СЛОВАРЬ БИБЛЕЙСКОГО БОГОСЛОВИЯ
.
К оглавлению
ПРОСТОТА, ПРОСТОЙ
Простота есть свойство ребенка. В понятии простота (русское простой
соответствует евр. nemu, греч. νήπιος,
Вульг parvulus, innocens) можно различить следующие аспекты: неопытность и неосмотрительность,
послушание, отсутствие расчетливости, сердечную прямоту, выражающуюся в искренности
речи и исключающую недоброжелательность во взглядах и действиях. Т. обр. П. противопоставляется
или рассудительности, или двоедушию.
1. Простота и мудрость. - Итак, простота может быть недостатком; если
она заключается в невежестве (Притч 14.18), побуждающем действовать неосторожно
(Притч 22.3), верить первому встречному (Притч 14.15), поддаваться соблазнам дурных
удовольствий (Притч 7.7; 9.16; Рим 16.18), - она губительная беспечность (Притч
1.32), недостойная хр-нина (1 Кор 14.20). Премудрость избавляет от всего этого
тех, кто по ее зову (Притч 1.22; 8.5; 9.4 слл) прислушивается к ее притчам (Притч
1.4). Она умудряет тех, кто приоткрывается для света Слова Божия (Пс 18.8; 118.113
слл) с той простотой, к-рой не оказалось у Евы (2 Кор 11.3) и к-рой недостает
тем, кто полагается на собственную мудрость (Мф 11.25). Эта смиренная вера, являющаяся условием спасения (Мк 10.15; 1 Петр 2.2),
составляет главнейшее отличие простоты детей Божиих и не имеет ничего общего с
инфантилизмом; она предполагает, наоборот, прямоту и непорочность (Флп 2.15),
образцом к-рых остается Иов (Иов 1.8; 2.3).
2. Простота и прямота. - Тот, кто ищет Бога, должен избегать всякого
двоедушия (Прем 1.1): ничто не должно раздваивать его сердца (Пс 118. 113; Иак
4.8), извращать его сердечные намерения (3 Цар 9.4; Сир 1.28 слл), тормозить великодушие,
доходящее до пожертвования жизнью (1 Пар 29.17; 1 Макк 2.37,60), колебать его
упование (Иак 1.8). Он не должен извращать ни путей своих, ни слов (Притч 10.9;
28.6; Сир 2.12; Сир 5.11).
Он принимает в простоте дары Божий (Деян 2.46) и дает без расчета, с искренней
любовью (Рим 12.8 сл; 1 Петр 1.22). Ибо взгляд его прост, неискусен во зле, он
считается только с волей Бога и Христа, когда ему приходится повиноваться людям
(Кол 3.22 сл; Еф 6.5 сл). Это единственное стремление озаряет его жизнь (Мф 6.22;
Лк 11.34); оно делает его мудрее змия; эта чистота намерений символизируется простотой
голубя (Мф 10.16).
CS & MFL
См.: дитя II - лицемер 1,3 - ложь
- чистый НЗ I 3
|