Рональд Толкин
Его: о сказках.
о нем очерк Кротова, 1999;
Карпентер, конспект книги; Краббе, конспект;
против него Перумов 2.6.2000;
Фрагмент из докладной записки Джоанны Т. Райт, советника по культуре губернатора штата Аризона Гэбриэла Л.
Тьюнсена "О программе образования в школах, финансируемых за счет бюджета штата Аризона".
.... Считаю необходимым также рассмотрение вопроса об исключении из образовательной программы произведений
Дж.Р.Р. Толкиена в связи с их противоречием принципам политической корректности.
Важнейшим недостатком произведений Дж.Р.Р. Толкиена является декларация безусловного разделения положительных
и отрицательных персонажей. В отличии от современных авторов жанра "Fantasy" (М. Уэйс, К.С. Фридман,
Л.С. Роэн) Толкиен не вводит в повествование ни одного положительного образа т.н. "темных", более
того, любая попытка мирного сосуществования с представителями иного мировозрения резко осуждается им (истории
Сарумана, Денетора, Тэда Песошкинса). Кроме того, представители т.н. "темной" стороны подчеркнуто
отвратительны, как внешне, так и внутренне. Подобное художественное решение не может рассматриваться иначе,
как пропаганда фанатизма в его наиболее грубых и отвратительных формах.
Помимо того, для произведений Дж.Р.Р. Толкиена характерна неприкрытая пропаганда национальной, расовой, половой,
религиозной и сексуальной неполноценности. Характерно, что все положительные герои Толкиена имеют ярко выраженную
европеоидную внешность, тогда как все носители иных типов внешности - герои отрицательные: орки (монголоидная
внешность), харадрим (афроамериканская внешность), дунландцы (дравидическая внешность). Это позволяет классифицировать
произведения Толкиена, как попадающие под п. 12 Декларации о информационной безопасности. [1]
Столь же очевидна и половая дискриминация в книгах Толкиена - среди активных персонажей его книг нет ни одной
женщины, в целом женщины составляют менее 10% от общего числа его персонажей. Hекоторой уступкой общественному
мнению является образ Йовин - принцессы-воительницы, но к концу книги автор придает ей пассивный характер в
браке, тем самым утверждая подчиненный характер женщины в мире. [2]
Религиозная и сексуальная дискриминация в книгах Дж.Р.Р. Толкиена проявлены не столь явно, но и их существование
несомненно: декларация существования единственно верной религии, ее морального и физического преимущества над
остальными и целенаправленное замалчивание проблемы нетрадиционных сексуальных отношений очевидно носят дискриминационный
характер [3] и способствуют развитию у читателей нетерпимости и фанатизма.
Подобные недостатки могут быть терпимы в в произведениях XIX века и более ранних [4], сопровождаемых комментарием
преподавателя, объясняющим причины подобной нетерпимости, связанные с низкой степенью развития общественного
сознания. Hо книги Толкиена появились уже после появления базовых принципов политической корректности и потому,
очевидно, носят деструктивный характер.
В тексте подвергнуты аналогичному анализу также работы Б. Шоу, К.С. Льюиса, Т.Х. Уайта, Р. Вильямса и 11 других
авторов.
[1] Процесс "Лоуренс и Лоуренс против 'Tanariss Ltd'" (1993 г.)
[2] Схожую аргументацию выдвигала Харборвилльская феминистская ассоциация в иске против Т. Купера. (1988 г.)
[3] Решение Верховного Суда штата Айова по делу Ф. Ингельда и "Gourin & Co". (1994 г.)
[4] Рекомендации Всеамериканской антидискриминационной Лиги от 07.12.1995 г.
11/09/97
Перевод - Т. Климентьева (для сборника "Принципы политической корректности: практическое воплощение",
М.: 1998 Типография МЮ РФ, тираж - 500 экз.).
*
Бирмингемская епархия (католическая, естественно) выплатила в порядке
мирового соглашения 15 тысяч фунтов 57-летнему Кристоферу Кэрри. Кэрри
утверждал, что в конце 1950-х подвергался сексуальным приставаниям свящ.
