ЛОПУХИН Александр Павлович
Промысл Божий в истории человечества,
СПб., 1892
Толковая Библия под его редакцией.
См. библеисты.
Из "Библиологического словаря"
священника Александра Меня
(Мень закончил работу над текстом к 1985 г.; словарь оп. в трех томах фондом Меня (СПб., 2002))
К досье Меня - Библия.
- Библеисты.
ЛОПУХИН Александр Павлович (1852-1904), рус. правосл. церк. писатель, переводчик,
библеист, деятель церк. просвещения. Род. в семье священника Саратовской губ.
Окончил СПб.ДА (1878), писать и печататься начал еще в студенч. годы. После выпуска
Л., как хорошо знающий англ. язык, был направлен псаломщиком в США (1879-82),
где трудился при рус. посольской церкви в Нью-Йорке. Сотрудничая в англ. правосл.
журнале, Л. внимательно изучал амер. жизнь, особенно религиозную. Отмечая ее недостатки,
он в то же время стремился вникнуть во все положительные стороны американской
церк. деятельности. Впоследствии он выпустил ряд статей и книг на эту тему. В
них он дал яркую картину жизни амер. христиан и показал, чего следует остерегаться
и чему можно научиться у них православным. Особенно приветствовал Л. интерес и
любовь к Библии в Америке. Вернувшись в Россию, Л. занял кафедру сравнит. богословия
в СПб.ДА (1883), а с 1885 перешел на каф. древней истории, к-рую занимал до конца
дней.
За сравнительно короткую жизнь Л. сделал очень много для рус. духовного просвещения:
был ред. «Церковного Вестника», «Странника», «Общедоступной богословской библиотеки»
и *«Симфонии». По его инициативе стал издаваться полный перевод творений свт.*Иоанна
Златоуста. Много статей написал Л. для «Православной богословской энциклопедии»,
первые тома к-рой он редактировал. В переводе Л. изданы обширные труды *Фаррара,
*Ульгорна, Мартинсена, Фомы Кемпийского, «История Церкви» Д.Робертсона и И.Герцога.
Л. задумал и начал первую полную рус. *«Толковую Библию» (ее 1-й том вышел в год
смерти Л.). Л. был вдохновителем издания «Христианство, наука и неверие на заре
ХХ в.» — серия книг, первая из к-рых, о *Гарнаке, вышла в 1902. В Энциклопедии
Брокгауза и Ефрона (1-е изд.) Л. вел библ. и церк.-историч. разделы.
Ряд статей Л. посвящен актуальности правовых норм *Пятикнижия; статьи были
объединены им в работе «Законодательство Моисея» (СПб., 1882). В ней он, в частн.,
подчеркивал, что ВЗ ставил Закон Божий выше царского произвола. К этой работе
примыкает очерк о судебнике *Хаммурапи: «Вавилонский царь правды Аммураби и его
новооткрытое законодательство в сопоставлении с законодательством Моисеевым» (СПб.,
1904). Издав учебник по библ. истории, Л. приступил к выпуску гл. труда своей
жизни: «Библейская история при свете новейших исследований и открытий». Книга
состояла из трех больших томов, снабженных иллюстрациями историч. и археологич.
характера. В плане *исагогики Л. следовал консервативной традиции *Вигуру, мн.
из статей к-рого перевел и включил в свою «Библейскую историю». Первое ее прижизненное
издание вышло в 1889-95, второе издание начало выходить в 1913 и осталось незаконченным
(издано ок. половины всего текста в 5 томах). Хотя эта книга и встречала резкую
критику в науч. и богосл. кругах, она завоевала широкую популярность. Автор в
живой и доступной форме подвел итоги библеистике старого типа, к-рая оставалась
в оппозиции к *новой исагогике.
Ветхозав. пророки, ХЧ, 1876, № 5-6; Библия и новейшие открытия в области иероглифических
надписей на памятниках древнего Египта, ХЧ, 1878, № 7; Руководство к библ. истории
Ветхого и Нового Завета, СПб., 1888-89; Промысл Божий в истории человечества,
СПб., 1892; Незаписанные в Евангелии изречения Христа Спасителя и новооткрытые
изречения Его, СПб., 18982; К вопросу о том, что такое Библейская история, ЦВ,
1890, № 39-40; Апостол Павел в центрах классич. мира, ХЧ, 1896, № 9-12; Два слова
в защиту Библейской истории, СПб., 1894; Библия и Вавилон, СПб., 1904 (в сотрудн.
