Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая история
 

Яков Кротов

БОГОЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ КОМЕДИЯ

ВОЕННАЯ РОССИЯ: 2000-е годы

ПЕРСОНАЛИИ

См. отдельно: высшая светская номенклатура.

Церковные люди: лидеры. - больные миротворцы. - журналисты.

 

Буданов (убит в 2011).

 

Штабные при Чистом переулке.

3. Судьи войны или Рога.

4. Посредники войны или Наручники .

5. Работники войны или Копыта.

Администраторы. - Штабная печать. - Боевики. - Авантюристы и мародёры (Вяч. Полосин и др.).

Кривельская Н. (р. 1948), подручная Жириновского.

ПРЕДИСЛОВИЕ

Любая граница условна, и всё-таки границы нужны. "Я с ним в разведку не пойду" - критерий жёсткий, жизнь всё-таки не война. Проблема в том, что многие люди как раз хотят подменить жизнь войной. В России этот кошмар системен - страна изначально созидалась как военная империя, в которой последний нищий всё-таки обладает вполне той же психологией военнобязанного, что и глава государства. Оба не верят в право и закон, оба полагаются на приказ, оба полагают, что их должны обеспечивать всем необходимым. Ниже и описываются люди, принадлежащие ровно к тем же категориям, что и упомянутые выше, но требующие к себе особого внимания, особой заботы. Иногда с этими людьми легче в экстремальных обстоятельствах, чем в обычных - с ними можно в разведку, но не в парламент. Иногда - наоборот. Сердиться на таких людей можно, но лучше помнить, что и они могут оказаться помощниками в освобождении, а могут и от влюблённости перейти к любви. Просто с ними нужна та осторожность, которой не нужно с нормальными "глазами".

Многие люди составляют списки политических противников и идейных оппонентов, чтобы их преследовать и уничтожать. Такие проскрипционные намерения - уже признак нездоровья. Даже неверующий в добро человек может сообразить, что врагов всегда окажется больше, чем друзей. Для ненависти расход всегда больше дохода. Кончится не очищением от скверны, а паранойей, когда в последних (немногих) оставшихся единомышленниках будут подозревать измену. Нет уж, лучше, не строя иллюзий, строить свою жизнь таким образом, чтобы и в преисподней, каковой жизнь часто является, видеть человеческое.

Православие в России после 1990 г. внешне напоминает православие дореволюционное. Это, прежде всего, результат стилизации - имитируется дореволюционная внешность. Есть, однако, существенное отличие - как между Путиным и Николаем II, как между, по меткому словцу Аверинцева, квасом и "останкинским квасом". Дореволюционная Церковь объединяла людей, которые были неизмеримо естественнее, свободнее от государства, ближе к реальности, чем люди неосоветские. Дореволюционный консерватор не зарабатывал себе на жизнь в кремлёвской газетёнке - во всяком случае, большинство консерваторов, как и либералы, имели профессию независимую, жили в правовом государстве, были уверены в том, что их жизнь определяется не в Кремле, а ими самими. Сегодня вся жизнь в России определяется Кремлём. Жизнь это сознаёт и прячется от этого печального факта.


 

 

 

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЫ ВОЙНЫ ИЛИ ГЛАЗНИЦЫ

 

ШТАБНЫЕ ПРИ ЧИСТОМ ПЕРЕУЛКЕ

Еремина, одна из интеллектуалок, пришедших к вере в 1970-е гг., слегка "соприкоснулась" с диссидентским движением и ей не понравилось. Она вспоминала, что воскликнула: "Да здравствует Чистый переулок!" То же могли бы воскликнуть многие: люди не хотят втягиваться ни в какую борьбу, а хотят лишь сеять Слово Божие. Правда, для них не только Якунин, но и Мень - уже "слишком". В итоге возрождается классическая для России (и для любой страны с сильной государственной Церковью) среда около-номенклатурных интеллектуалов, считающих свою аполитичность - "царским путем". Царский-то он царский, да из идущих по царской дороге тысяч людей только один - царь, а все прочие - холопы. Большинство из них о своей позиции, в отличие от Ерёминой, не заявляют.

Характерная черта клана собственно "патриаршего" - отсутствие энтузиазма. Тут уже все сыты, главное для людей - не потерять места, а протерять можно от любого "раскачивания лодки", не только либерального. Так что не все "отделы" МП одинаково опасны. Издательский отдел (о. Вл. Силовьев) с 1964 г. отличается удивительной пассивностью. Конечно, отдел исповедует вполне антилиберальную и почвенническую идеологию, но это именно исповедание без большого энтузиазма.

*

Православные миллиардеры Алексей и Дмитрией Ананьевы, братья, - воплощение мечты о православном предпринимателе. Внешность "мужичков" Достоевского, которые, правда, прошли обработку в шикарном парикмахерском салоне. По воскресеньям прислуживают в храме Троицы в Серебряниках. Крестились в начале 1990-х гг. Состояние превышает миллиард, заработано на торговле компьютерами: в перестройку братья поставляли госструктурам списанные на Западе в утиль IBM. В 1995 г. создали Промсвязьбанк, обслуживавший Московский телефонный узел. В их биографии (Березанская Е. Идущие вместе // Форбс. - Окт. 2006. - С. 70-74) проглядывают намёки на то, что это не вполне "частный бизнес": старший брат при большевиках работал переводчиком с португальского в Комитете молодёжных организаций, уже в 1989 г. при одном из министерств возглавляет предприятие, покупающее в Дании те самые подержаные IBM. Московский телефонный узел - это московский мэр, а московский мэр - это московская "система". Не вполне вяжется с образом православных радетелей о России скупка за гроши 22 тысяч гектаров земли в Подмосковье у бывших колхозников - не для развития хозяйства, а для последующей перепродажи. Очень вяжется с обликом православистов благотворительная деятельность - не всякая, а на угодные Кремлю проекты: восстановление Валаама, московской больницы святителя Алексия и пр., с заседаниями в президиумах попечительских советов с министером железных дорог, с завхозом Кремля и т.п.

