Завещание Авраама (Апокалипсис А.)
АВРААМ №11 - по Стронгу.
Cм. очерк Меня. Златоуст об А. в Египте - он же в целом; Кальверт, 1997. Кратко Кротов.
Из Словаря 1992
г.
1.Авраам в ВЗ и раннеиудейской литературе.
2.Авраам в синоптических Евангелиях.
3.Авраам в Ин.
1. Авраам в ВЗ и раннеиудейской литературе
Патриархи становятся все более значимыми после возвращения еврейского
народа из вавилонского Плена. А. был одной из таких важных фигур, чья величина
отражена в небиблейской еврейской литературе и в НЗ.
1.1. Авраам в ВЗ, Позднейшие сообщения об А.
основаны на ветхозаветных сюжетах о патриархе. Описание жизни А. мы находим в
Быт, начиная с включения его в генеалогию* его отца Фарры (11:27) и заканчивая
смертью и погребением А. (25:7-10). Основные события жизни А. - оставление им
отца и родины (12:1), временное пребывание в Египте и Гераре (12:10-20; 20:1-18),
битва с царями (14:1-16), встреча с Мелхиседеком (14:17-20), завет Бога с ним
(15:7-21; 17:2, 4), его союз с Агарью и рождение Исмаила (16:1-15), заповедь Бога
о заступничестве за А. и его потомков (17:9-14), обещание о рождении Исаака (17:15-21),
рождение Исаака (21:1-7), принесение в жертву Исаака (22:1-19), смерть и погребение
Сарры (23:1-20).
В Быт представлены четыре основные темы: обещание Бога, что у А. будет
множество потомков (12:2; 13:16; 15:5; 17:2, 4; 22:17) и земля (12:7; 13:14-15;
15:7), послушание А. (12:1-4; 17:1; 22:16-18) и последующее благословение всех
народов через А. (12:3; 22:18).
В ВЗ А. представлен в трех основных качествах. Во-первых, он - отец
еврейского народа (Быт 25:19;26:15, 24; 28:13; 32:9; 48:15-16; Исх 3:6; Втор
1:8; 6:10; 9:5; 30:20; Нав 24:3; 1 Пар1:27-28, 34; 16:13; Пс 104:6; Ис 41:8; Иер
33:26; Мих 7:20). Во-вторых, он - источник благословения для еврейского народа
(Быт 26:3-5,24; 28:44; 35:12; 50:24; Исх 2:24; 6:3-8; 32:13; 33:1; Числ 32:11;
Втор 1:8; 6:10; 9:5, 27; 29:13; 30:20; 34:4; 4 Цар 13:23; 1 Пар 16:15-16; 2 Пар
20:7; Неем 9:7-8; Пс 104:7-11, 42; Ис 51:2; Мих 7:20). В-третьих, его имя используется
для обозначения Бога еврейского народа как «Бога Авраама» (Быт 28:13; 31:42,
53; 32:9; Исх 3:6,15-16; 4:5; 3 Цар 18:36; 1 Пар 29:18; 2 Пар 30:6; Пс 46:9).
А. проявляет себя еще в трех важных аспектах. Его послушание Богу
и Божьим законам (Быт 26:4-5; см. также Неем 9:7-8) стало основанием для благословения
его потомков. Бог проявляет милость к еврейскому народу благодаря завету с А.
(Втор 9:27; 4 Цар 13:23; Мих 7:18-20). И наконец, Бог выводит А. из тьмы идолопоклонства
(Нав 24:2-3).
1.2. Авраам в раннеиудаистической литературе. Еврейские
авторы с 200 до н.э. по 200 н.э. в зависимости от насущной ситуации разрабатывали
многие ветхозаветные темы в разном преломлении. Иосиф Флавий* и Филон говорят
об Аврааме как о человеке, который ассимилировал языческую, в частности эллинистическую
(см. Эллинизм), культуру (напр., Иосиф Флавий Древности 1.154-157,
161, 166-168; Филон Аbr. 88 и Quis. her. 88). В других текстах А.
