ОЛЬГА БРИЛЕВА
См. персоналии.
Католичка, verыestchagin@mail.ru, информация с интернет-форума, р. в Кривой Роге, живет в Днепропетровске, с
1993-м поступила в местный ун-т на литературу, замужем, р. 1976.
Ее: о "Мире Полдня"
в творчестве Стругацких.
Статья из: Общая газета, 7 февраля 2002 г. Автор - католичка
из Днепропетровска.
Ольга Брилева
В защиту Гарри Поттера
Бедный, бедный "Мальчик, который остался в живых"! Бум
"гаррипоттеромании" аукнулся довольно неожиданно: христианские
фундаменталисты объявили писательницу Дж. К. Роулинг сатанисткой,
а ее книги - учебником оккультизма. Ненавистники Гарри есть во всех
трех конфессиях, но сильней всех лютуют, кажется, наши братья-протестанты.
"Как бывший ведьмак я авторитетно заявляю, что книги о Гарри
Поттере учат магии и оккультизму" - пишет пастор Дэвид Майер
из "Духовенства Последней Трубы" - "Миллионы молодых
людей учатся одеваться и действовать как колдуны". Интересно,
где он в бытность свою колдуном доставал шкурки бумсленга* и перья
феникса для волшебной палочки? Впрочем, это еще цветочки - Американская
Коалиция В Защиту Традиционных Ценностей утверждает, что Гарри,
кроме всего прочего, "продвигает гомосексуальность и аборты".
Обнаруживается кощунственное сходство шрама-молнии на лбу Гарри
и отметин от тернового венца Христа. И, наконец, уже в русских рассылках
сообщается, что этот цикл высоко оценил Алистер Кроули (уже 50 лет
как покойный, кстати).
После такой рекламы я не могла не прочитать книжку.
Сказка о Гарри Поттере начинается с того, что злой волшебник Вольдеморт
убивает его родителей, а при попытке убить Гарри заклятие рикошетом
возвращается к самому Вольдеморту и надолго лишает его тела (но
не жизни). Маленький сирота Гарри мгновенно становится знаменитостью
в колдовском мире, но в мире не-магов, "муглов", он изгой,
типичное "чучело", ненавидимое совершенно диккенсовской
семейкой Дурслеев, которая взяла его на воспитание. Но вот наступает
день Х - Гарри узнает, что он волшебник и должен ехать учиться в
школу магических наук Хогварц.
Если я правильно поняла замысел автора, то каждый новый том будет
посвящен новому году жизни Гарри, и читатель будет взрослеть вместе
с героем, а закончится серия 7-м, "выпускным" томом, к
которому и читатель, и герой подойдут уже юношами. То есть, к 7-му
тому детская сказка должна плавно перейти в почти взрослую фэнтези
- литературная задача не из легких.
Обвинения в оккультизме и сатанизме распадаются на две части. Первая
часть - это обвинения в адрес жанра фэнтези и его законов как таковых.
Вторая - претензии собственно к Гарри Поттеру.
Фэнтези, жанр презираемый и изгнанный в гетто "легкого чтива"
обладает потенциалом, который трудно разглядеть литературным снобам.
Этот жанр - мощное средство для умозрительного исследования морали.
Иногда мне кажется, что это единственный жанр, способный поднимать
серьезные моральные проблемы - "большая литература" почему-то
стремно стушевалась, сосредоточившись на постмодернистских игрищах.
В защиту "дешевого чтива" некогда с успехом выступил Г.
К. Честертон, и мне нечего прибавить к его словам, кроме одного:
увы, сегодня и дешевое чтиво платит дань моральному релятивизму.
Очень популярны стали разговоры о "Равновесии Добра и Зла",
"Третьей Силе", необходимости как Порядка, так и Хаоса…
Серия о Гарри Поттере хороша тем, что, слава Богу, всей этой псевдофилософской
бодяги в ней нет. Зло и добро названы там своими именами, и первое
не романтизировано, а второе - не сусально-сиропно. При этом книги
отнюдь не грешат примитивностью коллизий и образов. Гарри сталкивается
и с предательством, и с искушением, и с несправедливостью, и со
смертью. Граница между "плохими парнями" и "хорошими"
проходит там, где он проходит и в жизни - по линии Выбора. Дело
не в том, маг ты или нет - гордыня и алчность мага Люциуса Малфоя
ничем не лучше гордыни и алчности Вернона Дурслея. Гарри не становится
двойником Вольдеморта не потому, что он "по жизни хороший"
- он не всегда сдержан, временами близорук и даже жесток, бывает
слишком самонадеян, бывает мстителен. Но он умеет между выгодным
и нравственным решением избрать нравственное. Книги Роулинг учат
именно этому - вот почему я считаю, что их обязательно нужно купить
своему ребенку.
На роль "учебника по оккультизму" "Гарри Поттер"
годится не больше, чем "Понедельник начинается в субботу".
Роулинг пользуется "магическими" реалиями точно так же
как и братья Стругацкие, только они пародируют атмосферу НИИ 60-х,
а Роулинг - английской частной школы "с традициями". Заклинания
"Ассио!" или "Экспекто патронум" ничуть не более
"оккультны", чем "правый глазной (рабочий) зуб графа
Дракулы Задунайского". Магия в книге Роулинг - условность.
Беда Гарри Поттера в том, что его гонители и запретители читают
книгу ровно до того места, где впервые встречается слово "колдовство",
а над смыслом особенно не задумываются. Если бы задумались - обнаружили
бы, что решающим козырем Гарри и его друзей в борьбе против зла
всякий раз оказывается не более продвинутая магия, а смелость, верность,
доброта, честь и великодушие.
В "Гарри Поттере" нет язычества, ибо язычество - "поклонение
твари, а не Творцу". Конечно, христианского послания, сознательно
заложенного в текст, у Роулинг нет тоже. В отличие от Льюиса, она
не писала апологетической сказки; в отличие от Толкиена она не настолько
христианка, чтобы религия пронизала ее сказку исподволь. Она писала
просто сказку. А поскольку мир, нашедший отражение в ее сказке,
предельно секуляризован, то и мир Роулинг секуляризован тоже. Апологеты
Роулинг не должны это замалчивать. В этом плане основное достоинство
"Гарри Поттера" - то, что наш мир в ее зеркале отражен
верно. Техническими игрушками мы увлекаемся или магическими - безалаберность
равно опасна; трусливый политик легко идет на компромисс со злом,
носит ли он звание Министра Магии или Внутренних Дел; ради престижа
и положения в обществе многие в буквальном смысле продают свою душу,
и обычное это общество или магическое - какая разница?
Если Честертон и Льюис - распахнутое окно в христианство, то "Гарри
Поттер", повторюсь, зеркало, где свет евангельской доброты
отражен как скромное сияние человеческой порядочности. Но на определенном
этапе духовного развития ребенка и это необходимо. Не прячьте от
детей книгу о Гарри Поттере. Просто не забывайте перечитывать с
ними Евангелие.
Ольга Брилева
* Перевод Маши Спивак на сайте www.harrypotter.ru
|