Джона Толкина, сына писателя, который руководил скаутами Спаркхилла. Толкин-сын
умер в январе 2003, в возрасте 85 лет.
библиография
Carpenter H. J.R.R.Tolkien: A biography. - L.: George Allen & Unwin LTD. 1977.
287 p.
Crabbe, Katharyn. J.R.R.Tolkien. New York: Continuum. 1988. 233 p.
Evans R. J.R.R.Tolkien. New York: Warner Paperback Library,1972. 297 p.
Helms R. Tolkien’s World. Boston: Houghton Mifflin Company, 1974. 167 p.
Nitzsche Jane. Tolkien’s Art. London: The Macmillan Press LTD, 1979. 164 p.
Noel R. The Mythology of Middle-Earth. Boston: Houghton Mifflin Company, 1977.
198 p.
Rosebury, Brian. Tolkien: A Critical Assesment. New York: St. Martin’s Press,
1992. 167 p.
Ryan J.S. Tolkien: Cult or Culture? Armidale (Australia): University of New England,
1969. 253 p.
Shadows of imagination: The Fantasies of C.S.Lewis, J.R.R.Tolkien, and Charles
Williams. 1969, 1979. Carbondale and Edwardsville: Southern Illinois University
Press. 190 pp. Ed. Mark Hillegas.
Tolkien: New Critical Perspectives. Ed. Neil Isaacs, Rose Zimbardo. The U.P. of
Kentucky. 1981.
Конспекты:
Tolkien: New Critical Perspectives. Ed. Neil Isaacs, Rose Zimbardo. The U.P. of
Kentucky. 1981.
Килби - Т. как тридентский католик, который якобы хотел написать эпилог в духе
апокалипсиса - все преображается, Сильмарил возвращается.
Мир ПК - солиден, упорядочен, целостен, живой.
В ПК хоббиты живут в период исполнения пророчеств. К концу ПК из мира волшебного
перемещаются в сегодняшнюю реальность (фашизм). Утрата контакта человека с эльфами.
Арагорн герой из эпоса, а читатель - Фродо из волшебной сказки. Фродо становится
великим в роде умирающего Артура, но остается и собой. Т. подчеркивает, что хоббиты
боятся воды - но родители Фродо тонут - т.е. миф о сироте из воды. Племянник по
матери!
В Голлуме кусочек человеческого, в человеке кусочек чудовищного.
Фродо, как и Дэвида Копперфильда, делают обстоятельства. Юродство: Билбо искал
сокровище, цель Фродо потерять сокровище.
Главный герой - Власть и Отречение от Власти.
Голлум - пародия на Фродо. Двойничество?
Поэтому собственность на кольцо столь размыто - двойники как поделят собственность?
Симона Вайль: творение для Бога не самооткровение, саморасширение, а самоограничение
и самоумаление. И сделав Фродо героем, Т. себя ограничил.
ПК - можно читать как юнговское путешествие по собственной душе.
Мильтон - субъективный опыт, а не догмат (как у Данте) есть ключ к вере. Основы
эпики христианства: подлинный героизм духовен, любовь есть послушание и свобода,
вера и надежда стоять на милосердии, всем правит Провидение. Т. синтезирует Юнга
и христианство. Внутреннее есть догмат. По ту сторону объективации и субъективации.
Юнг: добро может быть сделано злом и вести к злу. "Enantiodromia" - так это называет
Юнг (О сказках). То же у Т. - амбивалентность Голлума и Фродо. Голлум - это Фродо,
каким он себя видит во сне. И Манна юнгианец, а вот ведь... Голлум тень Фродо.
Поэтому он той же расы и того же пола. Галадриэль - его анима, Шелоб - разрушительная
анима. Тень Гэндальфа Саруман. Отсюда побеление Гэндальфа по мере омрачения Сарумана.
Саруман становится пестрым - белый цвет цельности. Льюис критиковал Юнга: нельзя
объяснять миф мифом. Т. и пишет не миф, а христианство, правду. Толкин о Беовульфе.
Языческий герой уповает на свою мощь, христианин - на Божью. Ср. Бердяев о чести.
Падение Саурана 25 марта - Благовещенье.
Голлум - братоубийца. Фродо - Авель, озабоченный вопросом о судьбе Каина.
