МАТЬ, МАТЕРИНСТВО
См. катехизис. Матерь Божия.
Кереньи К. Элевсин: архетипический образ матери и дочери. М.: Рефл-бук, 2000. 288 с.
Суррогатное материнство.
Федотов Г. Мать-земля. К религиозной космологии русского народа / Путь.— 1935.— № 46 (январь — март).— С. 3—18.
М. дает жизнь и поэтому занимает печатное место как в обычных условиях
ч-ского существования, так и в истории спасения.
I. МАТЬ В ПЛАНЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОМ
Следует любить ту, к-рая дает жизнь, но эта любовь должна преображаться,
иногда даже до пожертвования ею, по примеру Иисуса.
1. Призыв к чадородию. - Назвав жену свою «Евой», Адам указал
на ее призвание быть «матерью живущих» (Быт 3.20). Кн. Бытия повествует
о том, как jto призвание осуществляется, несмотря на самые неблагоприятные
обстоятельства. Так напр., Сарра прибегает к хитрости (16.1 сл), дочери
Лота - к кровосмесительству (19.30-38), Рахиль - к угрозе: «Дай мне детей,
а если не так, я умираю», кричит она своему мужу, но Иаков отвечает, что
он не может стать на место Бога (30.1 сл). В самом деле, только Бог, вложивший
в сердце женщины повелительное желание материнства, может раскрыть или
заключить утробу М.: только Он может победить неплодие (1 Цар 1.2-2.5).
2. Мать у семейного очага. - Став М., женщина ликует. Ева громко
радуется рождению своего первого ребенка: «Приобрела я человека от Ягве»
(Быт 4.1), и это ликование увековечено именем Каина (от евр. канах «приобресть»). Подобно
этому, имя «Исаак» напоминает смех Сарры по поводу этого рождения (21.6),
а «Иосиф» - надежду Рахили иметь еще ребенка (30,24). Своим материнством
женщина не только входит в историю жизни, она также вызывает у своего мужа
более крепкую привязанность (Быт 29.34). Наконец, в десяти заповедях возвещается,
что она, как и отец, должна почитаться своими детьми (Исх 20.12): проступки
в отношении каждого из них наказуемы в равной мере (Исх 21.17; Лев 20.9;
Втор 21.18-21). В свою очередь, кн. Мудр, настаивают на том, что каждый
обязан почитать свою мать (Притч 19.26; 20.20; 23.22; Сир 3.1-16), добавляя,
что надо слушать ее и следовать ее заветам (Притч 1.8).
3. Царица-мать. - Особое положение принадлежало, очевидно, матери
царя: только она пользовалась, в отличие от супруги, особым почетом со
стороны царствующего государя. Ее называли «Великой Госпожей», как Вирсавию
(3 Цар 15.13; 2.19) или М. царя Аса (2 Пар 15.16) или Гофолию (4 Цар 11.1
сл). Этот обычай может пролить свет на роль материнства в перспективе царского
мессианства; здесь следует указать и на роль М. Иисуса, выраженную в христианском
благочестии наименованием «Владычица».
4. Глубокий смысл материнства. - С пришествием Христа долг сыновнего
почитания не упраздняется, но получает свое завершение: он отчетливо сохраняется
в апостольских наставлениях (Кол 3.20 сл; Еф 6.1-4); Иисус гневно обличает
фарисеев, уклоняющихся от этой обязанности под обрядовыми предлогами (Мф
15.4-9 п). Отныне, однако, надо уметь, из любви ко Христу, превосходить
сыновнее почитание, вознося его до почитания Самого Бога. Христос пришел
«разделить дочь с матерью ее» (10.35) и обещал «во сто раз больше» тому,
кто ради Него оставит отца своего или мать свою (19.29). Чтобы быть достойным
Христа, надо быть способным « возненавидеть отца своего и мать» (Лк 14.26),
т.е. любить Христа больше своих родителей (Мф 10.37).
Сам Христос дает пример такого принесения в жертву материнских уз. В
Храме, когда Ему было двенадцать лет, Он отстаивал перед Своей М. право
быть «в том, что принадлежит Отцу Его» (Лк 2.49 сл). В Кане, когда Она
Своим материнским сердцем чувствует непосредственную нужду и хочет помочь,
Иисус указывает на высший смысл Своего служения; они понимают друг друга
и Он исполняет просьбу М. Хотя Иисус внешним образом и отдаляется от Своей
М. или оттого, что настал час Его общественного служения, или потому, что час крестной
смерти еще не пришел (Ин 2.4), Он знает, в чем Ее величие и поясняет, что
оно заключается в вере Марии. «Кто матерь Моя и кто братья Мои?» спрашивает Он
и указывает рукой на Своих учеников (Мф 12.48 слл); женщине, восхищающейся
материнством Марии по плоти, Он даже дает понять, что Его Мать - верная
по преимуществу, ибо она слушает Слово Божие и исполняет его (Лк 11.27
сл). Это материнство духовного порядка Иисус распространяет на всех Своих
учеников, когда с высоты креста Он говорит тому, к-рого любит: «Вот мать
твоя» (Ин 19.26 сл).