ЮРОДИВЫЕ СЕБЯ РАДИ

Еп. Григорий Лурье из РПАЦ ("суздальцы"), которорого епископ запретил в служении за имяславство в 2005 году, пару дней продержался в позиции: "Я смиренен и повинуюсь", но потом сорвался - и бысть последняя горше перваго. Он и апелляции подавать не собирается, потому что обжаловать можно судебное решение, а тут и суда-то настоящего не было ( "вместо суда надо мной состоялась антиканоническая административная процедура"):

"Я не должен обсуждать с Вами те вопросы, которые уже вышли за пределы Вашей компетенции. ... Как Вы должны хорошо помнить из собственной биографии, неканоничным лишением сана в истинном православии никого не испугаешь. Поэтому я ни в коем случае не отношусь к Вам как к человеку, который нанес или мог нанести мне непоправимый ущерб" (20.9.2005).

И дальше - словно Патриарх уходящему на покой провинциальному архиерейчику, в лучшем брежневском стиле: "Мы с Вами очень тесно работали вместе для блага Российской Церкви ... Мы должны вместе подумать о будущем РПАЦ. ... Я по-настоящему ценю Ваши заслуги в деле организации истинно-православной Церкви России".

Готфский Смирнов, Жириновский, Джемаль, Охлобыстин, Быков, Гордон, теперь вот еще Лурье... Подумать только, что когда-то Галковский казался верхом хлестаковщины, наглости и дурного тона... В сравнении с ними он просто Короленко. И что намного важнее - на кремлевском столе сидит человек точно такого же психологического типа. Конечно, и он всего лишь тень, шляпа, брошенная на стул, чтобы никто не занял, но этот стул обладает свойством делать тень сильнее человека. Толпящимся перед троном неважно, шляпа на нём или ж..., - для них всё, что на троне - глава государства.

Характерны обличения, которыми обмениваются реакционеры от православия ("от" в значении отдаления, а не репрезентации). У них как началось с того, что экуменизм ересь и всякий, кто контактирует с экуменистом, другом экумениста или хотя бы не врагом друга экумениста, тот антихрист, так и тянется: а вот патриарх Константинопольский Иоаким III в 1903 году высказался за сближение с католиками и православными, значит... Значит, будем дальше "организовать истинно-православную Церковь". Они Христа собирают как рекламщики детских кубиков - из того, что им кажется подходящим. Как поехало у них с того, что высшая власть в православии собор, так и едет - и то не высшая власть, и это, и до революции не было высшей власти, а значит, гуляй, рванина... С одной стороны, стоим на почве канонов, но поскольку каноны - почва зыбкая и даже зыбучая, постольку все, что мне не нравится - неканонично...

Люди реакционного духа находятся изначально в деструктивной позиции. Они исповедуют принцип власти и законности, а потому всегда обвиняют своих врагов в злоупотреблении властью и в нарушении законов. Они не смеют сказать, что в Церкви возможно развитие, возможно разнообразие, они смертельно боятся обвинений в расколе, и поэтому, как и их враги, обвиняют в расколе и в неканоничности других. Они уходят от начальства не потому, что Дух зовёт их к созиданию, а потому что нашли у своего начальства "неканоничное", "измену". На этом болотном фундаменте и жизнь идёт болотная: вскоре они начинают обвинять в "измене" и "неканоничности" своих соратников. Вскоре - потому что иной аргументации люди, верующие во власть, не знают, у них отсутствуют тормоза. Так и идёт бесконечная свара.

В миниатюре она выглядит комично - когда десяток архиереев с пятью попами обвиняют друг друга в неканоничности, в знакомстве с кем-то, кто когда-то пил кофе с католиком. Но ведь то же самое происходит и в больших масштабах, только там размер мешает трезво оценить происходящее. Мышиная возня - возня, всякий человек понимает. Что слоны или киты тоже возятся - человеку понять труднее. Но можно. Для этого нужно освободиться от преклонения перед властью, перед размером, перед материей.

 

 

СУДЬИ ВОЙНЫ ИЛИ РОГА

Судья, при всей своей кажущейся бесстрастности, не бессердечен. Просто его сердце отдано каждому. А вот судья, чьё сердце отдано кесарю, своим символом должен бы иметь не весы правосудия, а рога. Рога и напоминают контуры сердца или перевернутые весы (рога разные бывают; больно от любых).

На рога в сегодняшней России подымают многие и многих, здесь же прежде всего о тех, кто борется с инаковерующими - "сектантами". Само употребление слова "сектант" свидетельствует об отсутствии либо ума, либо сердца, либо желания употребить то или другое в дело (добрый, сердечный человек непременно найдёт время узнать, почему "сектант" - слово невозможное для употребления).

Активно борются с теми верующими, кто кажется им "сектантом" депутат и чекистка Н.Кривельская; гебистка в Думе: Татьяна Астраханкина; Алдр. Тонконогов, при МВД защитил "антисектантскую" диссертацию, 2005. Из духовенства МП свящ. Олег Стеняев, полковник МВД и одновременно священник МП Хвыля-Олинтер, специализируется на борьбе с еретиками от католиков до Кочеткова - о. Максим Козлов. Из карловчан в начале 2000-х гг. перешёл в МП и продолжает тут бороться с нечистью Егор Холмогоров (1975). Секретарь Союза православных граждан Кирилл Фролов (1973) больше специализируется на борьбе с украинскими нечестивцами. В 2006 г. была образована целая общероссийская организация по борьбе с иноверцами во главе с Дворкиным (1955): тут и тверской священник Александр Шабанов, в Коломне о. Игорь Бычков, дьякон Мих. Плотников, психолог Изяслав Адливанкин (сектоборец с 1997 г.).