ПК - наперекор послевоенному пессимизму и атеизму.
Tolkien: New Critical Perspectives. Ed. Neil Isaacs, Rose Zimbardo. The U.P. of
Kentucky. 1981.
Килби - Т. как тридентский католик, который якобы хотел написать эпилог в духе
апокалипсиса - все преображается, Сильмарил возвращается.
Мир ПК - солиден, упорядочен, целостен, живой.
В ПК хоббиты живут в период исполнения пророчеств. К концу ПК из мира волшебного
перемещаются в сегодняшнюю реальность (фашизм). Утрата контакта человека с эльфами.
Арагорн герой из эпоса, а читатель - Фродо из волшебной сказки. Фродо становится
великим в роде умирающего Артура, но остается и собой. Т. подчеркивает, что хоббиты
боятся воды - но родители Фродо тонут - т.е. миф о сироте из воды. Племянник по
матери!
В Голлуме кусочек человеческого, в человеке кусочек чудовищного.
Фродо, как и Дэвида Копперфильда, делают обстоятельства. Юродство: Билбо искал
сокровище, цель Фродо потерять сокровище.
Главный герой - Власть и Отречение от Власти.
Голлум - пародия на Фродо. Двойничество?
Поэтому собственность на кольцо столь размыто - двойники как поделят собственность?
Симона Вайль: творение для Бога не самооткровение, саморасширение, а самоограничение
и самоумаление. И сделав Фродо героем, Т. себя ограничил.
ПК - можно читать как юнговское путешествие по собственной душе.
Мильтон - субъективный опыт, а не догмат (как у Данте) есть ключ к вере. Основы
эпики христианства: подлинный героизм духовен, любовь есть послушание и свобода,
вера и надежда стоять на милосердии, всем правит Провидение. Т. синтезирует Юнга
и христианство. Внутреннее есть догмат. По ту сторону объективации и субъективации.
Юнг: добро может быть сделано злом и вести к злу. "Enantiodromia" - так это называет
Юнг (О сказках). То же у Т. - амбивалентность Голлума и Фродо. Голлум - это Фродо,
каким он себя видит во сне. И Манна юнгианец, а вот ведь... Голлум тень Фродо.
Поэтому он той же расы и того же пола. Галадриэль - его анима, Шелоб - разрушительная
анима. Тень Гэндальфа Саруман. Отсюда побеление Гэндальфа по мере омрачения Сарумана.
Саруман становится пестрым - белый цвет цельности. Льюис критиковал Юнга: нельзя
объяснять миф мифом. Т. и пишет не миф, а христианство, правду. Толкин о Беовульфе.
Языческий герой уповает на свою мощь, христианин - на Божью. Ср. Бердяев о чести.
Падение Саурана 25 марта - Благовещенье.
ПК - наперекор послевоенному пессимизму и атеизму.
Shadows of imagination: The Fantasies of C.S.Lewis, J.R.R.Tolkien, and Charles
Williams. 1969, 1979. Carbondale and Edwardsville: Southern Illinois University
Press. 190 pp. Ed. Mark Hillegas.
Связь с утопиями и антиутопиями. НФ - более индустриальна. Льюис и пр - больше
связей с реальностью, мир ПК абсолютно замкнут в себе. Связь с Паничем и
Маркесом?
Льюис в Нарнии учит, Толкит описывает, творит. Не больше ли в Т. от язычника Беовульфа,
чем от христианина? Ведь бесконечные войны и драмы. Трагические последствия борьбы
со злом - Фродо так и не излечивается от шрамов.
Наш мир пустеет и атомизируется - мир ПК это восполняет, это насыщен. Эскапизм?
Фантастичен наш мир, мир эксгибиционизма и потребительства - ну, это романтизм
- а реален мир ПК. Реальность начинается в невидимом мире, а не в видимом.
Умаление Фродо - разрастание Мерри и Пиппина. Отплывание Фродо трагично не потому,
что он умирает - но там он уже не будет хоббитом.
ПК - мифическая аллегория, т.к. в нем неоднозначно соответствует вымысел и реальность,
а много и вовсе не соответствует. Миф избыточнее аллегории.
Kreeft, 176: " Our free-dom is a free-doom." Почему нас так удивляет, что мы прокляты?
Все наши мифы возводят к сверхестественному миру происхождение этой самой естественной
в мире вещи".
Rosebury, Brian. Tolkien: A Critical Assesment. New York: St. Martin’s Press,
1992. 167 p.
В ПК 600 тт. слов.
Сказки не о возможном, а о желаемом (Т), они должны рождать желание и удовлетворять
его - Я желал драконов от всего сердца
Бомбадил - Адам - гм,
Гэндальф путешествует, исследует - Саруман неподвижен, величав нелюбопытен и потому
все времянеправильно оценивает противников и вообще положение дел
Любознательны и хзоббиты - инетерс к другому
Средиземье стремитсая к экспансии и во времени, и в пространстве
Т. пытается не просто победить смерть, а получить юность Эдема
ПК комаедия, С - трагедия. Обе книги августианские, С - акцент на первородном
грехе, ПК - на искуплении и благости творения
ошибочно считать Т аристократом - он из обедневшей буржуазии и рос в индустриальном
городе
Англичане часто с непирвычки пишут фамилию как Tolkein
К 1968 г. было продано 3 млн. экземпляров ПК. Карпентер.
По английским меркам Т. был слишком эмоционально открыт, слишком увлечен религией,
слишком страстен, интровертен. Пытался это скрыть за борьбой с французской кулинарией.
Но не хватало understatement.
C. 133. Толкин был даже более обычным человеком, чем полагают, поскольку он был
более сложной личностью, чем его рисует легенда. Парадокс искали - по Прусту -
обыденность жизни творца и глубина творения - но он был не так уж прост, и Средиземье
больше имело общего с его миром, чем полагают. Попал в середину между поколениями:
на 10 лет моложе Джойса и космополитического модернизма, на 11 лет старше
Орвелла и социального реализма. Потерянное поколение убитых на войне. ПК многим
против модернизма - этически прежде всего - но как модернисты использует миф творчески,
обращен в прошлое и использует его. В ПК жестко не христианства, оно даже ничем
не заменено. Ну, это как утверждение, что тут нет женщин.
В отличие от модернистов не знает иронии, релятивизма в важных вопросах.
ПК актуален, поскольку воплотил опыт мировых войн, тоталитаризма
с 148 - Эктон сказал о власти, когда Т. было пять лет.
В письмо 1943 г. Т. полушутя писал, что политически он идет то ли к анархии, то
ли к абсолютной монархии. Ответ на полит. проблемы не политический, а персоналистический.
Кстати, и не экологический.
Evans R. J.R.R.Tolkien. New York: Warner Paperback Library,1972. 297 p.
Ренессансность Т. - хр-во -
постмодерн - нет общепризнанной истины - возрастает роль личности - затерянность
и освобожденность. Фантазия как свобода от наблюдаемого "факта".
Т.: потребность "иметь общение (коммунион) с другими живыми созданиями" - деревьями
и пр. Это из эссе о сказке!
но как раз в ПК общение сходит на нет!
Т. предлгаал рассматривать Евангелие как сказку не потому, что не считал Воскресение
реальным, а потому, что считал язык явлением сказочным.
реальность сказкой
кольцо дает власть? (невидимость - власть ускользать) - точнее, кольцо есть власть.
не героический квест, а антигероический антиквест.
не аллегория - не изложениеп этич истин
чувство проклятья не противоречыит христианству, как четвертое евангелие не противоречит
апокалипсису.
хоббиты - юродивые?
охранительная функция гномов - а впрочем, и жльфов, и ангелов и пр. Человек не
охраняет, он творит, хотя все время сползает к охранительству.
Арагорн - политика, обуздывающая хаос.
Психологичен лишь Фродо с Голлумом - так он и есть единственный герой
квест -0 поиск себя и смысла
Сэм и Фродо верят жруг в друга, взаимное уважение, любовь к окружающему миру.
Мещанские ценности
Западный миф о преображении после смерти - корабль и пр - восточный о прижизненном
преображении
далек от сатиры в отличие от воннегута - гм - от пацичифизма в отл от Гессе -
жертва бескровна лишь поскольку проливается своя кровь, не чужая
Helms R. Tolkien’s World. Boston: Houghton Mifflin Company, 1974. 167 p.
хотел создать англ миф, создал общий
Англия просто первой встретила Частное время.
Защита мифа понятна в виду мифологич школы
Recovery - Escape Consolation
Атомная бомба как кольцо? Т. это постоянно оотрицал - но кольцо символ того, что
вылилось в бомбу - власть над миром может уместиться в кармане.
английчкуий отпаал, как отпал еврейский. Слово стало плотью и благодаря этому
Слово можно не переводить, а переносить как мясо.
в отличие от орков хоббиты поздно женятся - медленнее размножаются - ответ католика
на демогр взрыв - смешно, а он сам? Хоббиты безбородые, их вторичный половой признак
на ногах - а орки волосатые
антиэротичность Т.? ха
Лист Нигла - это Туда и обратно, а вырос в ПК.
Rosebury, Brian. Tolkien: A Critical Assesment. New York: St. Martin’s Press,
1992. 167 p.
В ПК 600 тт. слов.
Сказки не о возможном, а о желаемом (Т), они должны рождать желание и удовлетворять
его - Я желал драконов от всего сердца
Бомбадил - Адам - гм,
Гэндальф путешествует, исследует - Саруман неподвижен, величав нелюбопытен и потому
все времянеправильно оценивает противников и вообще положение дел
Любознательны и хзоббиты - инетерс к другому
Средиземье стремитсая к экспансии и во времени, и в пространстве
Т. пытается не просто победить смерть, а получить юность Эдема
ПК комаедия, С - трагедия. Обе книги августианские, С - акцент на первородном
грехе, ПК - на искуплении и благости творения
ошибочно считать Т аристократом - он из обедневшей буржуазии и рос в индустриальном
городе
Англичане часто с непирвычки пишут фамилию как Tolkein
К 1968 г. было продано 3 млн. экземпляров ПК. Карпентер.
По английским меркам Т. был слишком эмоционально открыт, слишком увлечен религией,
слишком страстен, интровертен. Пытался это скрыть за борьбой с французской кулинарией.
Но не хватало understatement.
C. 133. Толкин был даже более обычным человеком, чем полагают, поскольку он был
более сложной личностью, чем его рисует легенда. Парадокс искали - по Прусту -
обыденность жизни творца и глубина творения - но он был не так уж прост, и Средиземье
больше имело общего с его миром, чем полагают. Попал в середину между поколениями:
на 10 лет моложе Джойса и космополитического модернизма, на 11 лет старше
Орвелла и социального реализма. Потерянное поколение убитых на войне. ПК многим
против модернизма - этически прежде всего - но как модернисты использует миф творчески,
обращен в прошлое и использует его. В ПК жестко не христианства, оно даже ничем
не заменено. Ну, это как утверждение, что тут нет женщин.
В отличие от модернистов не знает иронии, релятивизма в важных вопросах.
ПК актуален, поскольку воплотил опыт мировых войн, тоталитаризма
с 148 - Эктон сказал о власти, когда Т. было пять лет.
В письмо 1943 г. Т. полушутя писал, что политически он идет то ли к анархии, то
ли к абсолютной монархии. Ответ на полит. проблемы не политический, а персоналистический.
Кстати, и не экологический.
Nitzsche Jane. Tolkien’s Art. London: The Macmillan Press LTD, 1979.164 p.
В исследовании о Беовульфе 1936 г. Т. показал, что эпос был и христианским, и
языческим - германские героические ценности сосуществовали с христианскими. Главная
проблема ПК та же: является ли хороший воин хорошим человеком? (3) Воин должен
служит господину или Господу?
Ответственность господина
Там же о сатане как критике Творца. Не любит критиков.
В 19 в. моралисты не любили сказок!
Т. противопоставлял жару своего первого мира - Африки - холоду Рождественской
елки. Но дерево при этиом символ жизни - Африка как подземный мир
Евангелие сказка, рассказанная Богом о мире - в нем малореально творение, а не
Бог. Донн -0 смерть умерла, кончается ее смертью, не Христовой. Первичный мир
в Евангелии - небо, в сказках - земля.
