Мэл Гибсон
Ср. Библия и кино.
В июле 2006 года подвыпивший Мэл Гибсон, автор любимого католическими фундаменталистами фильма о Страстях, объяснил полицейским, которые его задержали: "Все войны от жидов". Потом дико извинялся и заявил, что будет лечиться от алкоголизма. Евреи принять извинения отказались - видимо, им хотелось бы извинений ещё и за "Страсти". Но этого они вряд ли дождутся - там антисемитизм утончённый.
*
Фильм 2003 года, вполне коммерческий, отражает католическую духовность, специфическую
для периода между Тридентским и Вторым Ватиканским собором (вторая половина XVI
- первая половина ХХ в.). Прежде всего, это проявляется в стремлении к "историчности",
"подлинности". Это стремление побуждало инсценировать рассказ о страстях,
представляя его сперва в виде вереницы живых картин, вереницы картин живописных,
следующих друг за другом словно кадры будущей киноленты, наконец, в самих кинолентах.
Духовность конца ХХ века знает, что подлинной "подлинности" быть
не может, что даже опасно говорить: "Вот - так было!", ибо это создает
иллюзию подлинности, что хуже обмана. Живопись постмодерна предпочитает знак,
намек, который оказывается менее лживым.
Условен и фильм Гибсона, и это нормально. Ненормально то, что автор этой условности
либо не сознает, либо ее прямо отрицает. В высшей степени условна цветовая гамма
фильма, воспроизводящая тяжелые синие и коричневые цвета иезуитской живописи и
рембрандтовских офортов. Реальность Евангелия была, конечно, более многоцветна.
Живописность природы вступала и всегда будет вступать в противоречие с тем, что
происходит в человеческом обществе. Условны лица. Иисус и Мария подобраны с менее
"еврейскими" чертами, чем Петр или Симон Киринеянин. И уж вовсе не посмел
Гибсон изобразить Иисуса с гнилыми зубами - а Варавву изобразил. Но с чего бы
у Спасителя зубы были лучше, чем у Вараввы? Многое может голливудский кинорежиссер,
но и он не может наградить хорошего героя плохими зубами. Прорывом к "подлинности"
было бы, если бы Гибсон изобразил Иисуса таким, каким он изобразил Варраву. Не
обязательно с гнилыми зубами, но с бородавкой... или толстым...
Милой попыткой дать "историческую черточку" является изображение
Иисуса и Марии смеющимися над богачом, заказавшим стол на европейский манер. Но
резко антиисторично почтение, с которым евреи (и еврейки) относятся вслед за режиссером
к крови Иисуса. Разумеется, даже самые близкие люди и не подумали бы вытирать,
словно собирая на память, кровь на месте бичевания (вряд ли бы их и пустили на
это место). Кровь прежде всего оскверняла, неважно чья, и это тысячелетнее отношение
к крови не могло быть развеяно лишь верой в Иисуса. В католической традиции культ
Крови Иисуса и то сложился лишь через полтора тысячелетия после Евангелия.
Мягкость цветовой гаммы фильма, характерная для барочной живописи, компенсируется
размашистостью актерских движений и мизансцен, - тоже вполне барочная избыточность.
С точки зрения современных канонов, актеры постоянно переигрывают: то слишком
неподвижны, то слишком экспансивны, подчеркнуто театральны. Если уж Иисуса бичуют,
то так, словно позируют для академического этюда.
Характерной для этого вида католической духовности является и антисемитизм
фильма, тот антисемитизм, который не был известен "темным векам", но
который набирал силу по мере развития "капиталистической", "секулярной"
цивилизации. Этот антисемитизм есть фобия, развивающаяся у индивидуальности, которой
тяжело выносить бремя личного выбора, которая жаждет возвращения в средневековый
коллективизм и видит причину своих проблем и зла вообще в коллективизме сплоченного
еврейства. Гибсон вырезал подлинные слова Евангелия ("Кровь Его на нас"),
но зато насытил фильм образами и деталями, которых в Евангелии нет и которые призваны
показать дикую ненависть соотечественников к Иисусу (впрочем, физиономически совершенно
четкая черта между Иисусом и евреями обозначена: Спаситель - европеец среди семитов).
Даже у подножия Креста проявляется эта злоба, хотя Евангелие вовсе не утверждает,
что злословия исходили от евреев, тем более, от первосвященника, а не от, допустим,
греков. В результате сцена бичевания становится менее мотивированной, нежели в
Евангелии: Пилат якобы надеялся бичеванием задобрить евреев, а те не расчувствовались.