с *Рыбинским).
l *Б о г о р о д с к и й Я., Что такое Библейская история, ПС, 1890, № 5-6;
Б р о н з о в А. Памяти проф. А.П.Л., «Странник», 1905, № 9; Некрологи: «Историч.
Вестник», 1904, № 10; «Виленский Вестник», 1904, № 373; «Моск. Ведомости», 1904,
№ 235.
РУССКИЕ ПИСАТЕЛИ-БОГОСЛОВЫ
Историки Церкви. Исследователи и толкователи Священного Писания
Биобиблиографический указатель. 2-е изд. М.: Пашков дом, 2001.
Номер страницы указан после текста на этой странице
К оглавлению
Лопухин Александр Павлович (1852—1904)
Александр Павлович Лопухин родился 10 октября 1852 года в семье священника Саратовской епархии. В 1878 году окончил Санкт-Петербургскую Духовную Академию и как знаток английского языка был направлен псаломщиком для служения в русской посольской церкви в Нью-Йорке. Вскоре после отъезда в «Церковном вестнике» были напечатаны «Путевые заметки русского псаломщика». Неся послушание в Америке, Александр Павлович сотрудничал в американском журнале «The Oriental Church Magazine», издававшемся при церкви. Через два года он вернулся на родину. По возвращении Александр Павлович издал «Жизнь за океаном: очерки религиозной, общественно-экономической и политической жизни в США», «Религия в Америке», «Римский католицизм в Америке: исследование о современном состоянии и причинах быстрого роста Римско-Католической Церкви в Соединенных Штатах Америки». Это сочинение было представлено им на соискание степени магистра богословия.
В 1883 году Александр Павлович занял кафедру сравнительного богословия в Санкт-Петербургской Духовной Академии, а в 1885 году, после выхода в отставку профессора А.И. Предтеченского, перешел на кафедру древней истории, которую занимал до конца жизни.
327
Александр Павлович сделал очень много для русского духовного просвещения. В 1886—1887 годах он издал и напечатал перевод произведений бывшего капеллана королевы Виктории Фаррара «Жизнь Иисуса Христа», «Жизнь и труды св. Апостола Павла». В переводе Лопухина были изданы также труды Фомы Кемпийского, Г. Ульгорна и других. По отзыву современника, «в свои переводы, всегда высоколитературные, Лопухин вносил освещение событий с точки зрения православного богослова». Им был издан перевод полного собрания Творений святого Иоанна Златоуста, первые шесть томов этого издания вышли под его редакцией.
С 1886 года, в течение шестнадцати лет, Александр Павлович вел в «Церковном вестнике» отдел заграничной летописи, а в 1892 году он был избран редактором «Христианского чтения», а затем и редактором «Церковного вестника». В должности редактора этих академических журналов он проработал десять лет. С 1893 года Александр Павлович состоял редактором и издателем журнала «Странник». По отзыву его сотрудника, «приближение к жизни и оживотворение религиозных идей и церковно-историчес-ких фактов — вот чем дышало редакторское руководство Александра Павловича». За годы работы его редактором существенно возросло число публикаций по Священному Писанию, общей церковной истории, литургике, церковной археологии, догматическому и нравственному богословию. А.П. Лопухин начал также издавать бесплатные приложения к журналу, которые рассылались подписчикам в качестве премий и сами по себе представляли научную ценность: «Жизнь и труды святых Отцев и Учителей Церкви», четырехтомный труд придворного протоиерея И.В. Толмачева «Православное Собеседовательное Богословие», «История Христианской Церкви в XIX веке», «Симфония на Ветхий и Новый Завет», «Православная Богословская энциклопедия, или Богословский энциклопедический словарь». В качестве приложения Александр Павлович начал издавать «Толковую Библию, или Комментарий на все книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета». В первом издании Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона Александр Павлович вел библейский и церков-
328
но-исторический разделы. С 1902 года он предпринял издание богословско-апологетических трактатов под общим заглавием «Христианство, наука и неверие на заре XX века». При его жизни подписчики получили критическое изложение лекций профессора А. Гарнака «О сущности христианства», апологетический трактат «Воскресение Христово как величайшее и достовернейшее из чудес». В дальнейшем работа над этими изданиями была продолжена его преемниками.
