УХТОМСКИЙ Алексей Алексеевич
физиолог, христианин - о нем Золотарев; его старший брат
Андрей. О его знакомстве со старообрядцами Федченков.
Кузьмичев Игорь Сергеевич. А.А.Ухтомский и В.А.Платонова: эпистолярная хроника.
СПб.: Звезда, 2000. 192 с. 1000 э.
Переписка с Варварой Александровной Платоновой, с которой познакомился в 1905
г. Примечания к цитатам - отсутствуют! Алексея младенцем отдали на воспитание
тетке по отцу - странный поступок (м.б., настоящий отец - другой?). Часто называл
себя "монахом в миру", не пошел в монахи, хотя брат возмущался. Полгода
провел в Волоколамском м-ре и проникся отвращением: "затхлая ... атмосфера
прозябания, растительной жизни на лоне серой русской природы и серого русского
армяка, атмосфера, которой дышали поколение за поколением, одурманивает, оглушает,
душит: трудно становится слово сказать" (15). Учеба в МДА закрывала прямой
путь в естественное отделение - по закону, поэтому сперва пошел на восточный факультет.
По рождению - старообрядец-филипповец (имение Вослома), стал старостой единоверческого
прихода. Ухаживание не заладилось - в 1912 году был перелом, и виноват был Ухтомский,
в котором было нечто и безвольное, а старший брат все бранил Платонову и звал
в монастырь.
Ложные сведения о том, что в 1921 г. принял монашество с именем Алимпий - ссылка
(на с. 186) на печально знаменитую фальсификацию "фон
Сиверса" - "Новоселовский архив". Участник Поместного собора
и 2 съезда единоверцев в Нижнем в 1917.
Платонова в гражданскую в Саратове, потом насовсем в Калуге, он в Рыбинске,
арестован 17.11.1920 и отправлен на Лубянку. Выпущен через 2 месяца. Второй раз
арестован в мае 1923 в связи с закрытием Никольской церкви, освобожден в августе.
В 1923 чуть не женился на студентке Иде Каплан, которая его отвергла (староват)
и вышла за Мих. Леон. Слонимского (сын Сергей - известный композитор).
О распрях Никольского прихода:
"Это у нас в миниатюре та самая типическая борьба, что
протекала исторически то там, то тут в церкви и, в своё время, действительно задавила
общественную (социальную) сторону приходской жизни, сначала в римской церкви,
а при царе Алексее и у нас... Храни, Господи, нас от поповства и загребущих рук
его!" (68)
Звезда: 4, 1994. Алексей Алексеевич Ухтомский, 1875-31.8.1942. физиолог. С.
127-139. Публ. Л. Соколовой. окончил Нижегородский кадетский корпус, ПДА. В 25
лет, будучи кандидатом богословия, окончил ест. отд СПбДУ. Его имя носит Физиологический
НИИ СпбГУ.
с. 130 "Религия дурман для народа", - говорит рассудительный поклонник
ближайшего счастья, сытости и эпикуреизма.
Но как же быть, если продолговатый мозг - естественный тормозитель спинного, а
человеческий мозг - естественный же тормозитель продолговатого. Отказываться ли
от милого пресмыкания ...в жирной и славной болотной грязи ради далеких и проблематических
предвосхищений будущего, с которым, быть может, так таки и не встречусь?
Итак, Красота и религия будут дурманом для импульсивного пресмыкания; пускай они
будут тормозителями ближайшей обыденности ... Им естественно и подобает быть тормозителями
интересов полового аппарата, кишечника и выделительных органов! Это не унижает,
а тем более возвышает их. Они снимают с очереди ближайшее и наличное ради далекого
и предстоящего! Дурманят и затормаживают свиное в человеке, чтобы помочь в нем
человеческому!"
УХТОМСКИЙ Алексей Алексеевич (1875-1942) - российский физиолог. Академик Академии
наук СССР (1935). Окончил Петербургский университет (1906) и работал там же на
кафедре физиологии человека и животных, которой впоследствии заведовал (1922-1942).
Исследовал проблемы физиологии нервной системы. Разработал учение о доминанте
как главном принципе работы нервных центров и организации поведения. Изучал возможности
использования психоанализа, в том числе в плане его взаимодействия с физиологией
нервной системы. В 1928 опубликовал книгу "Психоанализ и физиологическая
теория поведения", в которой отметил некоторые реальные и потенциальные возможности
психоанализа. С 1937 работал директором электрофизиологической лаборатории Академии
наук СССР. Автор книги "Доминанта как рабочий принцип нервных центров"
(1923) и др. книг и статей по физиологии нервной системы.
Об отце доминанты академике А.А.Ухтомском
Алексей Алексеевич Ухтомский
Кто не помнит трогательной арабской легенды о Лейли и Меджнуне, в которой бедный
влюбленный, не осилив препятствий, доводит себя до смерти. И кто из нас в разное
время и по разным поводам не оказывался во власти “одной, но пламенной страсти”...