Евангелисты такой мотивации Пилату не приписывают. Даже в Евангелии от Матфея,
где более всего говорится о евреях, не так подчеркивается их вина за распятие.
Как и всякий расист, Гибсон изображает "хороших еврейчиков" (в том числе
абсолютно неисторичную Веронику с ее "платом"), - на их фоне особенно
мерзкой видятся евреи как множество, дружно травящее Иисуса. Фильм Гибсона есть
с чем сравнивать, - и с фильмом Дзеффирели, и со Скорсезе, и со множеством менее
известных картин, которые не вызывали обвинений в антисемитизме не потому, что
их не смотрели пристрастно, а потому что там больше было верности духу и букву
Евангелия.
Сила такого типа благочестия в том, что оно готово пожертвовать собой. Слабость
его тоже очевидна: оно готово пожертвовать и другим. Граница между созерцанием
чужого страдания и готовностью причинить страдание другому слишком зыбка. Во всяком
случае, сосредоточенность на страданиях должна сочетаться с огромным смирением,
иначе душа может ожесточиться просто из желания как-то справиться со зрелищем
зла. Так у Гибсона, помимо недоказуемого антисемитизма, поражает совершенно очевидная
измена и букве, и духе Евангелия: Иуда не просто кончает с собой, но перед этим
он бежит из города, а за ним бегут мальчишки, издеваются над ним и травят его.
В результате самоубийство Иуды, которое было результатом гордыни и нежелания каяться,
становится результатом затравленности, - а это уже вполне определенная статья
уголовного кодекса о доведении до самоубийства. И отвечать за это, как и за прочие
огрехи фильма, придется не Гибсону, а христианству.
Консерватизм Гибсона проявился и в том, что он ввел в свой фильм Туринскую
плащаницу как "подлинник". Более того, самая шокирующая и длинная часть
фильма - это долгое бичевание Иисуса, и детали бичевания основаны именно на отпечатках
на Туринской плащанице: в полосках и пятнышках усматривают доказательство того,
что Иисуса бичевали особой плеткой со свинцом. В Евангелии, однако, рассказ о
бичевании занимает ровно одну фразу, сотую часть повествования о Страстях. Так
же и "крестный путь" в Евангелии описан половиной фразы, а в фильме
растянут на четверть часа. Бичевание производится в угоду евреям, на их глазах,
производится долго и особо жестоко, - это и есть искажение Евангелие, которое
можно объяснить лишь антисемитизмом автора и которое не обнаруживается в других
экранизациях Евангелия. Так что есть свой смысл в анекдоте: "Мэл Гибсон
заявил, что подумывает о написании книги по мотивам своего фильма". Если
по фильму Гибсона написать книгу, то выйдет не Евангелие, а "Протокол сионских
мудрецов о казни Иисуса".
Отец Мэла Гибсона - Хаттон, член католической группировки, отколовшейся от
Рима из-за неприятия решений Второго Ватиканского собора и полагающей, что собором
руководили жиды и масоны, заявил в ходе ток-шоу на телевидении, что Холокост -
выдумка. Было до Гитлера 6 миллионов евреев, осталось 200 тысяч, но это потому,
что евреи уехали за океан и "заполонили Бронкс, Бруклин, Сидней и Лос-Анджелес".
"They were all over the Bronx and Brooklyn and Sydney and Los Angeles"
(http://news.yahoo.com/news?tmpl=story&u=/ap/20040219/ap_en_mo/passion_gibson_s_father_2).
"That's why they've attacked the Catholic Church so strongly, to ultimately
take control over it by their doctrine" - "Они для того и напали на
Католическую Церковь с такой силой, чтобы их учение возобладало над католическим"
(http://news.yahoo.com/news
?tmpl=story&u=
/kr/20040219/lo_krnewyork
/furorjustbeforegibsonsthepassionopens)
Беда с этими родственниками! Гибсон и так с трудом уверял всех, что фильм не
антисемитский (я фильма не видел!). Но теперь, когда выяснилось, что его отец
- классический католический антисемит, оправдания его резко потеряли в цене. Материальное
родство перевешивает все идейные филиации, которые сооружает человек. И так во
всем: простая зубная боль в миллиард раз мучительнее любых душевных страданий.
Если "душевные страдания" действительно велики, они просто вызывают
телесные страдания. Но удивительно, как редко это бывает! В этом весь смысл Христа:
на отвлеченные, виртуальные "душевные муки" - ах, откуда в мире зло!
- Он отвечает страданием Тела.
В названии картинки - минута, на которой появляется кадр.
|