Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь

Яков Кротов. Путешественник по времени.- Вера. Вспомогательные материалы

Алексей Михайлович Ремизов

Ремизов А. Московская пчела // Путь. - №2. - Путь. - №2. - 1926. - Янв.

Ремизов А. Рождество // Путь. — 1927.— № 6 (январь).— С. 3—14.

Биографическая справка

Ремизов Алексей Михайлович [24.6(6.7).1877, Москва, — 26.11.1957, Париж], русский писатель. Родился в богатой старокупеческой семье. В 1895 г. окончил Александровское коммерческое училище в Москве. Будучи студентом физико-математического факультета Московского университета, в 1896 г. был арестован за участие в столкновении студентов с полицией на демонстрации в память о событиях на Ходынском поле. В тюрьмах и ссылках провел 6 лет.

В 1902 г. в вологодской газете «Курьер» Ремизов опубликовал под псевдонимом «Н. Молдаванов» свое первое оригинальное произведение — поэтическую обработку зырянских свадебных причитаний «Плач девушки перед замужеством». В том же 1902 году опубликовад перевод книги А. Роде «Гауптман и Ницше» (совместно с В. Э. Мейерхольдом). Перевел для театра Мейерхольда в Херсоне драму С. Пшибышевского «Снег» (изд. 1903, совместно с С. П. Ремизовой-Довгелло).

Автор стилизованных под «допетровскую» старину сборников литературных сказок («Лимонарь, сиречь: Луг духовный», «Посолонь», обе — 1907; «Докука и балагурье», 1914; «Николины притчи», 1917; «Русские женщины», 1918) и драматургических произведений в духе средневековых мистерий («О Иуде, принце Искариотском», 1908; «Бесовское действо», «Царь Максимилиан», оба — 1919).

В прозе Ремизова (романы «Пруд» — 1902—1903, изд. 1905, и «Часы» — 1904, изд. 1908; повести «Неуемный бубен» — 1909, «Крестовые сестры» — 1910, «Пятая язва» — 1912) отражены впечатления московского и провинциального купеческого, фабричного и уличного быта. Реальность у Ремизова прослаивается сновиденческой и демонологической фантастикой. В социальной действительности писатель видит «явь полусонную, уродливо-кошмарную, непонятную», повсюду царят «вздор, нескладица, неразбериха», люди лишены связи друг с другом: «человек человеку — бревно». Персонажи Ремизова находятся «между Святой Русью и Обезьяной», совмещая два, казалось бы, взаимоисключающих отношения к человеческой «доле» — беспричинному и бессмысленному страданию: смиренное принятие страдания, с одной стороны, и абсурдный в своей заведомой обреченности бунт, с другой. Этот бунт против космического детерминизма или, что то же, произвола мистических сил, осуществляется в формах фантазирования, игры, лжи и направлен на преодоление данности, нормы, рационального мышления, в конечном счете, реальности. Согласно И. А. Ильину, Ремизов движется от «метафизического ужаса» через страдание и жалость, чувство вины и страх перед миром к творению — в фантазиях и сновидениях — «субъективного чуда», спасающего душу от «неприемлемости этого мира».

Особое внимание Ремизов проявлял к поэтике сновидения: его первый сборник снов, «Бедовая доля», был составлен в 1900—1909 гг. Записи снов и вымышленные произведения в форме сна он публиковал и в дальнейшем. Ремизовскую стилистику отличает стремление к обогащению словаря, перенесение поэтической метафоричности в прозу, поиски новых синтаксических и лексико-фразеологических возможностей языка художественной литературы (традиция Н. В. Гоголя и Н. С. Лескова). В области композиции для произведений Ремизова характерны фрагментарность, мозаичность, монтаж разноплановых эпизодов. Эти черты его творчества оказали значительное воздействие на русскую «орнаментальную» прозу 1920-х годов.

Неприятие революционных событий выразилось в «Слове о погибели земли русской» (опубликовано в 1918 г.). В 1921 г. Ремизов эмигрировал, до 1923 г. жил в Берлине, затем обосновался в Париже. В 1925—1928 гг. печатался в евразийском журнале «Версты». За рубежом написаны его автобиографические книги: «Взвихренная Русь» (1927), «По карнизам» (1929), «Подстриженными глазами» (1951; 2-е изд., 1957), «В розовом блеске» (1952) и др. Снам в русской классической литературе посвящена книга Ремизова «Огонь вещей. Сны и предсонья» (1954). В конце жизни принял советское подданство, но в СССР не вернулся. Похоронен на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.

 

 

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова