Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь

ВЛАДИМИР СИЛОВЬЕВ

См. персоналии.

Протоиерей Владимир Силовьев родился 27 ноября 1955 года в г. Карабанове Александровского района Владимирской области в православной семье. В 1972 году окончил среднюю школу, в 1974 - медицинское училище № 13 в Москве. С 1974 по 1976 год служил в рядах Советской армии. С 1976 по 1979 учился в Московском медицинском институте им. Семашко. С 1979 года обучался в Московских Духовных школах. Окончил Московскую Духовную академию в 1985 году со степенью кандидата богословия, защитив диссертацию на тему "Святой благоверный князь Даниил Московский и созданный им Данилов монастырь". 28 марта 1985 года епископом Дмитровским Александром (Тимофеевым, ныне архиепископом Саратовским и Вольским), ректором МДА, рукоположен во диакона. 21 июля 1985 года им же рукоположен во пресвитера. Служил в московских храмах - в Богородском Преображенском, св. мученика Иоанна Воина на Якиманке, Скорбященском на Калитниковском кладбище. Посещал вольнослушателем лекции на искусствоведческом отделении Московского государственного университета. Указом Святейшего Патриарха Пимена в июле 1989 году назначен настоятелем вновь открытого храма Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове. В 1990 году возведен в сан протоиерея. С 1995 по 1998 год - член Епархиального совета города Москвы. В 1998 году решением Святейшего Патриарха Алексия и Епархиального собрания назначен председателем искусствоведческой комиссии при Епархиальном совете города Москвы. За усердное пастырское служение неоднократно награждался церковными наградами, последняя из них - право ношения наперсного креста с украшениями (1999 год).
На заседании Священного Синода 28 декабря 2000 года протоиерей Владимир Силовьев был назначен Председателем Издательского Совета Московского Патриархата и Главным редактором Издательства Московской Патриархии.


--------------------------------------------------------------------------------

Адрес Издательства:
119435, Москва, ул. Погодинская 20, корп.2
Тел. 246-98-48

*
























"ГУДОК": Битва духа. Ровно 625 лет назад, на православный праздник Рождества Пресвятой Богородицы, произошла Куликовская битва

21 сентября 2005 г.

Какое значение имеет столь давнее событие в наши дни? Об этом сейчас идут бурные споры. Мы попросили высказать свою точку зрения председателя Издательского совета Московского Патриархата протоиерея Владимира СИЛОВЬЕВА - настоятеля московского храма Рождества Богородицы в Старом Симонове, в котором покоятся мощи погибших героев битвы Александра Пересвета и Андрея Осляби.

- История нашего храма напрямую связана с победой русского воинства на Куликовом поле, - рассказывает батюшка. Основание храма преподобным Сергием Радонежским и его родным племянником Федором Симоновским, впоследствии архиепископом Ростовским, как бы стало пророческим. Храм был освящен в честь Рождества Пресвятой Богородицы (21 сентября по новому стилю) - именно в этот день и произошла Куликовская битва ровно 10 лет спустя. Неслучайность наименования храма подтверждается тем, что в 1380 году в нем были погребены драгоценные реликвии победы над ордынцами мощи Александра Пересвета и Андрея Осляби - иноков Троицкого монастыря.

Их тела, по логике вещей, должны были вернуться в свой монастырь. Но по желанию Дмитрия Донского и благословению Сергия Радонежского они были погребены на Покров Пресвятой Богородицы там, где находятся и сейчас, с такой целью, чтобы в будущем столица всегда имела эту драгоценную святыню. Так оно и получилось: на протяжении веков к мощам схимонахов Александра Пересвета и Андрея Осляби не зарастала народная тропа. Сюда приходили и руководители государства великие князья и цари, чтобы попросить у преподобномучеников помощи в ратных делах и в житейских ситуациях.

- Из летописей известно, что печенег Челубей был великим, непобедимым воином в самом расцвете сил. А на сражение с ним вышел схимонах Александр Пересвет, который, по мнению ордынцев, был много слабее Челубуя. Но победа досталась Александру, который пронзил противника копьем и выбросил его из седла, а сам удержался на коне, хотя и был смертельно ранен, что оказалось очень символично для исхода Куликовской битвы. И подобных примеров победы над более сильным (физически) противником в этом сражении было очень много. Как вы думаете, отец Владимир, в чем секрет победы русских воинов?

- Поединок двух лучших воинов из противоборствующих сторон был обычаем того времени, который имел большое духовное значение. А тут друг другу противостояли особые воины.

Есть предание о том, что печенег Челубей, или Темир-Мурза, как его называли, принадлежал к буддийской секте "бон (г)-по", которая, в отличие от традиционного буддизма, разрешала войну. Он якобы владел мистическими способностями, которые сейчас хорошо известны по фильмам о восточных единоборствах: мог наносить энергетические удары на расстоянии, исчезать в одном месте и появляться в другом, летать по воздуху (левитировать) и так далее.

Именно в этой секте, как говорит предание, культивировались такие способности, которые позволили Челубею выиграть триста поединков. И именно он, обладавший не столько физическими, сколько духовными возможностями, был выставлен против русского богатыря.

При виде этого человека-горы, похожего на древнего гиганта Голиафа, у многих русских воинов смущалось сердце. Проиграть здесь было невозможно - а как такого победишь? Разве что с Божией помощью. И вот на место поединка вышел человек, облаченный не в железные доспехи, а в монашескую схиму с нашитыми крестами. Русский инок вышел против буддийского монаха. Именно это позволяет нам говорить о духовном поединке и битве вообще.

