ЗАГРОБНАЯ ЖИЗНЬ
См. Рай. Мытарства.
Ср. жизнь, катехизис.
Вечность.
о вечной жизни Григорий Назианзин, анализ
Алфеева; суть вечной жизни, Страгородский, 1898;
Соболев А.Н., свящ. Загробный мир по древнерусским представлениям. Сергиев Посад: М.С. Елов, 1913. – 212 с.
Белов Р. Молитва за умерших в современном учении православного богословия. Киев, 2010. 106 с.
Бессмертие - сатира Свифта, 1726;
христианское, блестящее определение Чаадаева, 1830;
В.Свенцицкий, 1930; различие
в позициях греков и иудеев, Бердяев, 1922;
Бердяев, 1931;
и особо Бердяев, 1944 (в
т.ч. о бессмертие животных и своего кота); о бессмертии души Бердяев.
1931; о том же Флоровский
1952; лекция Меня,
1989.
Булгаков С., прот. Проблема «условного бессмертия» (Из введения в эсхатологию). Журнал "Путь" №52-№53. 1935.
Католич. катехизис, 1992.
Кротов.
Б. ср. бессмертность ж. непричастность смерти, принадлежность,
свойство, качество неумирающего, вечно сущего, живущего; жизнь духовная, бесконечная,
не зависимая от плоти. | Всегдашняя или продолжительная память о человеке на земле,
по заслугам или делам его. Бессмертный, неумирающий, вечно живущий, одаренный
духовною жизнью. | Незабвенный, вечнопамятный. Бессмертная трава, Ambrosia maritima,
Божье дерево, козыль. Бессмертить кого, создавать или делать бессмертным; сохранять
навсегда в памяти потомства. Бессмертствовать церк. бессмертить; вообще,
быть бессмертным, жить вечною жизнию. Бессмертник м. бессмертница ж.
кто бессмертен.
Ист.: Даль, 1880.
Св. Фурса (6 в.) о мытарствах;
"ирий" у славян, Успенский, 1982;
огненная река у славян, Успенскй, 1982.
Из "Библиологического словаря"
священника Александра Меня
(Мень закончил работу над текстом к 1985 г.; словарь оп. в трех томах фондом Меня (СПб., 2002))
К досье Меня
ПОСМЕРТНОЕ БЫТИЕ ПО УЧЕНИЮ БИБЛИИ, учение о посмертном состоянии
человека, запечатленное в книгах Свящ.Писания.
Взгляды на П.б. во внебиблейских религиях. Убеждение, что после
гибели тела продолжает существовать бессмертная часть человеческого
существа, восходит к доисторич. временам и присуще всем религиям.
Уже палеолитические погребения свидетельствуют о вере древних
людей в жизнь по ту сторону смерти. В обществах *Древнего Востока
эта вера приобрела три формы.
а) Учение о реинкарнации, или п е р е в о п л о щ е н и и (см.
ст. Метемпсихоз и Библия). Эта доктрина носила локальный характер
и была распространена лишь в Индо-Австралийском регионе.
б) П е с с и м и с т и ч е с к и й в з г л я д, согласно к-рому,
души умерших обитают в подземной области, Преисподней. Они влачат
там жалкое, полусонное существование, и их может оживлять лишь
кровавая жертва, приносимая живыми. Такой взгляд на П.б. был свойствен
народам древнего Двуречья (шумерам, вавилонянам, ассирийцам),
а также грекам в раннюю эпоху их истории (кон. 2-го тыс. до н.э.).
Он фактически отрицал веру в посмертное воздаяние, т.к. уравнивал
добрых и злых.
в) О п т и м и с т и ч е с к и й в з г л я д исходил из убеждения,
что в посмертии человек сохраняет полноту сознания, что на пороге
потустороннего бытия он проходит через суд, к-рый определяет его
судьбу. Среди древневост. народов наиболее полно эти идеи П.б.
представлены у египтян. Впрочем, их понятие о П.б. носило чувственный
характер и жизнь за гробом представлялась им продолжением земной
жизни. С сер. 1-го тыс. до н.э. оптимистич. модель учения стала
развиваться у греков (культ Диониса, учение Пифагора). Платон
и его школа разработали первое в истории филос. обоснование идеи
бессмертия души, на к-рое опирались все последующие концепции
П.б. В неоплатонизме (3 в. н.э.) учение Платона приняло черты
крайнего спиритуализма, отрицающего ценность материи и плоти.
Первая фаза в истории библ. учения о П.б. По причинам, к-рые
остаются неисповедимыми, ветхозав. *Откровение вначале не содержало
ясно выраженного учения о П.б. Поэтому древние израильтяне заимствовали
свои взгляды на посмертную судьбу человека у соседних народов.
По-видимому, еще с эпохи *патриархов они усвоили пессимистич.
вариант доктрины.