Борются с верующими, им неугодными, и журналисты, многие из них вполне неверующие: атеист Мухтаров (Ярославль); Дм. Соколов-Митрич (Известия, обличает подряд мусульман, Грабового и пр), журналист "Труда" Мих. Поляков, 2005. Светлана Логинова ("Московский комсомолец", 29.3.2006) восторженно описывает борьбу с "сектой" адвентистов и призывает ввести в УК понятие "психологического вреда". Два года (с 2004) травил Григория Грабового журналист Косарев, используя все возможности агентства "Регнум" - и добился-таки ареста.

Духовенство МП часто занимается и прямой военной подготовкой. Свящ. С.Пашков (Курская еп.) преподаёт детям дзюдо. Cвящ. П. Лысенко (Тюменская еп., Ишим) преподаёт каратэ детям солдат ВДВ, восторгается тем, как истово молятся могу целые полки в Чечне, клеймит как изменников родины эмигрантов, жалеет гомосексуалов - гомосексуализм из-за наркотиков и т.п.

 

ПОСРЕДНИКИ ВОЙНЫ ИЛИ НАРУЧНИКИ

Группировка вокруг о. Вл.Воробьёва (1941) и его двоюродного брата свящ. Александра Салтыкова - московский храм Николы-в-Кузнецах, многотысячная община, ориентированная на образованных людей с умеренно консервативными убеждениями. Воробьёв человек практический и созданный им Свято-Тихоновский институт более успешен, чем МДС. В группировке: архим. Рафаил Карелин, о.А.Щелкачев, защитник КГБ свящ. Андрей Лоргус (1956), один из организаторов православного телеканала (2005).

Третий номер журнала "Нескучный сад" (№3, 2002 г., отличная печать, 82 страницы), (сестричество во имя царевича Димитрия при Первой градской). Орган "воробьевцев". Те, кто так обличал Кочеткова в сектантстве, сами выходят чистыми сектантами. Как и подобает "сектантам", декларируют любовь: "Не трубить о себе, не уничижать других" (с. 81). Но почти весь номер - трубеж о себе, во всяком случае, в материалах собственно "воробьевцев". Вот они едут на байдарках - и объявляют это "миссионерским походом". За неделю прогулки крестят полторы тысячи человек. Иногда только во время крестин обнаруживается, что в купель залез сатанист. Горды тем, что однажды крестили 400 человек в день. И в этом же номере бранят протестантов за то, что те якобы поверхностно работают с заключенными - приедут, дадут концерт, подарки и убегут. Ну, конечно, от этих подарков не дождешься, а вот поверхностности - сколько угодно.

Позорный совет: мол, прежде, чем посылать вещи зэкам, "всегда уточняйте - православная ли это община, потому что в колониях есть и баптистские" (С. 31). "Психолог" Ирина Медведева, которая с Т.Шишовой уже много лет обличает половое просвещение, поливает грязью американские мультфильмы. Вот у советских мультфильмов основа "православная", в них зло не предвечно, а паразитирует на добре. А вот в американских - нет нравственных устоев, там легко меняются добрые и злые местами (с. 77).

И, наконец, откровенная проповедь зомбирования - под видом "смирения" - со стороны самого о. Владимира Воробьева. Необходимо послушание, "которое практикуется в монашестве или вообще в духовной жизни" (то есть, и у мирян!) - "полное послушание, означающее отречение от своей воли". "Послушание - это великий и очень трудный подвиг ... Людей, которые избираю подвиг отречения от своей воли, очень мало, так же как очень мало настоящих аскетов или настоящих богомольцев. ... с точки зрения свободы человека никто не обязан этого делать. ... Конечно, хорошо, если бы все шли подвигом послушания" (с. 35).

Какое стройное мировоззрение: "Дети обязаны послушанием своим родителям, жены обязаны послушанием своим мужьям, священники должны слушатья епископов, духовные чада дожны слушаться своих духовников" (35). "Папа подчиняется начальнику, все слушаются батюшку, младшие священники слушаются настоятеля, настоятель слушается епископа и так далее. И так вот вся жизнь заключена в послушание" (37).

Жизнь, которая заключена в такое "послушание", есть уже заключение. Кстати, нет "младших священников". Все священники уравнены благодатью Духа. На чем и стебался подосланный к Кочеткову иереос - мол, послушание уставу выше послушания настоятелю.

Правда, всему этому грош цена - как и положено "сектантам", Воробьев вводит маленькую оговорочку, отрезающую его паству от Церкви: "Но всегда при этом имеется в виду, что те, кого нужно слушаться, они, так сказать, хорошо себя ведут. ... если, предположим, епископ втайне отрекся от веры, значит, его слушаться будет гибельно" (С. 36). Ну, а уж кто будет судить, отрекся епископ или нет? Да вот батюшка и рассудит.

И вот это зомбирование Воробьев основывает на призыве Спасителя "отвергнуться себя". Как будто "отвергнуться себя" непременно означает "привергнуться к другому человеку". Он отождествляет самопожертвование с самопорабощением. Извинить его может лишь то, что не он первый, не он самый властный из проповедников этой экстравагантности, да и последний - не он.

А лица у воробьевцев на фотографиях - точно "сектантские". Как у белобратцев или у виссарионовцев - характерная умильность. Маска умильности. Словно человек пытается из своего лица сделать икону. Так некоторые девушки пытаются из своего тела сделать картинку журнала мод, не подозревая, что реальные манекенщицы вовсе не таковы, как на фотографии.

В числе "воробьёвцев" - Виктор Лега (1955), с приличным образованием физика, с 1991 г. постепенно втянувшимся в православистскую среду. Стал завкафедром воробьёвского института (Свято-Тихоновский). Публично особенно не выступал, но в 2007 г. и его заставили заплатить за всё: он дал правительственному агентству интервью, в котором заявил, что нападки учёных на МП, обвинения в клерикализации, протесты против Закона Божия в школах - результат глубинной ненависти к Церкви. Чтение в сердцах - последнее прибежище людей определённого сердца. В том же интервью заведующий кафедрой богословия объяснил, почему богословие - наука, а еретики - лжеучёные. Правда, не объяснил, католики - еретики, протестанты - лжеучёные, армяне...