Сказка есть проекция чаяний человек, Евангелие - Бога.
Раздвоение Голума-Смеагла, Билбо-Голлума. Падение Голлума из-за жажды обладания
(купидитас).
Каритас как бра я с Другим - когда Г. почти любит Фродо как хозяина
Милосердие - Гэндальф - многие живые заслуживают смерти. многие мертвые заслужили
жизнь. Можешь ты дать им то и другое? - 1 том
Падение гномов от жадности к бриллиантам Мории
Митрил причина их богатства и их добровольного падения
Саруман - извращение ума. Башня Вавилонская - самоозабоченость за счет Иного,
Бога ведет к самоотчуждению. две башни - купидитас как извращения себя.
Башня шелоб - извращение тела. Разделение языков в Вавилонской башне - разделения
я в этих.
король как слуга христианская идепя соединяется с германской идеи героя как слуги.
Noel R. The Mythology of Middle-Earth. Boston: Houghton Mifflin Company, 1977.
198 p.
Строфа по греч поворот - евкатастрофа - поворот ко благу через преодоление катастрофы
путем оседлания зла, преодоления зла. Воскресение как евкатастрофа.
Мифологические темы: предопределение, нисхождение под землю, язык и его разделение
- время оргнаизуется через особый календарь, пространство - чере Нуменор-Атланитду,
острова блаженных.
Драконы - вещь, не сущзество. Рептилии огня.
Кольцо у Т. представляет опасность неограниченной власти. Гм, а что, бывает другая?
Raglan The Hero стр 69 по Реглану 22 признака героя:
1. мать королевского происхождения
2. отец король
3. часо близкий родственник матери, но
4. обстоятельства его зачатия необычны и
5. он часто считается сыном божества
6. отец или дед по матери пытаются его убить при рождении
7. но его спают и
8. приемные родители в далекой стране воспитывают
9. о детстве ничего не сообщает но
10. затем возвращается или отправляет в свое будущее царство
11. поебждает царя. великана, дракона, животное
12. женится на принцессе, часто дочери предшественника
13. становится царем
14. правит спокойно
15. издает законы
16. теряет расположение богов и - или - подданых
17. изгоняют и свергают
18. загадочно гибнет
19. часто на вершине холма
20. дети ему не наследуют, если они и есть
21. тело не хоронят но
22. у него одна или несколько святых могил.
Ryan J.S. Tolkien: Cult or Culture? Armidale (Australia): University of New England,
1969. 253 p.
Бум прежде всего среди интеллектуалов, летом 1965 г.
Shadows of imagination: The Fantasies of C.S.Lewis, J.R.R.Tolkien, and Charles
Williams. 1969, 1979. Carbondale and Edwardsville: Southern Illinois University
Press. 190 pp. Ed. Mark Hillegas.
Связь с утопиями и антиутопиями. НФ - более индустриальна. Льюис и пр - больше
связей с реальностью, мир ПК абсолютно замкнут в себе. Связь с Паничем и
Маркесом?
Льюис в Нарнии учит, Толкит описывает, творит. Не больше ли в Т. от язычника Беовульфа,
чем от христианина? Ведь бесконечные войны и драмы. Трагические последствия борьбы
со злом - Фродо так и не излечивается от шрамов.
Наш мир пустеет и атомизируется - мир ПК это восполняет, это насыщен. Эскапизм?
Фантастичен наш мир, мир эксгибиционизма и потребительства - ну, это романтизм
- а реален мир ПК. Реальность начинается в невидимом мире, а не в видимом.
Умаление Фродо - разрастание Мерри и Пиппина. Отплывание Фродо трагично не потому,
что он умирает - но там он уже не будет хоббитом.
ПК - мифическая аллегория, т.к. в нем неоднозначно соответствует вымысел и реальность,
а много и вовсе не соответствует. Миф избыточнее аллегории.
Kreeft, 176: " Our free-dom is a free-doom." Почему нас так удивляет, что мы прокляты?
Все наши мифы возводят к сверхестественному миру происхождение этой самой естественной
в мире вещи".
|