Благодаря такой обширной и разнообразной деятельности Александр Павлович Лопухин приобрел известность не только в России, но и за границей. Издания, на которых стояло его имя, пользовались доверием среди читателей. Главным трудом А.П. Лопухина по праву считается «Библейская история при свете новейших исследований и открытий». «По нашему глубокому убеждению, Библейская история может стать неисчерпаемым источником нравственного и высшего исторического воспитания для всякого более или менее способного к серьезной умственной жизни человека, — писал Александр Павлович в предисловии. — Всякая история есть воспитательница ума и сердца и учительница мудрости, но Библейская история в этом отношении стоит выше всех других историй, потому что предмет ее — центральные пункты духовной жизни человечества, и в ней раскрываются глубочайшие законы всемирно-исторического развития».
Усиленные занятия подорвали здоровье ученого. Александр Павлович Лопухин скончался 22 августа 1904 года и был погребен на Никольском кладбище Александро-Невской Лавры. В надгробном слове ректор Академии епископ Сергий сказал: «Его всегда будут вспоминать подписчики его журналов, бесчисленные читатели его литературных произведений, его книг, статей, наконец, его переводов, то есть все те, кого он, благодаря своему таланту изложения и знанию языков, сделал участниками или хотя бы созерцателями духовной, умственной жизни христианских народов». Некрологи опубликовали «Правительственный вестник», «Биржевые ведомости», «Тифлисский листок», «Виленский вестник», «Одесские новости», «Московские ведомости» и «Новости дня».
329
Печатные труды
859. Апостол Павел в центрах классического мира // Христиан, чтение. — 1896. — Ч. 2.
860. Библейская история Ветхого Завета: В 2 т. — Репр. изд. — Сергиев Посад: Свято-Троиц. Сергиева Лавра, 1998.
861. Библейская история Ветхого Завета. Первое заграничное издание. — М., 1990. — 402 с. — На тит. л.: Репр. воспроизведение изд. 1887 г.: Монреаль, 1986.
862. Библейская история Ветхого Завета: Руководство для школ и самообразования. — 2-е изд., испр., со снимками древних памятников. — СПб., 1896. — XII, 454 с: ил.
863. Библейская история при свете новейших исследований и открытий: Ветхий Завет: В 2 т. — СПб.: Тузов, 1889—1890.
Т. 1: От сотворения мира до пророка Самуила. — 1889. — XXXII, 1000 с.
Т. 2: От пророка Самуила до Рождества Христова. — 1890. — XXXVIII, 1042 с: ил.
864. Библейская история при свете новейших исследований и открытий: Ветхий Завет: В 5 т. — СПб.: Тип. Трея, 1913—1915. — Беспл. прил. кжур. «Странник».— 1913—1915.—Т. 2—5: Тип. «Грамотность».
Т. 1. — 1913. — III, 337 с, 3 л. ил. Т. 2. — 1914.—IV, 460 с: ил. Т. 3. — 1915. —364 с: ил. Т. 4. — 1915. —XII, 416 с: ил. Т. 5.—1915.—XII, 354 с.
865. Библейская история при свете новейших исследований и открытий: Новый Завет: В 1 т. — СПб.: Тузова, 1895. — XXXII, 1184 с, 1 л. карт.: ил.
866. Библия и Вавилон. — СПб., 1904.
867. Библия и естествознание. — СПб.: Тип. Деп. уделов, 1877. — 9 с. — Из: Церков. вестник. — № 26.
868. Библия и научные открытия на памятниках Древнего Египта: (Библейско-исторические очерки). — СПб.: Тип. Добродеева, 1885. — 151 с.
330
869. Библия и новейшие открытия в области иероглифических надписей на памятниках Древнего Египта. — СПб.: Тип. Еле-онского, Ценз. 1878. — 24 с.
870. Брак и соединенные с ним отношения по законам Моисея. — СПб., 1879. — 30 с. — Отт. из: Христиан, чтение. — 1879. — Янв.
871. Вавилонский царь правды Аммураби и его новооткрытое законодательство в сопоставлении с законодательством Моисеевым. — Пг.: Тип. Сойкина, 1904. — 53 с. — Отт. из: Странник.
872. Ветхозаветные пророки: Библейско-историческая характеристика // Христиан, чтение. — 1876. — Май — июнь.
873. Внешние отличия духовенства в первые века христианства. — СПб.: Тип. Деп. уделов, 1879. — 12 с.
874. Голос истории против отрицательной критики // Христиан, чтение. — 1895. — Ч. 2.
875. Государственное управление по законам Моисея // Христиан, чтение. — 1879. — Май —июнь.
