Crabbe, Katharyn. J.R.R.Tolkien. New York: Continuum. 1988. 233 p.
Героизм Бильбо носит социальный характер, он становится лидером. Но он не гном
- он наособицу, он в компании, но он не часть компании. Героизм гномов реактивный,
Бильбо - активный, он инициатор. Остается идти. Открывает благодать (жалость).
Обретение целостности. Как все волшебные сказки занят не столько конфликтом добра
и зла, сколько личным ростом героя. Добро мужского общества - инклинги, клуб.
Вершина - дружить с эльфами - символ творческой потенции (сочинительство стихов).
Общее у ПК и ТиО - жизнь как квест, где два больших события: наступление взрослости
с ее правами и привилегиями и смерть. От сказки к мифу. Сверхчеловеки отступают
на второй план. Три темы: герой, добро и зло, роль языка. Пара Фродо-Саурон: поражение
не в том, чтобы проиграть битву, а в том, чтобы стать частью зла. Разнообразие
добра и зла. Зло терпит поражение, т.к. ему недостает воображения (Оден).
Зло связано прежде всего с людьми, добро с природой (а паучиха???!!!!). "Руки
короля - руки целителя" - мудрость Гондора. Я: ассоциация с исцелением золотушных.
Бог - природа - исцеляющая сила. Уважение к прошлому - к непрерывности связи времен.
По мере углубления представлений Т. о зле, все больоше использовал язык. Пословицы
придают чувство солидности и узнаваемости.
цель сказки: ясно увидеть мир, убежать (как пленнику из тюрьмы, эскапизм в
лучшем смысле слова), утешиться. Хорошая сказки утешает хорошим концом -
евкатастрофа ("благая катастрофа").
Нигл не только творит, он видит реальное творение. Не выдумать, а открывать
(платонизм).
В Нигле ближний - Приход, Parish.
Хотя и христианин, а из любви к Англии жаждал восстановить утраченную дохристианскую
мифологию - кельтский мир. |