II. МАТЬ В ИСТОРИИ СПАСЕНИЯ
В переносном и возвышенном смысле отличительные черты М. снова встречаются
либо для выражения отношений Самого Бога к ч-ку, либо в мессианском плане,
либо когда речь идет о плодах, приносимых Церковью.
1. Божия благость и мудрость. - В Боге содержится такая полнота
жизни, что Израиль именует Его Отцом и М. Для выражения
милосердного благоутробия Божия употребляют слово рахамим, к-рое обозначает
материнское чрево и напоминает об утробной любви, к-рую женщина питает
к своим детям (Пс 24.6; 114.5). Как М., Бог утешает нас (Ис 66.13), и даже
если найдется М., к-рая забудет сына чрева своего, Он никогда не забудет
Израиля (49.15). Таковы были расположения Иисуса, желавшего собрать чад
Иерусалима (Лк 13.34).
Премудрость, к-рая есть Слово Божие, призванное совершать
предначертания Его (Прем 18,14 сл), исходя из самих уст Его (Сир 24.3),
обращается к детям своим как М. (Притч 8-9), увещая их принять ее наставления,
питая их хлебом разумения, напояя их своею водой (Сир 15.2 сл). Ее дети воздадут ей должное (Лк
7.35), когда признают в Иисусе Того, Кто выполняет ее назначение: «Приходящий
ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда» (Ин
6.35; ср 8.47).
2. Мать Мессии. - Уже в первом обетовании о Спасителе возвещено
о М. - Женщине, потомство к-рой сотрет главу змея (Быт 3.15). Затем в повествованиях
о том, как Бог восторжествовал над неплодием, женщины, давшие патриархам
потомство, выступают как отдаленные прообразы Девы-Матери. Указание на
рождение от Девы содержится в пророчествах об Еммануиле (Ис 7.14) и о Той,
К-рая должна родить (Мих 5.2); во всяком случае, евангелисты усмотрели
в этом пророчество, исполнившееся в Иисусе Христе (Мф 1.23; Л к 1.35 сл).
3. Мать народов. - Иерусалим - город-мать в абсолютном
смысле (ср 2 Цар 20.19), дающий жителям питание и защиту. От него исходят
прежде всего правда и познание Ягве. Как Ревекка, к-рой желают размножиться
в тысячах тысяч (Быт 24.60), Иерусалим станет М. всех народов:
«Сиону же каждый будет говорить: «Мать»; ибо каждый родился в нем» (Пс
86.5 евр.), независимо от того, принадлежит ли он к Израилю или к иным
народам. После наказания, удалившего ее от
Супруга, она снова осчастливлена: «Возвеселись, неплодная, нерождающая...
потому что у оставленной гораздо более детей, нежели у имеющей мужа» (Ис
54.1; Гал 4.22-30). «Как голуби - к голубятням своим», так устремятся к
ней все народы земли (Ис 2.1-5; 60.1-8).
Но, замыкаясь в самом себе и отвергнув Христа, Иерусалим изменил этому
духовному материнству (Лк 19.41-44), и за это дети обратятся с упреком
против города-матери (ср Ос 2.4). Вот почему его место займет другой, горний
Иерусалим, к-рый является нам подлинной М. (Гал 4.26) и нисходит от Бога
с неба (Откр 21.2). Этот новый град - Церковь, рождающая своих чад к жизни
детей Божиих; и это также - каждая хр-ская община в частности (2 Ин 1).
Она призвана дать Христу полноту Его Тела и собрать в духовном Израиле
все народы (Еф 4.13).
Участвуя в этом материнстве, Апостолы становятся орудиями этого чадородия,
исполняющего радости среди скорбей (ср Ин 16.20 слл). Павел говорит своим
возлюбленным Галатам, что он рождает их в муках до тех пор, пока не изобразится
в них Христос (Гал 4.19), а Фессалоникийцам напоминает, что он окружал
их заботами как мать-кормилица детей своих (1 Фес 2.7 сл). Но это материнство
получает свою ценность только от материнства Жены, все время переживающей
муки и радость рождения, - образ, олицетворяющий всех матерей: от Евы,
матери живущих, до Церкви, матери верующих, уделяя особое место Матери
Иисуса, Марии, нашей матери (Откр 12).
AN & XLD
см.: бесплодие - благоутробие
- воспитание I 1 - девство
НЗ 2 - женщина - Иерусалим ВЗ III 3 - Мария
III - милосердие 0 - молоко
1 - плодовитость - супруг
- Церковь VI
|