876. Два слова в защиту Библейской истории при свете новейших исследований и открытий: Вынужденная отповедь двум критикам. — СПб.: Тип. Стасюлевича, 1894. — 19 с.
877. День в Ливадии: Из воспоминаний о поездке в Ливадию к месту кончины в Бозе почившего царя-миротворца. — СПб., 1897. — 30 с.
878. Древняя гражданская история: Конспект лекций, читанных студентам С.-Петербургской Духовной Академии. — СПб.: Лит. Богданова, 1896. — 95 с.
То же. — СПб.: Лит. Фомина, 1899. — 94 с.
879. Жизнь за океаном: Очерки религиозно-общественной, экономической и политической жизни в США. — СПб.: Тип. Добродеева, 1882.—XII, 401 с.
880. Законодательство Моисея: Исследование о семейных, социально-экономических и государственных законах Моисея, с приложением трактата: Суд над Иисусом Христом, рассматриваемый с юридической точки зрения. — СПб.: Тип. Елеонского, 1882. —VI, 313 с.
331
881. Заокеанский Запад в религиозно-нравственном отношении: Публичные лекции, читанные Великим постом 1886 г. в Обществе распространения религиозно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви, в пользу недостаточных студентов С.-Петербургской Духовной Академии и воспитанников С.-Петербургской Духовной семинарии. — СПб.: Тип. Елеонского, 1886 (обл. 1887). — 84 с.
882. Земля и собственность по законам Моисея // Христиан, чтение.— 1881. —Ч. 1.
883. Идея Промысла Божия в истории, преимущественно по воззрению блаженного Августина и Боссюэта: Речь, читанная на торжественном акте С.-Петербургской Духовной Академии 4 февр. 1892 г. — СПб.: Тип. Катанского, 1892. — 87 с.
То же. — 2-е изд. — СПб.: Типо-лит. Лопухина, 1898. — 126 с.
884. Из поездки в Червонную Русь и по ее окрестностям: Путевые впечатления во время проезда чрез Галицию летом 1895 года. — СПб.: Типо-лит. Пухира, 1897. — Извлеч. из: Церков. вестник. — 1896.
885. Ироды, их династия, ее представители и их судьба. — СПб.: Тип. Лопухина, 1900.
886. Конспект лекций по древней гражданской истории, читанных студентам 2-го курса С.-Петербургской Духовной Академии... в 1889—1890 учеб. году. — СПб.: Лит. Гробовой, Ценз. 1890. — 24 с.
... в 1891—1892учеб. году. История Ассиро-Вавилонии. —СПб.: Лит. Богданова, 1892. — 22 с.
887. Конспект лекций по древней гражданской истории, читанных студентам С.-Петербургской Духовной Академии в 1894— 1895 годах. — СПб.: Лит. Богданова, 1895. — 107 с. — На 1-й с: Обзор важнейших школ или направлений в современной историографии.
888. Конспект лекций по философии истории, читанных студентам 1-го курса... в 1890—1891 учеб. году. — СПб.: Лит. Богданова, 1891. —28 с.
... в 1891—1892 учеб. году. — 1892. — 25 с. ... в 1892—1893 учеб. году. — 1893. — 16 с. ... в 1893—1894 учеб. году. — 1894. —21 с.
332
889. Кризис в отрицательной школе: К вопросу об исторической достоверности Книги Деяний Апостольских // Христиан, чтение. — 1896. — Ч. 2.
890. Лекции по философии истории, читанные в 1900— 1901 году студентам С.-Петербургской Духовной Академии. — СПб.,
1901. —86 с.
891. На берегах Рейна: Из путевых заметок и впечатлений одного из участников 5-го Международного старокатолического конгресса в Бонне (5 июля — 26 авг. 1902 г.). — Пг.: Тип. Лопухина,
1902. — 66 с.
892. Настоящее и будущее Православия в Америке: Лекция. читанная в торжественном собрании Братства Пресвятой Богородицы 9 февр. 1897. — СПб.: Типо-лит. Пухира. — Извлеч. из: Церков. вестник. — 1897. — № 9—11, 13, 14.
893. Незаписанные в Евангелии изречения Христа Спасителя и новооткрытые изречения Его: С фотоснимком с новооткрытого памятника древней письменности. — СПб.: Типо-лит. Лопухина, 1897.—20 с.
То же. — 2-е изд., испр. и доп. — СПб.: Тип. Лопухина, 1898. — 31 с: ил. — Библиогр. в конце кн.