- тот, кто вышел из-под влияния язычников* (Юб 22:16, Библ. древн. 6.4).
Авторы руководствуются не только апологетическими мотивами, как принадлежащие
к диаспоре Иосиф и Филон, но и дидактическими. Иудеям предоставляют право и наставляют
действовать в соответствующих ситуациях так, как, согласно описаниям, это делал
А.
В этих текстах разрабатываются следующие четыре главные темы. Первая
акцентирует роль Авраама как твердого монотеиста, часто как первого монотеиста,
и преобладает в текстах Палестины и диаспоры 200 до н.э. - 200 н.э. (Юб 11:16-17;
12:1-5, 16-21; 20:6-9; Библ. древн. 6.4; Иосиф Флавий Древности
1.154-157; Филон Abr. 68-71, 88; Proem. 27, 57-58; Virt.
212-216; Ebr. 107-110 Апок. Авр 1-8). Вторая тема - Бог устанавливает завет
с Α., благодаря которому его потомки получают благословение (Юб 15:9-10;
Библ. древн. 7.4; 1 QapGen 21.8-14; Μ. Бава Камма 8.6; М.
Бава Мециа 7.1) и милость Бога (Библ. древн. 30.7; Пс Сол 9:8-11; Зав.
Лев 15:4; Зав. Моис 3:8-9). Но для этого им необходимо принять условия Завета
(Юб 15:26-27). В конечном итоге все народы получат благословение (Сир 44:21).
В третьей теме восхваляется характер А. Он праведен (Зав. Авр 1:1А), гостеприимен
(Зав. Авр 1:1-ЗА; Филон Abr. 107-110; Древности 1 196) и добродетелен
(Древности 1 154, 165 256; Филон Abr. 68.269; Quis her. 88;
Mig. 166-167). Он верен Богу (Сир 44:20; 1 Макк 2:52; Юб 17:17-18), любит
Его (Юб 17:18) и даже именуется другом Бога (CD 3.24). Иосиф утверждает, что А.
и его семя вознаграждены за добродетели и благочестие А. (Древности 1 234).
Четвертая тема: А. жил по Закону Моисея* (Юб 15:1-2; 16:20; Сир 44:20; М. Киддушин
4:14) или согласно естественному (философскому) закону (Филон Abr. 3-6).
А. жив (4 Макк 7:19; 16:25; Зав. Лев 18:14; Зав. Иуды 25:1; Зав. Вен 10:6) и прославляет
тех, кто умирает ради сохранения Закона (4 Макк 13:13-18). А. установил Завет,
совершив обрезание (Сир 44:20). Кроме того, А. замечателен силой своего заступничества
(Зав. Авр 18:10-11А) и вознесением на небеса*, где он получает откровение (Библ.
древн. 18.5; Зав. Авр 10-14; Апок. Авр 15:4-30).
2. Авраам в синоптических Евангелиях
А. упоминается во всех синоптических Евангелиях (Мф 1:1-2, 17; 3:9;
8:11; 22:32; Мк 12:26; Лк 1:55, 73; 3:8, 34; 13:16, 28; 16:22-30; 19:9; 20:37).
2.1. Традиция об Аврааме, общая у всех трех синоптиков.
А. упоминается только однажды в Мк 12:26 и затем в контексте вопроса саддукеев
о том, каков будет по воскресении брачный статус женщины, бывшей замужем последовательно
за семью братьями (12:18-27; см. также Мф 22:23-33; Лк 20:27-40). Саддукеи, которые
не верили в воскресение (Мк 12:18; Мф 22:23; Лк 20:27), считают саму идею о нем
абсурдной.