Единственное, что порадовало: интервью с иером. Ярославом Шадроновым из пос. Вадино Смоленской обл., который и в лагере служит, и жестко: зэки требовали, чтобы "опущенных" причащали из отдельной чаши, отдельной лжицей, а он отказал: "Это кощунство самое настоящее!" (с. 8).

 

Лоргус и сам руководит рядом "православных" инициатив: в интернете это сайт www.ortho-rus.ru, где собраны большей частью сухие, но иногда содержательные справки о разных людях. Сайт создан при поддержке печально знаменитой фирмы "Итера", через которую раскрадывались средства "Газпрома" - бухгалтер "Итеры" Котляревская (1974) является директором фонда "Русское православие" (создан в 1977) Лоргуса.

Свящ. Дан. Сысоев (1974). В 2005 г. как преподаватель Николо-Перервинской семинарии выступил с обличением модернизма преподавателей богословских школ, которые смеют читать "латинские" книги и заражаются от них ересями, только наоборот, в понимании Евхаристии - против Н.Успенского и А.Осипова, вслед за полемикой А.Юрченко в 1976 г.

На Осипова обрушились в изданиях Тихоновского ин-та свящ. Вадим Леонов (преподает и у Шевкунова, в 2005 г. книга о воплощении). и свящ. Дм. Пашков. Вместе с Карелиным выпустили отдельный - 13-й - сборник трудов Тихоновского ин-та против "евхаристического докетизма". Обличали А.Зайцева из "Православной беседы". Сысоев назвал Зайцева "панматериалистом", сторонником "демонических откровений" Шардена. Воробьёв в авг. 2005 г. награждал орденом к дню рождения Дворкина.

Настоятель храма Николы-в-Пыжах на Ордынке в Москве Александр Шаргунов - из "старых" (р. 1940, крестился в 1965) и "интеллигентных" (окончил институт иностранных языков) православных. Стал одним из первых и одним из наиболее рьяных борцов с демократией как безнравственностью. В сентября 1994 г. организовал "общественный комитет" "За нравственное возрождение Отечества", в котором пресс-секретарем - карловчанин Роман Вершилло (1965, ведёт "богословскую" полемику с преподавателем МДА А.Осиповым, упрекая того в ереси модернизма и приверженности пагубной концепции митр. А.Храповицкого) входит в комитет и другой карловчанин - о. Стефан Красовицкий (1935), а также знаменитые протонацисты - литераторы В.Распутин, В.Белов, В.Крупин. Шаргунов организовывал травлю НТВ за показ фильма Скорцезе, погром Сахаровского центра в 2003 г.

Патриарх терпит существование секции Шаргунова, как он терпит существование секции Борисова: да, эти священники резко отличаются (в противоположные стороны) от принятого в патриархии курса, но лично к патриарху они подчёркнуто лояльны, значит, можно и потерпеть. Если к власти придут демократы - им в доказательство тайного, но искреннего сочувствия будет предъявлен Борисов, если к власти придут ещё большие националисты - тем будет предъявлен Шаргунов. Полной симметрии нет: Борисов запрещено проявлять свою демократичность, Шаргунову дозволено критиковать Кремль за недостаточную зубодробительность в обхождении с демократами. "Неумеренность" Шаргунова в сравнении с Воробьёвым именно в организации публичных акций, в критике светской власти.

Бешено критиковал Якунина, отстаивая честь КГБ, свящ. Владислав Свешников. Свящ. Дм. Смирнов может быть поставлен в один ряд с о. Ив. Охлобыстиным - из декадентствующих "деятелей искусства" они превратились в агрессивных к культуре "попов". Смирнов - руководитель отдела МП по контактам с военными; из-за своеобразного характера Смирнова контакты эти, к счастью, не слишком плодотворны. Смирнов популярен как проповедник, в том числе среди неосоветской "элиты". Это кумир актёра П.Мамонова, которого в Смирнове восторгает беззастенчивая апелляция к насилию как средству утверждения веры. При этом среда эта одновременно очень цинична: она презирает и народ, считая его лёгкой жертвой зомбирования, презирает власть, считая её "демократичной", одновременно сосёт власть и прячется от неё - Мамонов поселился в Подмосковье (как и Стерлигов), изображает "нутряное православие" - правда, с фотоэлементами на крыше.

РАБОТНИКИ ВОЙНЫ ИЛИ КОПЫТА

АДМИНИСТРАТОРЫ

Официальный "омбудсмен", защитник прав человека, Вл. Лукин (1937) - в 2006 г. отличился не только тем, что отрицал нарушения свободы совести в России, но даже предложил ещё более эту свободу ограничить, создав комитет по религии и насаждая "правильный" ислам вместо "неправильного". Конечно, на исламе эта логика не остановима. Лукин был политиком, стал администратором, но, к сожалению, в России "политик" всегда - условность. Его бывший соратник по партии Г.Явлинский (1952) тоже не выступал решительно ни против войны в Чечне, ни за свободу совести.

Ближайший помощник митр. Кирилла, помянутого выше среди лидеров, воспроизводящий в новом поколении его тип - еп. Иларион Алфеев. Митр. Кирилл кажется успешным, но, к счастью, он не таков. Потерпела крах его попытка подчинить себе исламскую номенклатуру - очень уж несдержан оказался сотрудник Гундяева Роман Силантьев, выступавший в СМИ до 2005 г. как секретарь Межрелигиозного совета России. Евост. патрология). Алфеев потерпел неудачу в Англии, где пытался стать преемником митр. Антония Блума, и с тех пор несёт миссию, где убеждать людей не надо - представляет Патриархию в Западной Европе. Проблему медицинской этики курирует в свите Кирилла свящ. Антоний Ильин (был врачом, но со времени вхождения в круг митр. Кирилла излагает всегда лишь официозную точку зрения). Сотрудник сектора ОВЦС по межцерковным связям свящ. Вл.Шмалий "богослов", но своеобразный: вел инквизиционный процесс против Кочеткова (кончилось ничем), отрицает, что в России существуют разные богословские направления - что не преподаётся в духовных академиях, то якобы и не богословие вовсе. В 2006 г. прославился на всю Россию о. А.Деревянко, уничтоживший цыган как нацию и преобразивший уроки Закона Божия в сбор картошки на церковном огороде.

