Адам Бонецкий
См. история
Церкви в 20 в.
Магдалена Гроховская. "А река меняет течение". // Новая
Польша. №7-8, 2003. С. 7-16. Очерк о свящ. Адаме Бонецком. Монах-маринин
из Люблинского ун-тета. Его отец Михал Фредро-Бонецкий был офицером
росс. армии, в 1918 г. большевики его едва не утопили в Одессе,
а в янв. 1944 расстреляли гитлеровцы. Мстили за гибель своих солдат,
расстреливали "заложников". Бонецкий старший, по нынешним
русским меркам, и впрямь был виноват - поддерживал связь с партизанами.
Пособник террористов... Бонецкий стал монахом в 1952 г., видел в
Церкви единственный островок свободы. Прославился как главред "Тыгодника
повшехного". Журнал интеллектуалов, епископат его не любит
по сей день, по оценке Гроховской. Бонецкий критиковал Папу за то,
что он не принимает радикальных мер к польскому "Радонежу"
- станции "Мария", за то, что уличенного в сексуальных
домогательных к клирикам архиеп. Юлиаша Петца (познань), не спешили
судить. Когда в 1993 г. его избрали генсеком мариан, он смеялся:
"Ко мне стали относиться так, будто я вдруг обессилел (носили
мои чемоданы, хотя я сохранял прежнюю медвежью силу) и как бы внезапно
поумнел" (11). На посту он пробыл 6 лет. По его инициативе
в польских католич. семинариях стали учиться украинцы, литовцы и
пр. Экуменист. В юности духовник считал, что Бонецкий согрешил,
зайдя на литургию в православную церковь.
Бонецкий оправдывает умеренную тактику Вышинского: "В конфронтации
с режимом он должен иметь за собой массы ... А если он останется
с горсткой интеллигентов, то эту конфронтацию проиграет" (11).
Гм! Как будто цель Церкви - конфронтация и выигрыш... Впрочем, Бонецкий
по сей день считает: "Церковь, опирающаяся на простонародное
католичество, не выдержит интеллектуальных испытаний ... Церковь
нужно созидать и на разуме". Да не на разуме, а на совести!
Народ не менее бессовестен в своем магизме, чем интеллигенция -
в интеллектуализме. Впрочем, и не более.
В 1972 г. восторгался тем, как служат литургию в Париже: американский
священник в рыжей водолазке, монахиня - в брюках, на столе - деревянная
чаша и миска с хлебом, во время причастия тарелку с хлебом передают
из рук в руки. Вышинскому эти эксперименту казались не ко времени.
С 1979 по 1990 в Риме возглавлял польское издание "Оссерваторе
Романо".
Сменил Ежи Туровича на посту главреда "Тыгодника". Смелый:
печатает статьи, где объясняют, что ап. Лука не писал Ченстоховской
иконы, и вообще Ченстохову разгромили не татары, а польские шляхтичи
с большой дороги. Посему считается либералом и низвергателем основ.
Но письмо с критикой дрейфа Польши в сторону конфессионального государства
и лично Папы - не напечатал. Папа и Туровича упрекал, что он не
поддерживал Церковь в первые годы после падения коммунизма. Эх!
При коммунизме надо было поддерживать, потому что коммунизм, после
- потому что не коммунизм... Плохого танцора всегда надо поддерживать.
Но танцевать он от этого не станет, в лучшем случае будет дриблинг.
|