894. Новое поприще для миссии Святой Православной Церкви: Несториане или сирохалдейцы, их происхождение, история, теперешнее состояние и стремление к Православию: Чтение на торжественном собрании С.-Петербургского Братства Пресвятой Богородицы 2 февр. 1898 г. — СПб.: Тип. Лопухина, 1898.
895. Обращение св. Апостола Павла // Христиан, чтение. — 1880.— 4.2.
896. Отзыв о труде Ф. Вигуру «Библейский словарь. Вып. 1— 12» // Христиан, чтение. — 1893. — Ч. 1.
897. Памяти Афанасия Федоровича Бычкова. — СПб.: Тип. Лопухина, 1899. — 13 с. — Извлеч. из: Церков. вестник. — 1899. — № 14.
898. Памяти историка С.-Петербургской Духовной Академии И.А. Чистовича: Некролог. — СПб., Ценз. 1893. — 11с. — Извлеч. из: Церков. вестник. — 1893. — № 45.
899. Первобытное человечество, его история, культура и Древность: (По учению Откровения, Быт. 4 и 5 гл. и изысканиям
333
ХеГ
1879. - 25 с. _ Из; Христиад_
91с.
900.
русского
901. Религия в Америке. — СПб.: Тип. Добродеева, 1882. — VIII, 272 с.
902. Речь, произнесенная пред публичной защитой представленной на соискание степени магистра диссертации под заглавием «Римский католицизм в Америке». — СПб.: Тип. Деп. уделов, 1881. — 16 с. — Извлеч. из: Церков. вестник.
903. Римский католицизм в Америке: Исследование о современном состоянии и причинах быстрого роста Римско-Католичес-кой Церкви в Соединенных Штатах Северной Америки. — СПб.: Тип. Добродеева, 1881. — VI, 440 с.
904. Руководство к Библейской истории Ветхого Завета. — СПб.: Тузов, 1888. — VIII, 431 с.
905. Руководство к Библейской истории Нового Завета. — СПб.: Тузов, 1889. — VII, 464 с.
906. Свобода религиозной совести в Америке: (Очерк отношений Церкви и государства в историческом развитии и современном состоянии в Соединенных Штатах Северной Америки). — М.: Унив. тип., Ценз. 1881. — 84 с.
907. Святой Иоанн Златоуст как проповедник человеколюбия и милостыни // Христиан, чтение. — 1897. — 4.1.
908. Семидесятилетие духовно-академического журнала «Христианское чтение» (1821—1895). — СПб., 1896. — 30 с. — Извлеч. из: Христиан, чтение. — 1896.
909. Сношения американской Епископальной Церкви с Православным Востоком по вопросу о соединении Церквей // Христиан, чтение. — 1882. — Ч. 2; 1883. — Ч. 3.
910. Современный Запад в религиозно-нравственном отношении: (Публичные лекции, читанные Великим постом 1885 и 1886 гг. в Обществе распространения религиозно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви в пользу недостаточных студентов С.-Петербургской Духовной Академии. — СПб.: Тип. Елеон-ского. Ценз. 1885. — 79 с.
334
911. Столетие Православной миссии в Северной Америк. 1794—1894 гг.: Исторический очерк ее деятельности в памяти . iu летнего юбилея, 25 сент. 1894 г. — СПб.: Тип. Катанского 1894 (обл. 1885]. — 33 с. — Извлеч. из: Христиан, чтение. — 1894.
912. Церковно-религиозная жизнь и богословская мысль в России по запискам Пальмера. — СПб.: Тип. Елеонского, Ценз. 1883. — 97 с. — Из: «Странник».
913. Экзаменационный конспект по древней общей гражданской истории. — СПб.: Лит. Богданова, 1896—1900.
... на 1895—1896 учеб. год. — 1896. — 15 с. ... на 1897—1898 учеб. год. — 1899. — 15 с. ... на 1899—1900 учеб. год. — 1900. — 16 с.
Переводы, издание, редакция
914. Апостолическая конституция папы Льва XIII о поддержании и утверждении обрядности и дисциплины Восточных Церквей: Полный текст в рус. пер. с критическими замечаниями. — СПб.: Печатня Яковлева, 1895. — 2, 19 с.
915. История Христианской Церкви в XIX веке: С иллюстрациями, представляющими портреты знаменитейших деятелей и изображения важнейших событий XIX в.: В 2 т. / Изд. — Пг., 1900— 1901. — Беспл. прил. к журн. «Странник».
Т. 1: Инословный христианский Запад. — Пг., 1900. — VI, 588 с.: ил.