Становление путинского режима исходило из боязни свободы и продуцировало эту боязнь, - подобие автоколебательных химических процессов. В результате в 2000-е годы резко возросло число людей, которые, не входя сами в МП, горячо призывают быть к ней лояльными, с нею "сотрудничать" - но в отношениях с этой организацией "сотрудничество" всегда есть псевдоним капитуляции. Например, лютеранин пастор Церкви Ингрии Константин Андреев призывал еще и к введению государственного экзамена для пасторов - чтобы баптисты и пятидесятники не составляли конкуренцию лютеранам (которые, очевидно, были бы уполномочены государством принимать подобные экзамены). Сергей Ряховский, лидер союза пятидесятников, вошёл в созданную Путиным "Общественную палату".

С.Мезенцев (1966) защитил диссертацию о христианской демократии в МГУ, выпустил её книгой - видимо, протестант с оптимистическим взглядом на сотрудничество с МП.

Мих.Тюренков (1980), единоверец, был у Дугина в евразийцах, на социологич. факультете МГУ руководит "фондом Питирима Сорокина".

Докт. ист. наук Л.Звонарева (писала о Симеоне Полоцком как скрытом униате) критикует атеистическую жизнь, не настаивая на радикальной православизации, довольствуясь восхвалением Победоносцева и о. Ярослава Шипова. Ив.Анд.Есаулов - литературовед, исследует "категорию соборности в русской литературе", обнаруживая её у "православного" Б.Зайцева, но обнаруживая лишь её противоположность у "латинствующего" Симеона Полоцкого, у Скрябина и прочих "оккультистов".

* * *

Быть в тени - трагично. Священник, призванный быть посредником, превращается в наемника, требоисправителя, продавца благодати. Конечно, это не означает, что человек проклят, неинтересен и обречён. Тверской свящ. Георг. Белодуров (1959) - монархист, антиэкуменист, но не слишком злобен и имеет чувство юмора (тут же упомяну диакона А.Малиновского (1982) из Иваново - тоже консервативен, тоже собирает "приходские веселости". Если (когда) в очередной раз режим поколеблется, многие и таких "монархистов" и "патриотов" ужаснутся тому, в чём они жили, как в 1950-е многие ужаснулись рассказу про сталинские зверства. Впрочем, ужаснулись не надолго.

Многие люди будут (хотелось бы надеяться) оправдываться тем, что они были всего лишь "исполнителями". Не все политтехнологи - большинство политтехников, не продуцирующие идеи, а распространяющие и и воплощающие их. Этим Леонид Симонович, глава союза православных братств, безобиднее Душенова - но Душенов погрома не организует, а Симонович организует. А уж сколько литераторов пишут, пишут, пишут, расписывая на все лады незатейливое "Русь святая, храни веру православную от жидов, включая американцев и меневцев". Всех не назвать, но некоторых назовём: А.Кирсанов, публицист "Православной Москвы".

"Крайние" православисты сохраняют "лояльность" к Патриархии (членство в которой придаёт им "авторитет"), но позволяют себе более откровенно выражать то, что у лидеров патриархии только на уме: антисемитизм, расизм, нацизм. Лидеры уже сыты, лидеры подобраны органами и думают больше о карьере и доходе, а "крайние" - рвутся в лидеры. В случае резкого поворота страны к нацизму (а не плавного, как сейчас), у них есть какие-то шансы. Да и сейчас они всё-таки худо-бедно зарабатывают на жизнь. Впрочем, обычно денег хватает лишь на "интернет-агенство" - например, "Правая.ру" - Илья Бражников, Михаил Тюренков, Алексей Чесноков, агентство "Русская линия" (rusk.ru) в Петербурге (почитатели Распутина и пр.) - главный редактор Анатолий Степанов.

А есть ещё движение «Народный Собор»: Олег Кассин, Сергей Скатов, Владимир Хомяков; «Народная защита» - как бы правозащитная организация, но права её интересуют лишь "своих православных" - Владимир и Анна Сергеевы, председатель «Союза православных хоругвеносцев» и «Союза православных братств РПЦ» Леонид Симонович-Никшич; сопредседатель общественной организации «Рубеж» Аслан Мзоков; представитель Ассоциации военно-патриотических клубов «Стяг» Александр Кравченко; депутат Государственной думы Николай Курьянович; ответственный секретарь «Союза русского народа» Леонид Редкий. Из духовенства с ними выступали настоятель храма Ильи Пророка на Воронцовом поле отец Александр.

БОЕВИКИ

Юрий Агещев - бывший наркоман и хиппи, ставший православным ультра. Он в 2007 г. не только пикетировал Сахаровский центр, но и "отважно" вошёл в это логово и обличил "кощунников", заявив, что Саудовская Аравия - с крестом, конечно - есть идеал и для России. Мог и убить - лозунги у пикетчиков были серьезные, вплоть до "Каленым железом", "Вы хотите крови, вы ее получите".

 

АВАНТЮРИСТЫ И МАРОДЁРЫ

Кроме работников, которые "при деле", существует множество работников, которые и с голоду не умирают, но и на службе не состоят. Это своеобразные интеллектуальные бродяги (иногда - финансовые проходимцы). Их могут взять на работу в какие-нибудь органы временно - или постоянно, но лишь на полставки. Иногда такие люди - авантюристы, идущие впереди армии в надежде урвать кусок побольше, как в лотерее. Иногда такие люди - мародёры, идущие позади армии ради куска маленького, но достающегося без риска для жизни.