На Куликовом поле произошла поистине духовная битва. Ведь Мамай, идя на Русь с огромным войском, в сердцевине которого были наемники из католической Западной Европы - генуэзская пехота, - гордо заявлял, что хочет исправить ошибку Батыя, покорившего русский народ, но не истребившего православную веру. В результате народ сохранил духовную опору, которая позволяла ему не только существовать, но и развиваться, укрепляться, противостоять захватчикам.

Мамай хотел не только покорить Русь, но и искоренить православную веру. В этом была огромная опасность для слабых русских княжеств, плохо объединенных вокруг Москвы. Если бы в Куликовской битве победил Мамай, то Русское государство могло бы исчезнуть навсегда. Те центробежные силы, которые существовали между княжествами, и достаточно слабая власть Великого князя Московского сделали бы невозможным возрождение государства.

На битву пришли москвичи, нижегородцы, белоезерцы и другие, а когда вернулись с нее, у всех было четкое ощущение, что они русские. Есть серьезный повод для того, чтобы считать Куликовскую победу началом русской государственности, в основе которой было православие. Этот духовный стержень позволил нашим предкам стать великим народом.

- Как вы думаете, есть ли сейчас у народа та сила духа, которая позволяла нашим предкам выдерживать самые тяжелые испытания и в конечном итоге побеждать врагов России?

- Конечно, в русском народе существует духовное ядро, которое позволяет совершать победы, иногда в очень трудных ситуациях. Так, например, было в Аргунском ущелье, где менее ста десантников несколько часов сдерживали натиск трех тысяч бандитов, отказавшись взять у них миллионы долларов, предложенных за предательство. Погибли почти все наши ребята, но зато на поле боя остались убитыми шестьсот головорезов. Несомненно, российские десантники одержали в этом бою духовную победу.

И в двадцатом, и в двадцать первом веках в России много таких героев, которых мы ощущаем прежде всего как духовных людей. Вспомните подвиг Жени Родионова, который отказался снять нательный крест и был зверски замучен бандитами.

Вспомните мужественное поведение православных священников в чеченском плену, среди которых тоже есть мученики.

Подобных примеров можно привести очень много. Они дают нам основания для того, чтобы говорить: духовное ядро в русском народе сохраняется. И пока это ядро есть, наш народ будет тем "удерживающим", который позволяет человеческой истории продолжаться, отодвигая Конец света, предсказанный пророками.

Но мы, конечно, ослаблены чрезвычайно. Семидесятилетний период ига большевистского, я думаю, был намного страшнее татаро-монгольского ига. Последнее можно сравнить с инфекционной болезнью, которая пришла извне: переболев ею, организм стал еще крепче. А первое можно сравнить с раком, который начинается как бы из самого организма, когда здоровые клетки становятся больными и губят своих соплеменников. Коммунистическое иго истребляло людей и физически, и духовно, в этом была главная опасность "ракового заболевания" народа.

Мы еще не вышли из этого периода. Мы видим, насколько люди разобщены не только по национальным признакам, но и по вероисповедальным. Ведь можно считать верой и полное неверие человека или его веру в успех, деньги, карьеру. У нас огромное количество людей, живущих за гранью бедности, брошенных родными и государством пенсионеров, - все эти люди родились после революции семнадцатого года, воспитывались в атеистическом обществе и не имеют духовного стержня, чтобы противостоять страшным социальным катаклизмам, в которых они сейчас оказались. А огромное количество детей, которые при живых родителях фактически являются сиротами, и армия молодых людей, не имеющих работы, - ведь это мина замедленного действия.

Русские люди часто попадали в сложные ситуации: глады, моры, войны, одиночество и так дал ее но имеющие духовный стержень противостояли этим испытаниям очень успешно и выходили из них достойно. А сейчас многие люди не имеют такого стержня отсюда такая боль, такие страдания. Вот здесь-то и проходит духовный фронт, на котором продолжается Куликовская битва.

- Некоторые татарские ученые и политики возражали против празднования 625-летия Куликовской битвы. Мол, это оскорбительно для народа, представители которого имеют предков, воевавших на стороне Мамая. Насколько правомерны такие возражения?

- Мощное движение на Запад монгольских племен, которое сумел организовать Чингисхан, а потом уже движение его детей и внуков, в частности Батыя, конечно, дало могучий импульс объединению многих народов Средней Азии, Поволжья, Придонья, которые начали завоевывать другие народы. Этой всепоглощающей идеей была объединена огромная орда - своеобразный суперэтнос завоевателей. Татарами его иногда называли по имени одного из племен, захваченных ордой. Но по мере того как суперэтнос терял свою пассионарность, он снова разделялся на народы, которые до сих пор живут на этих землях. И говорить о том, что тот или иной народ сейчас имеет прямое отношению к Чингисхану или к Батыю, достаточно трудно, за исключением разве что монголов. А в России ни в коем случае нельзя позиционировать себя прямыми наследниками монгольских племен, которые когда-то пришли завоевывать русские земли. А тем более - отождествлять себя с потомками воинов Мамая, который, как я уже сказал, имел очень разношерстное войско.

Я считаю, что в празднике победы на Куликовом поле могли бы принять участие все национальности нашей страны, потому что это праздник образования русской государственности. Ведь наши народы живут в России, объединенной общими целями, задачами, проблемами, и строят будущее все вместе. Поэтому в год 625 -летия хотелось бы видеть на Куликовом поле руководителей России, Татарстана, Башкортостана и многих других, которые могли бы с вниманием заглянуть в глубь истории и, основываясь на ней, не совершать ошибок в будущем.

Мамай заявлял, что хочет исправить ошибку Батыя, покорившего русский народ, но не истребившего православную веру.

Михаил ДМИТРУК

 



Ко входу в Библиотеку Якова Кротова