Яков Кротов. Путешественник по времени.
Вспомогательные материалы: Библия.
КОВЧЕГ
Munro-Hay, Stuart. The Quest for the Arc of the Covenant. The True History of the Tablets of Moses. London: Tauris, 2005. 294 p. Опровержение мифа о К. в Эфиопии.
Присутствие Божие в Израиле проявляется по-разному. К.
3. представляет собою в двояком значении один из его видимых знаков: в
ящике длиной в 125 см, шириной и высотой по 75 см хранятся десять Слов,
начертанных перстом Божиим на камне (Втор 10.1-5); и этот ящик, покрытый
золотой крышкой («очистилище»), с изображенными над ней херувимами, есть
престол или подножие Ягве (Пс 131.7; 1 Пар 28.2). Так Ягве, «восседающий
на херувимах» (1 Цар 4.4; Пс 79.2), хранит свои Слова в подножии Своем
(т.е. в К. 3.).
К. 3. под сенью Скинии представляет собою как бы подвижное святилище,
сопровождающее Израиля от начала - со времени его ухода от горы Синая -
до построения храма, где он затем устанавливается. После этого на первый
план выдвигается Храм, а К. 3. отчасти теряет свое значение, о нем больше
не говорится в текстах; по всей вероятности, он исчезает одновременно с
Храмом при Вавилонском пленении. По-видимому во втором Храме К. 3. был
заменен в культе умилостивительным жертвенником, «очистилищем», каковым
прежде считалась его крышка.
Посредством К. Бог Завета проявляет Свое присутствие среди Своего народа,
дабы руководить им и охранять его, дабы сообщать людям Свое слово и внимать
их молитвам.
I. БОГ ПРИСУТСТВУЕТ СВОИМ ДЕЙСТВИЕМ
Через К. 3. конкретно действует присутствие Божие во время Исхода и завоевания
Земли обетованной. Самое древнее упоминание (Числ 10.33) показывает, как
Ягве Сам ведет Свой народ по пустыне; передвижение К. 3. сопровождается
воинским пением (10.35; 1 Цар 4.5): он - эмблема священной войны, указывающий на участие, к-рое Ягве, «муж брани»
(Исх 15.3; Пс 23.8), Сам принимает в осуществлении Своего обетования -
при переходе через Иордан, при взятии Иерихона, при борьбе с Филистимлянами.
В Силомском святилище, в связи с К. 3., появляется выражение Ягве-Саваоф (1 Цар 1.3; 4.4; 2 Цар 6.2). Со времени этого
воинственного эпизода К. 3. сохраняет свящ. характер, внушающий страх и
в то же время благодетельный. Его отожествляют с Богом, прилагая к нему
Имя Его (Числ 10.35; 1 Цар 4.7). Он - «слава Израиля» (1 Цар 4.22; ср Плач
2.1), К. могущества сильного Иакова (Пс 131.5,8; 77.61), присутствие Бога
Святого среди Его народа, требующее святости от каждого, кто хочет к нему
приблизиться (1 Цар 6.19 сл; 2 Цар 6.1-11); итак, он выражает суверенную
свободу Бога, не дозволяющего народу «овладеть» Им, но продолжающего оказывать
ему Свои милости (1 Цар 4-6).
История К. 3. завершается его последним великим прославлением, когда
Давид торжественно, среди народного ликования, вносит его в Иерусалим (2
Цар 6.12-19; ср Пс 23.7-10), где он находит себе место покоя (Пс 131; 2
Пар 6.41 сл) и где наконец Соломон помещает его в Храм (1 Цар 8). До этого
передвижной К. 3. находился как бы в распоряжении колен Израилевых; после
пророчества Нафана (2 Цар 7) Союз-Завет Израиля с Богом проходит через дом Давидов,
осуществивший народное единство: особые свойства К. 3. переходят по наследству
к Иерусалиму и Храму.
II. БОГ ПРИСУТСТВУЕТ СВОИМ СЛОВОМ
К. 3. является также местом пребывания Слова Божия. Прежде всего потому,
что он содержит две скрижали 3акона, он постоянно поддерживает в Израиле
« Свидетельство» Бога о Себе Самом, данное Им
откр. Его воли (Исх 31.18), и ответ, данный на это слово Израилем (Втор
31.26-27). К. 3., К. свидетельства - вот наименования, применяемые к К.
в связи с высеченными на скрижалях условиями Союза между Богом и Его народом.
Благодаря К. как бы продолжается встреча на Синае. Во время странствования
по пустыне К. 3. остается тем местом, где Ягве продолжает открывать Себя:
когда Моисей хочет вопросить о чем-либо Ягве, получить от Него слово к
народу (Исх 25.22) или, наоборот, помолиться Ему за народ (Числ 14), он
входит в скинию, и Ягве над К. 3. говорит к нему, «как бы говорил кто с
другом своим» (Исх 33.7-11; 34.34; Числ 12.4-8). Позже Амос представил
свои пророческие глаголы исходящими из К., как из нового Синая (Ам 1.2),
а Исаии была дана его пророческая миссия в то время, как он молился пред
К. (Ис 6).
Т. же обр. и после Моисея верные для встречи с Богом становились пред
К., чтобы слушать Его Слово, как Самуил (1 Цар 3), чтобы вопрошать Его
через посредство священников, хранителей и толкователей 3акона (Втор 31.10
слл; 33.10), или чтобы молиться Ему, как Анна (1 Цар 1.9) или Давид (2
Цар 7.18). Это «почитание» К. 3. в дальнейшем также переходит на Храм (молитвы:
Соломона 1 Цар 8.30; Езекии 2 Цар 19.14).
III. КОВЧЕГ В УПОВАНИИ ИЗРАИЛЯ И В НЗ
Иеремия, после 587 г., призывает не жалеть об исчезновении К. 3., ибо новый Иерусалим, став средоточием народов,
сам будет престолом Ягве (Иер 3.16-17), и после установления нового союза-завета
Закон будет написан в сердцах (Иер 31. 31-34). Иезекииль использует образ
К. как передвижного седалища Ягве, чтобы изобразить уход из оскверненного Храма
« славы», к-рая направляется к изгнанникам: отныне Бог
будет присутствовать в Остатке, в святой общине (Иез
9-11). Иудаизм, по-видимому, надеялся на новое появление К. в конце времен (2
Макк 2.4-8), как это и представлено в Откр. Ин. (11.19). НЗ показывает, действительно,
что К. получил свое исполнение во Христе, Слове Божием, обитающем среди людей
(Ин 1.14; Кол 2.9), действующем для их спасения (1 Фес 2.13), становящемся их
водителем (Ин 8.12) и подлинной жертвой умилостивления (Рим 3.25; ср 1 Ин 2.2;
4.10).
JB
Ср. Закон ВЗ I 3 - культ
ВЗ I, НЗ III 2 -манна 1 - могущество I 1 - паломничество ВЗ 1 - присутствие Божие ВЗ II, III
1 - свидетельство ВЗ II 2 - слава III 2 - Храм
ВЗ