 

ВЯЧЕСЛАВ ПОЛОСИН: 

ПРОЛОГ 

Диссиденту стать депутатом - не обязательно драма. Биография священника Якунина полна приключений, но не драматизма - и в парламенте отец Глеб оставался диссидентом. Биография священника Вячеслава Полосина лишена приключений. Перестройка застала его тридцатилетним выпускником философского факультета МГУ и Московской духовной семинарии. В 1988 г. получил приход под Обнинском, откуда и ушел в депутаты. Но, жизнь отца Вячеслава драматична, ибо в ней есть не внешние, а внутренние напряжения. 
 

ДИССИДЕНТ 

В начале 1990 года классический антисоветский журнал "Грани" напечатал в двух своих номерах статью "Размышления о теократии в России". В 156 номере статья шла еще под псевдонимом "Сергей Венцель", в 157 номере - по просьбе автора - псевдоним был раскрыт: "Свящ. Вячеслав Полосин". 

Статья относилась к классическому же среди церковных "антисоветчиков" жанру публицистической историософии. Осуждение русского народа за грех атеизма ( "Октябрь 1917 г. ... явился карой за оскудение веры"). Осуждение митрополита Сергия за Декларация 1927 года и подчинение сатанинской безбожной власти. Осуждение тогдашних лидеров Московской Патриархии - за стремление к "личной комфортности". "Во многих учреждениях Московской патриархии и даже епархиях честно исполнять свой пастырский долг можно только вопреки воле начальства! А ложь и лжесвидетельство вообще стали новым догматом ее бытия". Иерархии дороги лишь "икорно-водочный "рай на земле", поклонение старушек и личное уважение членов Политбюро". Полосин о Московской Патриархии говорил резко. Для него она всего лишь "часть" Русской Церкви, причем часть "сергианско-шаманская". 

Полосин с уважением называл православную писательницу Зою Крахмальникову, сидевшую при Брежневе, "современной исповедницей Православия". Подобно Крахмальниковой, он с восторгом писал о Русской Православной Церкви Зарубежом как о хранительнице истинного православия, а о "сергианской" Московской Патриархии - как о ереси. "Думается, что формула отречения от сергианства во всех его проявлениях и подинение единственной законной юрисдикции РПЦ - ее заграничном Синоду и Первоиерарху - была бы точной гарантией и обязывающим каноническим требованием для пребывания в спасительной сфере Православной Церкви". Это был призыв к неповиновению Московской Патриархии: "Подчинение юрисдикции Зарубежной РПЦ имеет в данном случае и канонический, и вероучительный характер" "создание параллельной Московской патриархии структуры, без общения с ней и без уступок государству". "Только Зарубежная Церковь может дать сейчас эталон канонической и вероучительной чистоты". 

Полосин одобрял церковных диссидентов, слегка укоряя их за недостаточную диссидентность, за попытки "защищать" Московскую Патриархию: "По наивности они пытаются поначалу защищать и официальную Церковь, но традиционные протоиереи и владыки публично заявляют, что такие "защитники Церкви нам не нужны". Что верно, то верно - защитники Церкви московским иерархам не нужны, ибо в конечном счете они неизбежно приведут к тому, что Церковь нужно защищать в первую очередь от этих самых иерархов и протоиереев". 
 

ДЕМОКРАТ 

9 июня 1991 года - за три дня до выборов Ельцина Президентом, в эпоху столь далекую, что трудно уже вспомнить, с каким испуганным усилием мы тогда утверждали свою свободу - "Вести" показали безымянного священника на фоне кафедрального Патриаршего собора. Священник призывал голосовать за Ельцина. Пять конкурентов Бориса Николаевича были уподоблены "пятиголовому дракону", которого надо поразить одним ударом меча. 11 июня Московская Патриархия распространила через ТАСС заявление, осуждающее отца Вячеслава Полосина за попытку, выступив анонимно на фоне собора, выдать свою личную позицию за общецерковную. К этому времени Полосин уже был избран депутатом. В Орле и Калуге распространялась листовка с призывом голосовать за Ельцина за подписью отца Вячеслава. Все это было названо "не вполне продуманной инициативой". Надо признать, что Московская Патриархия была исключительно деликатна в выборе выражений и за жестокие нападки, учиненные в статье 1990 года, воздавала отцу Вячеславу кротко. 
 

ДЕПУТАТ 

Отец Вячеслав стал председателем Комитета по свободе совести, вероисповеданиям, милосердию и благотворительности. В качестве такового он неоднократно проявлял свою непредвзятость и умение стать выше конфессионального эгоизма. Так, 27 ноября 1992 года он на специальной пресс-конференции, посвященной новой редакции Закона о свободе совести, "выразил обеспокоенность тем, что в некоторых регионах России ... раздаются призывы к борьбе с представителями других конфессий". 20 февраля 1993 года в "Независимой газете" Полосин выступил против попыток политизировать Церковь: "6 октября президент, стоя рядом с Патриархом, встречал гостей на государственном приеме. Ельцин пожимал руку, Патриарх благословлял. Неудивительно, что на этот прием, наверное, впервые за много лет, не пришли приглашенные президентом руководители ислама, буддизма, баптистов и адвентистов 7 дня. "Благие намерения" президента повели страну к межрелигиозной розни". Свобода совести и равноправие конфессий - дороже политических симпатий и церковно-канонической дисциплины. Депутат Полосин осудил Ельцина, священник Полосин - Патриарха. 
 

РЕВОЛЮЦИЯ В ОТДЕЛЬНО ВЗЯТОЙ ДУШЕ 

Многие политики за последние два года проделали путч от поклонников культа личности Ельцина до ярых анти-ельцинистов. Многие из поборников свободы сделались поборниками национал-тоталитаризма. (К сожалению, обратных миграций не было). Поэтому то, что Полосин изменил свои позиции по некоторым вопросам, совершенно обыкновенно. Он изменил позиции по вопросам принципиальным - тоже не чудо. Поразила скорость. 

20 февраля 1993 г. человек осуждающе пишет: "Патриарх Московский и всея Руси Алексий II посетил президента и, по свидетельству телевидения, поддержал идею референдума, этой чисто политической акции. Увы, приходится констатировать, что в уже начавшуюся предвыборную кампанию оказывается втянутой и Церковь ... Политизация и огосударствление религиозных объединений, особенно в нынешней нестабильной обстановке, могут привести к межконфессиональной розни". 

