Юлия Окулова-Вознесенская
Cм. персоналии.
Юлия Окулова-Вознесенская (р. 14.9.1940, Вознесенская по мужу) - петербургская диссидентка, крестилась в 1973, жена диссидента Юлия Рыбакова (развелись), по второму (третьему?) мужу Окулова, в 1976-1979 гг. была в ссылке за диссидентство (требование свободы для неугодного властям "западнического" искусства, феминизм), затем "выпущенная за границу". Работала на "Радио Свобода" до её перевода в Прагу, затем жила при Леснинском монастыре. В 2003 г. получила премию "Лучший автор года" на конкурсе "Православная книга России". Книга "Мои посмертные приключения" посвящена мытарствам, подчёркнуто перекликается с "Расторжением брака" Льюиса. Вознесенская - не христианка, а именно православная; считает книги о Поттере сатанинскими. Её жанр называют "христианская фэнтези": в романе "Путь Кассандры" главная героиня, "преодолевая соблазны мира, изуродованного владычеством Антихриста, находит свой путь к Богу, выбрав узкий и трудный путь православной веры". В продолжении ("Паломничество Ланселота") Европа покоряется власти антихриста-президента. На вопрос: "Может ли литература быть нейтральной по отношению к духовным ценностям православия?" отвечает: "Дьявол не терпит пустоты". Ультра-консервативная среда простила ей диссидентство, эмиграцию, как и другой петербургской православной - Татьяне Горичевой. Как и Горичева, бывшая диссидентка качнулась из диссидентства не столько политического, сколько богемного (см. http://kkk-plus.nm.ru/YulVoz1.htm), бравирующего бесстрашием перед КГБ, в бравирующее святостью православие, исповедует горячее антизападничество и антикатоличество, почитает Роуза, критикует "ворюг новых времён". Работала на радио "Свобода" в Мюнхене. В 2000-е годы стала сильно преувеличивать размер репрессий, которым подвергалась, равно как и умалчивать о том, каким именно "диссидентством" занималась. Хотя Вознесенская подчёркивает, что пишет притчи, в фанатичной среде они обычно воспринимаются как буквальные репортажи из мира духов, их продают в церковных лавках (в отличие от книг Меня). От других "православных авторов" отличается отсылками к контексту обычной европейской культуры, не совсем суконным языком, изредка есть и юмор. Повесть "Мои загробные приключения" описывает мытарства согласно классической для традиции XIX века схеме. Героиню спасает от бесов заступничество деда - священника, замученного большевиками (вымышленная фигура), сила крестного знамени, подача просфор для поминовения заупокой. Культ "гонений" приобретает псевдо-мессианский характер, в Христе не нуждающийся: "Над всеми российскими мучениками стоит Государь-Мученик, замученный и убитый Царь-Отец всего русского народа". "Это особая благодать русских". "Кровью твоего деда омыты грехи его предков и его потомков".
|