И в Мк, и в Мф Иисус дает саддукеям двойной ответ, поскольку они не
знают ни «Писаний, ни силы Божьей» (Мк 12:24; Мф 22:29). Те, кто воскрес из мертвых
силой Бога, становятся как ангелы и не женятся. Таким образом, брак утрачивает
силу. Во-вторых, Иисус говорит о явлении Бога Моисею у Неопалимой купины (Исх
3:6) как доказательстве, что Бог есть Бог живых, а не мертвых. В конце концов,
Бог может быть только Богом тех, кто жив. Бог верен данным патриархам обещаниям
быть их Богом (в случае А. см. Быт 17:7) и соответственно Богом людей Завета.
Лука разделяет жизнь века настоящего и жизнь века будущего (20:34-35), добавляя:
«ибо у Него все живы» (20:38). Автор 4 Макк также изображает патриархов как тех,
кто «не умирает у Бога, но жив у (или «для») Бога» (4 Макк 7:19; 16:25).
2.2. Традиция об Аврааме, общая в Мф и в Лк
2.2.1. Генеалогии, Хотя оба евангелиста включают А. в генеалогию*
Иисуса (Мф 1:1-2, 17; Лк 3:34), большее значение А. приобретает в Мф. Он начинает
свое Евангелие с «родословия Иисуса Христа, сына Давидова (см. Сын Давида),
сына Авраамова» (1:1). Переход к родословной прост, поскольку она начинается с
Α., «отца Исаака» (1:2; см. также 1 Пар 1:34). В третий раз А. упоминается
в 1:17, где евангелист обозначает вехи израильской истории: 14 поколений от А.
до Давида, 14 поколений от Давида до вавилонского Плена и 14 поколений от Плена
до Христа*.
Важно, что Иисус является сыном Α., по трем причинам: 1) Он еврей,
физический потомок Α.; 2) хотя титул «сын Авраама» не является мессианским
(Дейвис, Элисон, 158), подразумевающим, что Мессия передает благословение, идущее
от А. своему народу, тем не менее Мессия должен быть потомком Α.; 3) с А.
началась израильская история, в то время как Иисус становится ее кульминацией
(Мф 1:17).
Хотя А. только упоминается в генеалогии Лк (3:34), остается важным,
что Иисус - «сын Авраама», поскольку, являясь таковым, Он - еврей и может передать
благословение для народа Божьего. В Лк родословная Иисуса, прослеживающаяся до
Адама и Бога, распространяет тему спасения и на язычников, поскольку генеалогия
показывает связь Иисуса как Сына Божьего со всем человечеством (см. Сын
Божий; Фитцмайер, 1:190).
2.2.2. Дети Авраама из камня (Мф 3:9; Лк 3:8). Оба евангелиста
упоминают А. в более широком контексте проповеди Иоанна Крестителя* на реке Иордан
(Мф 3:1-17; Лк 3:1-9; см. Ин 8:33, 39). Иоанн предупреждает приходящих к нему
для крещения* (фарисеев* и саддукеев в Мф 3:7; народ в Лк 3:7), что они не могут
больше полагаться на свои этнические привилегии как потомки А. как гарантию защиты
от гнева Божьего. Бог может воздвигнуть «детей А.»* (Мф 3:9; Лк 3:8) из камня
(см. Ис 51:1-2; Библ. древн. 23.4-5; Быт 17:17; 18:10-14). Генеалогическое
древо А. (Ис 11:1; см. Уоллис-Хэдрил) уже находится под угрозой. Не происхождение
от А. спасет людей от гнева Божьего, а поведение, «соответствующее внутреннему
преобразованию жизни» (Фитцмайер, I:468; см. также Ин 8:39 и далее).
2.2.3. Авраам за эсхатологической трапезой (Мф 8:10-11; Лк
13:28-29). И Матфей, и Лука говорят об эсхатологической трапезе (см. Братская
трапеза), которую возглавят Α., Исаак и Иаков (Лука добавляет в 13:28 «всех
пророков»). Для иудейской традиции обычно присутствие Α., Исаака и Иакова
вместе со всеми праведниками (см. Суд; Праведность/справедливость; см.
Уорд, 176; ср. 4 Макк 13:17; Зав. Лев 18:14; Зав. Иуды 25:1; Зав. Вен 10:6. См.
