пантеизму, хотя
последовательным пантеистом Б. не был. Его мысли свойственны антиномичность,
парадоксальность, недосказанность. По мнению Б., противоположности,
когда они заключены в Божестве, имеют гармоничный характер. Когда
же свободная воля духовных существ пыталась подняться выше Бога,
полярности приобрели мучительный, темный характер. Падение Люцифера
в силу взаимосвязанности всех уровней творения сказалось и на Вселенной
в целом. Но эта катастрофа ее не погубила. «Ибо земная и поврежденная
природа от начала своего сотворения и до сего дня непрестанно трудилась
над тем, чтобы мочь произвести небесные образы, как в земле, так
и в людях и зверях». Этот процесс Б. сравнивает с муками рождения.
Он решительно отвергает учение *Кальвина о предопределении. Человеку
дарована свобода, несмотря на то, что «вещество, из которого был
создан Адам, было несколько заражено диавольским недугом». Человек
мог преодолеть это темное начало, но поддался искушению, к-рое поработило
его. Спасение человеку принес Сам Бог, воплотившись в Иисусе Христе.
Через Него свет проникает в падший мир. Он есть заря нового бытия,
к-рая брезжит во всем, что есть доброго в человеке. «Все люди таковы,
будь они христиане, иудеи, турки или язычники; в ком есть любовь
и кротость, в том есть и свет Божий». Заря Христова предшествует
великому Дню, когда зло в мире будет окончательно побеждено. В своих
последующих писаниях, в частности, в «Теоскопии», вошедшей в сб.
«Христософия» (Chrtistosophia, [S. l.], 1623), Б. углубил свое учение
о противоположностях. Пока Бог представляет собой неизреченную «Бездну»
(«Abgrund»), Он не может стать Творцом. Тайна Триипостасности есть
саморазличение в Боге, которое же производит противоположности в
твари, — искажаясь, она рождает зло, а устремляясь к Богу, — добро.
Творение и искупление есть единый процесс, полный борьбы, «буйства»,
надежды и великого завершения.
Книги Б. вызвали гонения против него со стороны лютеранских ортодоксов.
Его даже пытались изгнать из Гирлица. Позднее идеи Б., несмотря
на то, что они чужды строгой филос. и богосл. логике, оказали большое
влияние на европ. мысль, в частн., на Гегеля, *Шеллинга, А.Шопенгауэра,
Ф.Баадера, Вл.*Соловьева, *Бердяева. В Россию его книги проникли
уже в кон. 17 в. и были полностью переведены в 18 в. (изданы лишь
частично). Архиеп. Филарет (Гумилевский) находил рукописи его трудов
даже в крестьянских домах. На нек-рых была надпись «иже во святых
отца нашего Иакова Бемена».
u Sammtliche Schriften, Bd.1-11, Stuttg., 1955-61; в рус. пер.: Christosophia,
или Путь ко Христу, кн.1-9, СПб., 1815, репр., М., 1990; Aurora,
или Утренняя заря в восхождении, М., 1914.
l Б е р д я е в Н.А., Из этюдов о Якове Б., «Путь»,
1930, № 20-21; Г о л о в и н А.В., Филос. воззрения
Якоба Б., «Уч. зап. каф. обществ. наук вузов Ленинграда», Л., 1969,
Вып.10; Г о р ф у н к е л ь А.Х., Философия эпохи
Возрождения, М., 1980; Л е в е н В.Г., Якоб Б.
и его учение, «Вестник истории мировой культуры», 1958, № 5;
Н е м а н о в И., Антихрист, или таинств. источник великой
мудрости одного нем. башмачника, «Наука и религия», 1968, № 6-7;
НЭС, т. 5; ПБЭ, т. 2, с. 374-77; B e n z E., Der
Prophet Jakob Bohme, Mainz, 1959; G r u n s k y H.A.,
Jakob Bohme, Stuttg., 1956; K o y r № A., La philosophie
de Jacob Boehme, P., 1929.
|