Т. 2: Православный христианский Восток. — Пг.: Тип. Лопухина, 1901. —VI, 758 с: ил.
916. Православная Богословская энциклопедия, или Богословский энциклопедический словарь, содержащий в себе необходимые для каждого сведения по всем важнейшим предметам богословского знания в алфавитном порядке / Изд. под ред. проф. А.П. Лопухина и др. — Пг., 1900—1911. — Т. 1—11 (А — Константинополь). — Изд. не завершено.
917. Размышления о жизни, страданиях и Воскресении Господа нашего Иисуса Христа. Новооткрытое сочинение Фомы Кемпий-ского / Пер. с лат. подлинника. — СПб., 1900.
918. Симфония на Ветхий и Новый Завет: Обстоятельный в алфавитном порядке свод слов и текстов канонических книг Биб-
335
лии по тексту русского перевода, изданного с благословения Св. Синода / Изд. — СПб.: Тип. Лопухина, 1900. — 1616 с. То же. — [Репр. изд.) — СПб., 1994.
919. Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского, в русском переводе: В 12 т. — СПб.: Тип. Лопухина, 1896—1906.
920. Толковая Библия, или Комментарий на все книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета: Т. 1—12 / Под ред. А.П. Лопухина. — СПб.: Печ. граф. ин-та Лукшевич, 1904—1913 (Общедоступная богословская б-ка). — Беспл. прил. к жури. «Странник». — 1904—1913.
То же. — 2-е изд. — [Репр. изд.] — Стокгольм: Институт перевода Библии, 1987. — На тит. л. вых. дан. ориг.: Петербург, 1904— 1913.
921. Фаррар Фредерик Вильям. Жизнь Иисуса Христа: Ч. 1—2 / Новый пер. с 30-го англ. изд. — СПб.: Тузов, 1885. —XXXIV, 682 с. — Библиогр.: С. 680—682.
То же. — 2-е изд. вновь просмотр., и испр. ил.: С прил. карты Палестины. — XVII, 823 с, 1 л. карт.: ил. — Библиогр.: С. 821—828.
То же. — 3-е общедоступ. изд. — 1887. — XXXV, 586 с.
Тоже.—4-еобщедоступ. изд.— 1890.—XXXV, 586с, 16л. ил.
То же. — 5-е изд.: С прил. карты Палестины. — 1890. — Библиогр. в конце 2-го т.
То же. — 6-е общедоступ. изд. — 1893. — XXXV, 586 с, 16 л. ил.
То же. — 7-е общедоступ. изд. — 1899.
То же. — 8-е изд. — 1900.
922. Фаррар Ф.В. Жизнь и труды св. Апостола Павла / Пер. с 19-гоангл. изд.— Ил. изд.— СПб.:Тузов, 1887.—XXX, 1077 с, 4л. карт.: ил., карт.
То же. — 2-е изд. — 1901. —XXXII, 1066 с, 1 л. карт.: ил. То же. — 3-е общедоступ. изд.: В 2 ч. — 1887, 845 с: ил. То же. — 4-е общедоступ. изд. — 1893. — 845 с, ил. То же. — 5-е общедоступ. изд.: Ч. 1—2. — 1911. — 876 с: ил.
923. Фаррар Ф.В. Жизнь и труды святых Отцев и Учителей Церкви: Очерки церковной истории в биографиях / Пер. с англ. — СПб.: Тузов, 1891.—XI, 4, 1036 с.
То же. — 2-е изд. — В 2 т. — Пг.: Тип. Лопухина, 1902—1903.
336
924. Фаррар Ф.В. На заре христианства, или Сцены из времен Нерона: Исторический рассказ / Пер. с англ. с пояснениями и примеч. — СПб.: Тузов, 1893. — XVII, 643 с.
То же. — 2-е изд. — 1901.—XXI, 643 с.
925. Фаррар Ф.В. Первые дни христианства: Ч. 1—2 / Пер. с послед, англ. изд. — СПб.: Тузов, 1888. —XXVII, 993 с.
То же. — 2-е изд. — 1892. — 995 с.
Тоже. — 3-е изд. — 1915. —XVI, 1008 с. —Библиогр.: с. 824— 978.
926. Христианская благотворительность в Древней Церкви. Соч. Г. Ульгорна / Изд. — СПб., 1900.
Литература о жизни и деятельности
927. Бронзов А. Памяти профессора Лопухина // Странник. — 1905. — № 9.
|