также упоминание всех трех патриархов в Деян 3:13; 7:32). Матфей упоминает А.
в конце рассказа о сотнике-язычнике (8:1-13; Лк 7:1-10), чья вера не имеет себе
равных даже среди иудеев (8:10). В Лк сцена эсхатологической трапезы включена
в притчу о тесных вратах (13:22-30). Оба отрывка, однако, изображают присутствие
язычников на эсхатологической трапезе в Царстве Божьем* (Мф 8:11; Лк 13:29; см.
Пс 106:3; Ис 49:12) и отлучение от нее некоторых евреев (Мф 8:12; Лк 13:27-28).
В этих сообщениях А. -прежде всего эсхатологическая фигура, хотя и тот, и другой
евангелист утверждают «связь и преемственность истории А. и событий, которые он
и описывает» (Даль, 140). Изображение А. как «небесного» персонажа, разумеется,
не уникально (см. выше, 1.2), как и его гостеприимство, даже по отношению к язычникам
(см. выше, 1.2; Зав. Авр 1:1-2).
2.3. Упоминания об Аврааме, встречающиеся только в Лк
2.3.1. Гимны. Лк уникально в том, что включает гимны в повествование
о детстве Иисуса. Однако «использование других источников не означает, что Лука
не переделал их по-своему» (Фитцмайер, I:309). Два из этих гимнов упоминают А.
(Лк 1:46-55, 67-79). Первый -Magnificat- песнь Марии (см. Песнь
Марии), посвящен ее радости о будущем рождении Иисуса (см.также 1 Цар 2:1-10).
Тема гимна: Бог помогает своему народу в настоящем так же, как Он помогал ему
в прошлом. История показывает, что Он истребил наделенных властью и богатством
(см. Богатые и бедные); помог угнетенным и бедным (Исх 2:24) и продолжает
помогать им в настоящее время (Лк 1:47-48). Эта помощь потомкам (дословно «семени»;
см. также Деян 3:25; 7:1-5) А. свидетельствует о верности Бога своим обещаниям
(см. 1, выше; Мих 7:20). А. не имел земли и потомства, пока не был благословлен
Богом (Быт 17:7-8; 18:18; 22:17-18). Происшедшее с Марией - «не отдельный эпизод,
а скорее часть милостивого памятования Бога, который выполняет свое обещание о
спасении» (Цорилла, 233). Последующие поколения также увидят милость Божью (1:48).
Второй гимн - Benedictus (Благословен Господь, Бог Израилев)
- представляет собой пророчество Захарии (см. Песнь Захарии) о своем сыне
Иоанне. Иоанн приготовит путь Господу (Лк 1:76), который принесет спасение своему
народу (Лк 1:68-69). Это спасение, цель которого сделать возможным служение людей
Богу без страха перед врагами (Лк 1:71,73), зиждется на обещанной предкам милости,
основанием которой является Завет (или клятва, Быт 22:16-17; 26:3), заключенный
с А. (Лк 1:72, 73; Пс 105:7-11). Даль (146-147) считает, что мессианское искупление
описано в терминах «напоминающих освобождение от египетского ига и представлено
как исполнение клятвы Бога Аврааму» (Пс 104:7-11; Быт 15:13-14, Деян 7:2-8, 17).
2.3.2. Дочь Авраамова. Дочерью Авраамовой называют «скорченную»
женщину, которая была исцелена в субботу (13:10-17). Это единственное использование
выражения «дочь Авраамова» в греческой Библии. В Ин только иудеи называются детьми
А. (Даль, 151). В этой перикопе от Божественной помощи страждущую женщину отделяют
суббота* и синагога* (Грин, 649). Иисус сознает, что как одной из детей А. ей
обещано спасение (Лк 1:46-55, см. 2.3.1, выше). Бог остается верен потомкам А.
благодаря Его обещаниям патриарху. Это особенно касается изгнанных и отверженных.
Дочь Α., которая изгнана согласно религиозным установлениям, исцеляется (см.