Через месяц, за несколько дней до самого референдума тот же человек выступает на встрече Президента с лидерами религиозных конфессий и предлагает законодательно оформить государственное покровительство "традиционным для России" религиозным объединениям. 

На протяжении мая-сентября 1993 года отец Вячеслав Полосин как лев сражается за новую редакцию Закона о свободе совести, по которой государство не только запрещает проповедь иностранных миссионеров в России, но и оплачивает телевизионное время для выступлений проповедников "традиционных религий". Против этих нововведений выступает не только отец Глеб Якунин, но и упомянутая Зоя Крахмальникова. Полосин оказывается по другую сторону баррикады. Обличитель "большевистской сатанократии" 4 августа 1993 г. дает интервью "Правде". Апологет памяти новомучеников Российских, погибших во имя госбезопасности - упоминает "безопасность государства" как одну из важнейших причин запрета миссионеров. Полосин уже не пропагандирует переход под юрисдикцию Русской Православной Церкви За рубежом - он ратует за закон, который придавит деятельность этой православной конфессии, юридически являющейся для России "заграничной". Можно было бы сказать, что Полосин становится верным адептом Московской Патриархии, если бы одновременно он не играл на руку российским мусульманам. Патриарха же Алексия II, отлетающего в Сибирь и Соединенные Штаты, провожал в аэропорту. Что чувствовал Патриарх, глядя на человека, который  еще два года назад обличал его за "икорно-водочный рай" и служение сатане - безбожному государству? Мелькала ли в голове Полосина мысль об иронии истории - ведь Патриарху предстояло сейчас самому стать "иностранным миссионером", и никаких ему в том препятствий госдепартамент чинить не собирался. Хотя именно на законы США ссылался отец Вячеслав Полосин, защищая свой закон, в качестве прецендента. 
 

ДЕЗИНФОРМАЦИЯ К РАЗМЫШЛЕНИЮ 

Крутой поворот автомашины приведёт в беспорядок ее груз. Крутой поворот политика тоже сказывается на том порядке нравственных ценностей, который именуется порядочностью. 

Отец Вячеслав Полосин неоднократно утверждал, что в США существуют законы, подобные тому, какой он инициирует. Доверившись слову священника (который так же не может лгать, как и быть женщиной), представитель пресс-службы Президенты повторил эту "информацию" в письме газете "Русская мысль". И - беспрецендентный, будем надеяться, случай - через три месяца вынужден был печатно же принести извинения, сославшись на то, что доверился информации о. Вячеслава. Во время пресс-конференции 16 июля 1993 г. Полосин заявил, что в Конституции США "говорится прямо: право на свободу совести может быть ограничено, если правительство докажет, что это необходимо для государственных интересов США". К его несчастью, в зале были люди, знающие Конституцию США наизусть. Полосина сразу спросили с восторженным недоумением, о статье под каким номером идет речь. Ответ был хорош: "Я не читаю по-английски. У меня она есть по-русски. Я принесу и покажу Вам". 

Полосин утверждал, что конгрессмены США "ставят оказание экономические помощи России в зависимость от подписания нового Закона. Отец Вячеслав назвал это вмешательством в дела государства" (ТАСС, 21 июля). Но в письме лишь упомянается, что принятие Закона вынудит "многие религиозные организации прекратить свою деятельность и покинуть вашу страну", а "десятки миллионов долларов гуманитарной помощи были переданы русскому народу при помощи этих организаций". Не слишком деликатно попрекать нас куском хлеба - но и толкование письма, данное отцом Вячеславом, трудно назвать абсолютно соответствующим подлинному смыслу текста и нравственному пониманию термина "правда". 

Президент Ельцин в письме от 4 августа написал, что "признает" большую роль в духовном оздоровлении России традиционных конфессий. Полосин воспроизвел эти слова следующим образом: "Президент ... считает необходимым усилить роль российских религиозных конфессий". Существует ли разница между "признавать" и "считать необходимым усилить"?.. 

Сама по себе манера выдавать информацию, нуждающуюся в дальнейшей проверке, для политиков традиционна. Но ведь отец Вячеслав - ещё и священник. Неужели только потому священникам нельзя быть политиками, что неизбежно придется лгать? А слова Полосина: "Православные верующие, которых у нас в стране примерно 70-80 миллионов (это ориентировочная цифра) ... полностью поддерживают и концепцию закона, и те меры, которые мы предлагаем", сказанные на последнем обсуждении Закона 27 августа - как их понимать? Во-первых, православных верующих в стране не более нескольких миллионов, а 70 миллионов у нас атеистов. Во-вторых, отец Вячеслав "забыл" упомянуть о многочисленных протестах русских православных против "мер". В числе протестующих было и лицо не маленькое - архиепископ Михаил Мудъюгин. Главное, вместе с позицией депутата изменился стиль речи, напомнив "весь советский народ единодушно одобряет...". 
 

ДРАМА ИЛИ ФАРС 

Александр Нежный, критикуя Закон, писал о Полосине в "Известиях" (15 июля 1993): "Был скромный провинциальный священник - и вдруг демократическая волна внесла его в апаратменты размером едва ли не с футбольное поле, в дипакадемию, в новую квартиру, в персональную черную "Волгу" с радиотелефоном, в зарубежные поездки...". Тогда еще не было известно, что Полосин стал председателем очередного "фонда"... Однако разговор о площади служебного кабинета будет подобен филиппикам диссидента Полосина против "икорного рая", сведет все к искусному актерству, нацеленному на вымогательство. 

Между тем, Полосин в 1989 году, когда он писал свою статью - рисковал! Он рисковал, выступая за Ельцина в июне 1991 года. Вообще стоит ли сводить все к деньгам? Тем более в данном случае, когда мы располагаем возможностью заглянуть в душу Полосина (как и в душу любого человека, насколько она изливается на бумагу) - еще и неверно. 

