Ко входуБиблиотека Якова КротоваПомощь
Помощь

Фарисеи

См. текстология Нового Завета.

Обличение фарисеев в связи с сребролюбием: Обличение в Мф. 23; Лк. 16, 14.

Словарь библейского богословия, 1970.

Mason S. Flavius Josephus on the Pharisees: a composition-critical study. Leiden: Brill, 1991. 442 pp.

Neusner, Jacob. The Rabbinic Traditions about the Pharisees before 70. Leiden: Brill, 1971. 3 parts. 1229 pp.

In Quest of the Historical Pharisees. Eds. Jacob Neusner, Bruce Chilton. Baylor University Press, 2007. Pp. 524.


Из "Библиологического словаря"
священника Александра Меня
(Мень закончил работу над текстом к 1985 г.; словарь оп. в трех томах фондом Меня (СПб., 2002)) 

К досье Меня - статья ТЕЧЕНИЯ И СЕКТЫ В БИБЛЕЙСКОЙ ИСТОРИИ,

Фарисейское течение (евр. перушъм, отделившиеся) образовали те хасиды, к-рые не признавали светского курса династии Хасмонеев. Вероятно, название фарисеи было дано им их противниками. Сами члены братства называли себя друзьями, товарищами (евр. хаверами). Ни одного произведения, достоверно принадлежащего фарисеям, не сохранилось. Сведения о них имеются у Иосифа Флавия, в НЗ и в *Талмуде. Фарисейский союз сложился во 2-й пол. 2 в. до н.э. В него входили гл. обр. *книжники и знатоки Закона. Их гл. идеей была вера в Предание, живущее в ветхозав. Церкви с Моисеевых времен. Они не ограничивались буквой Писания, а давали ему расширенную интерпретацию, применительно к новым обстоятельствам и условиям жизни. Фарисеи принимали новое для ветхозав. Церкви учение о воскресении мертвых и развитую *ангелологию. По их мнению, Промысл Божий не исключает свободы человека. Они славились аскетическим образом жизни и строгим выполнением религ. обрядов и уставов. Их авторитет в народе был очень высок. В 80-е гг. 1 в. до н.э. фарисеи пытались возглавить восстание против хасмонейского царя Александра Янная. Оно было жестоко подавлено, многих мятежников распяли на крестах. При царице Александре (76-67 гг. до н.э.) партия фарисеев оказалась правящей в Иерусалиме, но при Ироде Великом ее политич. значение упало. С этого времени фарисеи отошли от  обществ. жизни, целиком посвятив себя толкованию Писания в духе *галахи. Флавий определяет число фарисеев в 6 тыс. Среди фарисеев были выдающиеся учителя (напр., рабби Гиллель и *таннай Иоханан бен Заккай, жившие в 1 в. н.э.). Но, как свидетельствуют НЗ и Талмуд, многие из фарисеев отличались ханжеством и обрядоверием. Их отношения с христианами были неоднозначными. Господь Иисус, хотя и обличал их грехи, но не порывал с ними общения. Он не раз был гостем в фарисейских домах (Лк 7:36; 11:37; 14:1), часто вел с ними беседы о вере. Никодим и Иосиф Аримафейский, вероятно, принадлежали к этой партии. В дни Страстей большинство фарисеев было настроено против Христа, но суд над Ним совершали не они, а саддукеи (см. ниже). Позднее фарисеи вступались за ап.Петра и ап.Павла (Деян 5:34 сл.; 23:6 сл.), осуждали убийство Иакова, Брата Господня (И.Флавий. Арх.XX,9). Деян 15:5 упоминает о христианах из фарисеев. К ним принадлежал и ап.Павел. «По характеру благочестия первые христиане были близки к фарисеям» (еп.*Кассиан Безобразов). И те и другие были против войны с Римом и покинули Иерусалим в начале восстания. Разрыв наступил позднее, когда фарисеи оказались единств. религ. руководителями *иудаизма (кон. 1 в. н.э.) и отвергли евреев-христиан как еретиков. Мн. элементы фарисейских воззрений вошли в Мишну и др. книги Талмуда.

Finkel A. “The Pharisees and the Teacher of Nazareth”. Leiden / Koln, 1964.

S. Weinstein. “Rabbinic Criticism of Self-Imposed Religious Stringesy”. Ph. D Thesis, NY University, 1994.


Евгений Абдуллаев о фарисействе: "Фарисейство - религия, заставляющая человека быть актером наедине с самим собой. Единственная секта, которая никогда не видит себя и существует за счет своего неизбывного неузнавания и отрицания. Быть фарисеем - постоянно открещиваться от своего фарисейства, никогда не преодолевая его. Фома уверовал, прикоснувшись к ранам, - фарисей верует, к чему ни прикоснется: к деньгам, власти, идеям или образам; и всё своим прикосновением делает сомнительным и недостоверным. Когда же он прикоснулся к Фоме, все усомнились в истинности Уверения" (ж-л "Буквы", дек. 2003, с. 29, "И подлежит любви и каталогу").

Ко входу в Библиотеку Якова Кротова