2.3.2, выше). Спасение распространяется и на Закхея, отвергнутого сына Авраамова.
Особое внимание Луки к угнетенным заметно в том, что богатому человеку, хотя он
и является потомком Α., не позволяется присоединиться к Лазарю на лоне Авраамовом
(см. 2.3.3, ниже), поскольку он не проявил достаточного сострадания к Лазарю при
жизни. Таким образом, те, кто считается отвергнутым, избраны, а те, кто считается
избранным, отвергнуты.
Исцеление скорченной женщины является знаком спасения, осуществившегося
через служение Иисуса, «Господина субботы» (Лк 6:5). Важно, что она исцелена в
субботу - день, знаменующий освобождение израильтян от рабства (Втор 5:15; см.
Лк 13:16), и именно в этот день женщина тоже получает избавление. Давая отпор
болезни, Иисус дает отпор сатане (13:16; см. также Грин, 653; см. Бес,
дьявол, сатана). Возможно, эта женщина станет одной из тех, кому позволено участвовать
в эсхатологической трапезе, возглавляемой А. и его потомками (Лк 13:28-30; см.
2.2.3, выше).
2.3.3. Лоно Авраамово. В этой перикопе, осуждающей богатого
человека и возвеличивающей бедного Лазаря (рассмотрение народных сказаний с подобным
сюжетом см. Фитцмайер, 2:1126), говорится о пребывающем на небесах А. (см. 1.2,
выше). После смерти Лазарь вознесен ангелами на «лоно Авраамово». «Лоно Авраамово»
не синоним рая, хотя в этом отрывке отражена традиция, согласно которой А. оказался
на небесах (см. 1.2, выше). Радость бедного Лазаря, пребывающего рядом с А. (Маршал,
636), возможно, является реминисценцией на отношения А. и Иакова, как они описаны
в Юб 23:1-3 (см. также Лк 13:29). Богач умер и пребывает в преисподней, отделенный
от А. великой пропастью (Лк 16:26; ср. 1 Ен 22). Богач взывает к Α., именует
его «Отцом» (Лк 16:24, 27, 30) и просит помощи от Лазаря. А. отвечает ему, называя
его «чадо» (Лк 16:25). Статус богача как отпрыска А. не приносит ему облегчения.
Отец А. отказывается ему помочь (Лк 16:25-26; об А. - судье см. Зав. Авр 10:16А).
А. не пошлет Лазаря с предупреждением в семью богатого человека, поскольку у них
уже есть Закон Моисея (Лк 16:31). Лука подчеркивает, что для спасения необходим
«отклик веры» (Фитцмайер, 2:1129), которого у богача нет. Таким образом, он осужден,
хотя и был иудеем. А. очень к месту упомянут в этой перикопе, поскольку он, в
отличие от богача, часто изображался послушным Закону, который не был бременем
для него (Филон Abr. 5; Втор 30:11-14).
2.3.4. Закхей как сын Авраамов. Закхей - богатый человек, начальник
сборщиков податей для Рима (Лк 19:2; см. Подати), и уже поэтому он - грешник*
(Лк 16:24), особенно в глазах иудеев (Лк 18:9-14; 19:7, см. также Лёве, 321-323).
Под влиянием встречи с Иисусом Закхей раскаивается (Лк 19:8; см. Лев 6:1-7; ср.
рассказ о «неком из начальствующих», Лк 18:18-25). Спасение распространяется и
на Закхея, потерянного сына Α., но Иисус есть тот, кто «пришел взыскать и
спасти погибшее» (Лк 19:10; Иез 34:16). Закхей снова становится истинным сыном
Α., получившим, как и другие отвергнутые евреи, через Иисуса исполнение обетований,
данных Богом А. (Быт 17:7; см. 2.3.2, выше; Даль, 149-54).
