Наталья Демкова
Из ее книге об Аввакуме: Жалобница 1691 г.
Из энциклопедии о Слове о полку Игореве, http://feb-web.ru/feb/slovenc/es/es2/es2-1022.htm
ДЕМКОВА Наталья Сергеевна (род. 1.II.1932, Ленинград) — филолог. Ок. ЛГУ (1955), работала в Отделе древнерус. лит-ры ИРЛИ АН СССР (1958—63), с 1963 преподает в ЛГУ. Канд. филол.
наук (1969), доцент (1974). Д. — автор многочисл. исследований о личности и творчестве Аввакума, старообрядч. лит-ре, повествоват. лит-ре XVII в., археографии.
К полемике 60-х о времени создания С. (см. Зимин А. А.) имеет непосредств. отношение статья Д. «Заимствования из „Задонщины“...». Д. считает, что обнаруживаемая в нескольких списках Распространенной ред. «Сказания о Мамаевом побоище» параллель к С. («Доне, Доне, быстрая река, прорыла еси горы и камение, течеши сквозь Половецкую землю»), сближаемая с ним именно словом «сквозь», отсутствующим в большинстве списков «Задонщины», «появилась не в результате непосредственного и разновременного влияния „Слова“ на текст отдельных списков „Сказания“», а является отражением С. «в протографе списков „Задонщины“, который имел больше сходства со „Словом“, чем дошедшие до нас списки» (Заимствования... С. 470). Д. отмечает и др. параллели в списках этой ред. «Сказания» к тексту С. (С. 471, 475, 476).
В 1973 Д. выдвинула интересные соображения о том, что С. могло быть написано между временем смерти князя Святослава Всеволодовича (1194) и временем смерти Всеволода Святославича, ибо приметы в С. несомненно предвещают смерть киевскому князю, и автор С. мог говорить так лишь после его смерти, а Всеволоду произносится здравица как живому. Развивая свою гипотезу, Д. в статье «Проблемы изучения...» указывает, что именно эти годы характеризуются «резким обострением княжеских отношений», когда после смерти Святослава предъявляют свои претензии на киевский стол соправитель Святослава — Рюрик Ростиславич и Всеволод Юрьевич Большое Гнездо (С. 73—77). Эта гипотеза Д. оспаривается А. А. Горским (см. также Время создания «Слова»).
Д. анализировала композицию С., скрупулезно исследовав систему повторов в тексте памятника. Она обратила внимание на «композиционные функции основных героев» С., окружающих центр. персонаж — князя Игоря: Всеволода Святославича, Святослава Всеволодовича и Ярославны. Так, Всеволод воплощает собой в произведении «идею братства» и является как бы эпич. двойником Игоря. Святослав предстает в С. в функции защитника Русской земли, а «плач Ярославны» по функции повторяет «злато слово» Святослава, «со слезами смешанное». Все образы героев С. находятся в сложных функциональных связях: автор С. «противопоставляет розни, междоусобицам князей верность Всеволода, прощение Святослава и любовь Ярославны». Плач Ярославны «представляет собой как бы обратный ход во времени» относительно «златого слова» Святослава — «это возвращение к главной теме „Слова“ — к теме князя Игоря ... и, одновременно, это движение вперед, так как плач выступает как толчок для дальнейшего движения сюжета», он как бы является лирич. мотивировкой бегства Игоря (Проблемы изучения... С. 85—79).
Д. предпринимает попытку объяснения загадочных чтений С. Во фразе «П?ти было п?сь Игореви, того (Олга) внуку» (С. 6) она видит результат искажения первонач. чтения «Игореви О(л)го(в)у внуку» с выносными буквами в и л и ошибочным написанием начального ? (омеги) как от (Из комментариев... С. 117—119). Обратившись к толкованию фразы «оба багряная стлъпа погасоста и съ нима молодая м?сяца, Олегъ и Святъславъ, тъмою ся поволокста» (С. 25), Д. предлагает две версии. Согласно одной, в походе 1185 могли участвовать не четыре, а шесть князей, и в числе их были младшие сыновья Игоря — Олег и Святослав. Согласно другой версии, Олег и Святослав — это черниговские князья: Олег Святославич (дед Игоря) и Святослав Ольгович (его отец). В этом случае «основанием для такого понимания текста является особое значение идеи рода, культа рода и дедовской славы для мироощущения человека XII в.» (С. 119—123).
Соч.: Заимствования из «Задонщины» в текстах Распространенной редакции «Сказания о Мамаевом побоище» // «Слово» и памятники. С. 440—476; К вопросу о времени написания «Слова о полку Игореве» // Вест. ЛГУ. История, яз. и лит-ра. Л., 1973. Вып. 3. № 14. С. 72—77; Неучтенный экземпляр первого издания «Слова о полку Игореве» // ТОДРЛ. 1979. Т. 33. С. 441—443; Повторы в «Слове о полку Игореве»: (К изучению композиции памятника) // Рус. и груз. средневековые лит-ры. Л., 1979. С. 59—73; Проблемы изучения «Слова о полку Игореве» // Чтения по древнерус. лит-ре. Ереван, 1980. С. 58—107; Из комментариев к тексту «Слова о полку Игореве» // ТОДРЛ. 1990. Т. 43. С. 114—123.
Лит.: Яценко Б. И. Солнечное затмение в «Слове о полку Игореве» // ТОДРЛ. 1976. Т. 31. С. 121—122; Лихачев Д. С. Поэтика повторяемости в «Слове о полку Игореве» // РЛ. 1983. № 4. С. 9—21 (то же: Лихачев. «Слово» и культура. С. 234—253); Горский А. А. Проблема даты создания «Слова о полку Игореве» // Исследования «Слова». С. 32—33.
Булахов. Энциклопедия.
О. В. Творогов |