Шеол (преисподняя) в ранней библ. *космографии
представлялся подземным царством, подобным мрачному царству мертвых
у вавилонян. В нем обитали рефаим, тени усопших; их удел
— забвение, мрак, удаленность от Бога (Пс 87:5-13). В сущности живым
является только Бог: люди как целостные существа живы, пока в них
действует дух, дарованный Богом. Когда он покидает человека, тот
превращается в прах (Пс 103:29). Такой взгляд на П.б. сохранялся
почти во всей традиции мудрецов (см. ст. Мудрецов Писания). Автор
Кн.Иова еще не ведает посмертного воздаяния, Екклесиаст утверждает:
"Участь сынов человеческих и участь животных — участь одна; как
те умирают, так умирают и эти, и одно дыхание у всех, и нет у человека
преимущества перед скотом" (3:19). В Ветхом Завете, от Кн.Бытия
до Сираха, постоянно напоминается о возвращении человека в прах,
из к-рого он был создан (Быт 1:24-25; Сир 16:31). Даже после того,
как ветхозав. Церкви была открыта тайна воскресения, прежний взгляд
продолжал находить своих сторонников. Его придерживались саддукеи,
а в 17 в. он был возрожден португальским евреем Уриэлем д’Акостой
(см. в рус. пер.: "О смертности души человеческой", М., 1958).
Вторая фаза не имеет строгой хронологич. границы. Так, автор
Кн.Царств, придерживаясь старой концепции (2 Цар 14:14), одновременно
приводит молитву Анны, матери прор. Самуила, в к-рой выражена
надежда, что Господь может вывести человека из Шеола (1 Цар 2:6).
Та же надежда звучит в Пс 48:16; 72:23-24. Сказания о Енохе и
Илии, изъятых из общей участи смертных, укрепляли веру в то, что
пребывание в Шеоле не есть неизбежная судьба человека. Однако
еще более ясно выступает эта вера в т. н. "Апокалипсисе Исайи"
(Ис 24-27), к-рый большинство библеистов относит к 4 в. К 60-м
гг. 2 в. до н.э. вера в воскресение мертвых и посмертное воздаяние
становится господствующей среди иудеев. Об этом свидетельствует
Дан 12:2-3 и 2 Макк 7:9. Во время восстания Маккавея уже возносились
молитвы за павших на поле брани (2 Макк 12:39-45). В Кн.Еноха
(см. ст. Апокрифы) впервые говорится не только о воскресении,
но и о воздаянии. Образ "геенны огненной" восходит к эсхатологич.
учениям, сложившимся во 2 в. до н.э. В *диаспоре откровение о
воскресении мертвых было дополнено Платоновским понятием о бессмертии
души (Прем 3:1-8). В результате утвердилось понятие о личном бытии
после смерти и конечном всеобщем воскресении. Но акцент делался
именно на воскресении, а не бессмертии души.
НЗ целиком воспринял это ветхозав. учение. Не естественное, присущее
природе человека сохранение его бессмертного ядра, а чудо возрождения
к новой преображенной жизни по воле Творца в конце веков было
чаянием в первохристианский период. И хотя позднее влияние греч.
спиритуалистич. дуализма не раз ослабляло силу этого чаяния, оно
осталось догматом Церкви, к-рая "чает воскресения мертвых и жизни
будущего века".
l [*А н д р е е в И.Д.], Воскресение мертвых, НЭС, т.11; [Б е
р л и н И.], Загробная жизнь, ЕЭ, т.7; Б е р н ф е л ь д С., Воздаяние,
ЕЭ, т.5; прот.*Б у л г а к о в С., Проблема "условного бессмертия",
"Путь", 1936-37, ? 52-53; *В о р о н ц о в Е., К вопросу о "первом
воскресении" в Откровении Иоанна Богослова, ВиР, 1905, ? 14; *Г
л у б о к о в с к и й Н.Н., Благовестие св. ап. Павла по его происхождению
и существу, СПб., 1910, т.2; *Г р е л о П., Смерть, СББ; К н о
п ф Р., Происхождение и развитие христ. верований в загробную
жизнь, пер. с франц., СПб., 1908; *Л е о н - Д ю ф у р К., По
ту сторону смерти, "Логос", 1973, ? 1-2; прот.М е н ь А., Истоки
религии, Брюссель, 19812; Переселение душ. Проблема
бессмертия в оккультизме и христианстве, сб. статей, Париж, 1935;
С т р а х о в П., Воскресение. I. Идея воскресения в дохрист.
религ. -филос. сознании, М., 1916; Т е м н о м е р о в А., Учение
Свящ.Писания о смерти, загробной жизни и воскресении из мертвых,
СПб., 1899; *Т р о и ц к и й И.Г., Талмудич. учение о посмертном
состоянии и конечной участи людей, СПб., 1904; *Ч и с т о в и
ч И., Древне-греческий мир и христианство в отношении к вопросу
о бессмертии души и будущей жизни человека, СПб., 1871; иностр.
библиогр. см. в кн.: B a i l e y L.R., Biblical Perspectives on
Death, 1979; F r a z e r J., Man, God and Immortality, 1968; K
u n g H., Ewiges Leben? 1982 (англ. пер. 1984); R i n g g r e
n H., Israelite Religion, 1966 и в ст.: Второго Храма период;
Антропология библейская; Древний Восток; Мессианизм; Эсхатология.
|