3. Авраам в Ин
Имя А. не упоминается Иоанном нигде, кроме отрывка Ин 8:31-59, где
оно упоминается десять раз. На всем протяжении этой речи Иисус подчеркивает, что,
в то время как вопрошающие Его иудеи являются потомками А. в физическом смысле
(Ин 8:37), они отрицают это родство своими действиями (Браун, 357). Во-первых,
они не похожи на Α., поскольку стремятся убить Иисуса, посланца Бога (Ин
8:40, 42; Быт 18:1-15). Во-вторых, в то время как А. был известен своим образцовым
поведением (см. 1.2, выше), оппоненты Иисуса называются детьми дьявола, чьи желания
они выполняют (8:44). В-третьих, оппоненты Иисуса не похожи на Α., так как
они не признают Иисуса Богом (Ин 8-58-59; об А. как первом монотеисте см. 1.2,
выше). Другие упоминания А. в этом пассаже касаются смерти А. (Быт 25:8, где отсутствуют
свидетельства; см. Зав. Авр, в котором объясняется их отсутствие) и его ликования,
когда он увидел день Иисуса (Ин 8:56).
Но каким образом А. увидел день Иисуса, остается без объяснений. Браун
ссылается на Юб 16:17-19: «Аврааму было возвещено, что через Исаака святой народ
Божий получит потомство, и Авраам и Сарра возрадовались этому известию» (Браун,
360; см. Быт 17:17; 21:6). Ссылаясь на Кн. Бытия, евангелист, возможно, тем самым
хочет засвидетельствовать, что Иисус принадлежит этому Богом избранному народу.
Другим объяснением может быть полученное А. откровение о будущем, подобное откровению
в Апокалипсисе Авраама (31:1), где он назван избранником Божьим. А. обладает
особым знанием Бога (см. 1.2, особенно в сочинениях Филона; см. Ин 8:32); это
с точки зрения еврейской мысли того времени означало, что он избежал идолопоклонства
(Апок. Авр 6-8; Юб 12) и рабства греха, которое оно за собой влечет (Юб 20:6-10).
Такой образ Α., безусловно, соответствует теме свободы (8:32) и рабства (8:34-35)
в 8-й главе Ин.
См. также Моисей.
Библиография. R. Е. Brown, The Gospel according to John
(I-XII) (AB 29A; Garden City, NY: Doubleday, 1985); N. A. Dahl, «The Story
of Abraham in Luke-Acts», in Studies in Luke-Acts: Essays Presented in Honor
of Paul Schubert, ed. L. E. Keck and J. L. Martyn (Nashville: Abingdon, 1966);
W. D. Davies and D. C. Allison, Jr., The Gospel according to Saint Matthew
(vol. 1) (ICC; Edinburg: Τ & T. Clark, 1988); J. A. Fitzmyer, The
Gospel according to Luke (AB 28A, 28B; Garden City, NY: Doubleday, 1981, 1985);
J. B. Green, «Jesus and a Daughter of Abraham (Luke 13:10-17): Test Case for a
Lucan Perspective on Jesus' Miracles», CBQ 51 (1989) 643-54; M. D. Hamm,
«Freeing of the Bent Woman and the Restoration of Israel: Luke 13:10-17 as Narrative
Theology», JSNT 31 (1987) 23-44; W. P. Loewe, «Towards an Interpretation
of Lk 19:1-10», CBQ 36 (1974) 321-331; I. H. Marshall, Commentary on Luke
(NIGTC; Grand Rapids: Eerdmans, 1978); D. S. Wallace-Hadrill, «A Suggested Exegesis
of Matthew iii. 9, 10 (= Luke iii. 8, 9)», ExpT 62 (1950-51) 349; R. B.
Ward, «Abraham Traditions in Early Christianity», in Studies on the Testament
of Abraham, ed. G. W E. Nickelsburg, Jr. (SCS 6; Missoula: Scholars Press,
1976) 173-184; С Η. Zorilla, «The Magnificat: Song of Justice», in Conflict
and Context: Hermeneutics in the Americas, ed. M. L. Branson and C. R. Padilla
(Grand Rapids: Eerdmans, 1986) 220-37.
N. L Calvert
|