Сейчас подобные случаи лишены ореола исключительности. Мы знаем, что иногда в
центральной нервной системе возникает такой сильный очаг возбуждения, который,
во-первых, заставляет организм реагировать на раздражитель “в едином порыве”,
а, во-вторых, создает настолько большую инерцию этого состояния, что оно удерживается
даже тогда, когда первоначальный стимул уже не действует. Явление это было изучено
и описано физиологом, академиком Алексеем Алексеевичем Ухтомским (1875-1942),
а назвать его доминантой ученому подсказал термин из книги “Критика чистого опыта”
немецкого философа Рихарда Авенариуса (того самого, которого вместе с Э.Махом
критиковал Ленин). Доминанта является побудителем к труду, творчеству и волевым
действиям, доминантные состояния могут длиться и секунды, и годы. Человек в поведении,
как правило, проявляет множество доминант, сменяющих друг друга, а некоторые профессии,
например, актерская, требуют одновременного удержания нескольких доминант. (Говорят,
что с этой задачей идеально справлялся Ф.И.Шаляпин.) Открытие это имело очень
большое значение, потому что знание законов доминанты может служить важным инструментом
воспитания и даже... лечения. Ухтомский писал: “Фрейд был, возможно, глубоко прав,
пытаясь путем психоанализа оживить весь путь, по которому слагается доминанта,
довести его до сознания и тем самым разрушить его”. Но, продолжал он, “Сексуальная
доминанта самого Фрейда компрометирует здоровую по существу идею психоанализа”.
А.А.Ухтомский в 1906 г. окончил естественное отделение Петербургского университета
и работал на кафедре физиологии человека и животных, которой руководил с 1922
г. до конца жизни. Его труды были изданы в 1945-1962 гг. в 6-томном собрании.
Но, пожалуй, не менее интересной была его жизнь. Он был человеком искания.
Окончил Нижегородский кадетский корпус, затем Московскую духовную академию (он
потом рассказывал студентам, что в то время со стен Новодевичьего монастыря наблюдал
выражения лиц прихожан, с которыми те шли к Богу — одни безразличные, другие озаренные).
Учился он и на восточном факультете С.-Петербургского университета, собирался
в монастырь, совершал паломничество в Оптину пустынь, а в конце жизни заинтересовался
диалектическим материализмом и политэкономией, изучал труды Маркса и Энгельса,
ведь именно они меняли на его глазах облик страны.
Ухтомский прекрасно знал русскую историю, историю христианства и других религий,
с увлечением рассказывал об истории старообрядчества, о патриархе Никоне, протопопе
Аввакуме и боярыне Морозовой. Сам он имел в квартире молельню и долгие годы был
старостой и активным деятелем Никольской старообрядческой церкви в Петербурге
(в здании которой сейчас расположен Музей Арктики и Антарктики). Вспоминают, что
там он пел и даже “своим голосом как бы вел хор молящихся, а иногда выходил на
середину храма для чтения текстов из священных книг”.
Рассказывают, что он был замечательным лектором, что иллюстрировал психологические
законы примерами из художественной классики, особенно часто обращаясь к произведениям
Л.Н.Толстого и к легендам. Анализируя, например, “Сказание о невидимом граде Китеже
и деве Февронии”, он говорил, что предатель Гришка не случайно прозван был Кутерьмой,
потому что тот, кто с детства не имеет твердо установленных доминант и сам не
способлен их правильно установить, тот имеет в голове “кутерьму”, которая легко
приводит к преступлению, предательству и даже самоубийству.
С разных сторон наблюдавший жизнь, Ухтомский сформулировал “Закон Заслуженного
Собеседника”, по которому человек поворачивается к тебе той стороной своей души,
которую ты сам заслужил. “Дурной заранее видит в других дурное и этим самым провоцирует
в них и в самом деле дурное... а другой, заграждая в себе глаза на недостатки
людей, побуждает их становиться лучше, и сам становится лучше, чем был”. В письме
к студентке Е.И.Бронштейн-Шур он писал: “Плох и негоден человек, ничего не желающий
и не умеющий желать. Но когда человек желает, ему всегда кажется, что он желает
добра. Между тем это лишь иллюзия, будто стоит пожелать и тем самым это уже и
желание добра! Объективное добро достигается, как золото, промывкою и проверкою
человеческих желаний, причем на многие пуды руды, которую выкапывает “старатель”,
очищается лишь золотник ценного вещества”.
Слова эти не были пустой декларацией, ученый старался в жизни соответствовать
своему мировоззрению.
У него не было своей семьи и студентам он часто говорил: “Ведь я монах в миру!
А монахом в миру быть ой, как трудно! Это не то, что спасать свою душу за монастырскими
стенами. Монах в миру не о себе, а о людях думать должен!”. То есть жить по совести.
Об А.А.Ухтомском написаны книги физиологами В.Л.Меркуловым и П.Г.Тереховым,
а в 1992 г. в Издательстве Санкт-Петербургского университета вышел сборник “А.А.Ухтомский
в воспоминаниях и письмах” — последняя работа Ф.П.Некрылова.
О.В.ИОДКО, научный сотрудник
Петербургского филиала Архива РАН
http://www.spbumag.nw.ru/OLD/Spbum11-97/7.html
|