В 1991 г. о. Вячеслав писал: "Христианское определение личности может лечь в основу законодательства, и тогда само законодательство не должно больше пересекаться с конфессиональными положениями ... Все ценности закона будут строиться на ценности личности, ее свободы и развития,и потому законодательство будет, во-первых, конкретно, во-вторых, свободно, в третьих - гуманно". 

Вряд ли есть смысл сокрушаться о том, что сказанное оказалось пустым звуком, что диссидентство-де оказалось пустышкой и, едва исчезли враги, исчезло само. Враги-то ведь никуда не исчезли - ведь Полосин обличал не столько ЦК, сколько Московскую Патриархию. Однако его обличения, если в них вчитаться, основывались вовсе не на "христианском опредении личности". Например, было написано: "Иудеи за свой грех лишились земли обетованной и правоверия, русский народ - Святой Руси". Осуждена, казалось бы, революция - но не осужден способ мышления, оперирующий не понятием "личности", а понятием "народы", понятием "земля". Здесь - духовная слабина, здесь - возможность впасть в антисемитизм (к счастью, Полосин эту возможность не реализовал), видеть во всех евреях виновных в смерти Христа. Здесь и возможность стать шовинистом из поборников Святой Руси - и вот эту возможность о. Вячеслав постепенно реализует. Полосин писал: "Резолюция царя на прошении о созыве Собора - это акт, равносильный отречению народа в его лице от теократии". Но осуждал он Николая Романова, а вот отождествление царя и народа ему в принципе нравилось - следовательно, здесь открыта возможность (тоже нереализованная) стать монархистом. 

Воспроизведение бердяевских слов о личности, ее свободе и достоинстве, оказалось заемным - подлинно своим оказалось то, что глубже деклараций. Во-первых, глубокой оказалась зависть к "сладкому плену" - и принесла свои плоды, которые все же нельзя сбрасывать со счетов, объясняя эволюцию диссидента в верного хасбулатовца. Но еще более глубокой оказалась вера в Церковь, которая призвана спасать Россию, быть судией ее политики, быть ее нравственным ориентиром, духовным маяком. Как все это замечательно - но как все это и противоположно ощущению того, что Россия, политика, народы, - лишь "мир сей", что "спасение" не означает "освящения", что "преображение" означает еще и уничтожение огромной части нашего существа. Легкий, почти неуловимый обычно сдвиг в иерархии духовных ценностей, в устремленности духа - и падение. 

В начале ХХ века много и часто говорили о том, что Церковь должна освящать мир - но это говорилось народу, который веками приучали к тому, что Царство Христово не от мира сего. Сегодня дистанция между двумя мирами смазана - и неизбежны срывы и соблазны самого разного, в том числе и дурно-тоталитарного толка. Политической пропагандой такие срывы не преодолеть и не предотвратить. Чтобы не повторилась драма отца Вячеслава, другие отцы, а также братья и сестры должны вновь и вновь напоминать себе и миру: блаженны чистые сердцем, а не подозревающие во всем корыстолюбие и сатанинские заговоры, блаженны милостивые, а не запрещающие, блаженны гонимые, а не гонители.

ЭПИЛОГ

В мае 1999 г. Полосин заявил, что переходит в ислам. Он принял имя Али, и уже в июне 1999 г. стал одним из ведущих телепрограммы по исламу. Главный редактор исламской газеты, один из председателей исламского движения "Рефах", советник верховного муфтия России. Прекрасная иллюстрация к ставшей традиционной мысли о том, что, прими князь Владимир не православие, а ислам, ничего бы в России не изменилось, кроме словесного оформления насилия и агрессии.

АВАНТЮРИСТЫ И МАРОДЁРЫ: РАЗНОЕ

Среди церковных людей такие тоже встречаются - хотя бы Алексей Смирнов (1966), выдающий себя за фон Сиверса, главу многомиллионной, но очень секретной церкви, сочиняющей ей прошлое, и делающий примерно то же, но чуть иначе митр. Кириак Темерциди и его спутник митр. Максим Однорал, странные священники Владимир Верига, Сергий Копытов и Юрий Климин.

В России, как и во всякой деспотии, авантюристы часто бывают удачливее, чем странах свободных. Случай их возносит, случай их изгоняет. Например, Григорий Лурье (историк и человек весьма реакционных церковных взглядов) и актёр Иван Охлобыстин, - одинаково авантюристы поведенчески, но первый был отторгнут церковными структурами, а второй - был принят, хотя и не без трудностей.

Уничтожение свободы слова обернулось для многих маргинальных литераторов триумфом: они были взяты на хорошо оплачиваемую работу кремлёвскими властями. Оказался на первом канале телевидения Максим Шевченко, который когда-то работал в "Независимой газете" и заявлял, что может работать лишь с "открывшим" его В.Третьяковым. Есть такие юроды и среди мусульман - Гейдар Джемаль

Нужно отличать от таких виртуозов, имеющих "идеи", людей, по тем или иным причинам сосредоточенных на выживании и ради выживания готовых на многое. Иногда их можно заподозрить в том, что им приказывает Лубянка, иногда в том, что они приказывают Лубянке, но всегда нужно быть очень осторожными с ними в денежных вопросах - до государственной казны эти люди обычно не дотягиваются, а вот до частных карманов - случается. Это, к примеру, Сергей Бычков.

Такие люди в любой конфессии есть: например, протестант Кацнельсон в Калининграде больше говорит, чем молится. Это не его проблема, проблема журналистов, которые всё это тиражируют, потому что проще брать интервью у демагога, чем у демократа, убеждая себя и других, что это одно и то же. Жириновский - промежуточное звено между бендером и гитлером. Впрочем, в Риге действует пастор Алексей Ледяев (1954), который реально молится, проповедует, создал многотысячную церковь, но по взглядам и способу их изложения - авантюрист, предпочитающий хлёсткое слово, фальцет, бранит ли он гомосексуализм или восхваляет Буша.

 

 
 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова