Яков Кротов. Эссе: вспомогательные материалы: Библия в иудейской традиции.
ТАЛМУД
Ср. Мишна.
Талмуд. Мишна и Тосефта. Критический перевод Н.Переферковича. 2-е изд. СПб., 1902-1903. Т. 1 в двух частях.
Neusner, Jacob. How the Talmud Works. Leiden: Brill, 2002. Pp. 485.
Neusner, Jacob. The reader's guide to the Talmud. Leiden: Brill, 2001. Pp. 403.
См. популярную статью Дорфмана, 2007.
Авот (Пирке Авот).
Талмудические трактаты. Пиркей Авот. Авот де-рабби Натан. Под ред. Р.Кипервассера. М.: Мосты культуры, 2011. С. 326.
База данных института Либермана - все основные рукописи Талмуда, оцифрованные, с поиском и сравнением. Требуется бесплатная регистрация. http://www.lieberman-institute.com/ (2012 год)
На английском: www.come-and-hear.com, 2008.
Ginzberg L. The Legends of the Jews. Vols. 1-5. Philadelphia, 1909-1913.
Левинас Э. Талмудический экзегезис Св. Писания. 1995.
Ольман А. Апостол Павел в Талмуде. 2010.
Из "Библиологического словаря"
священника Александра Меня
(Мень закончил работу над текстом к 1985 г.; словарь оп. в трех томах фондом Меня (СПб., 2002))
К досье Меня
ТАЛМУД (евр. учение), свод памятников иудаистcкой лит-ры,
содержащих толкования ВЗ (гл. обр.*Пятикнижия), применительно к
нуждам ритуально-канонич. уклада иудаистской общины (см. ст. Галаха).
По своему характеру основная часть Т. является аналогом Типикона,
Номоканона, Кормчей и др. уставных памятников христ. церк. Предания.
Он включает детальное изложение тонкостей обрядов и обычаев. Форма
его создает впечатление запутанного громоздкого лабиринта, к-рый
*Ренан справедливо называл образчиком «педантизма, жалкой казуистики
и религиозного формализма». Подобную оценку давали Т. и многие христ.
богословы, особенно протестантские. Тем не менее нельзя игнорировать
и того, что в Т. сохранились важные свидетельства о Предании ветхозав.
Церкви как *междузаветного, так и евангельского периодов, к-рые
проливают свет на НЗ. Одним из первых христ. библеистов, к-рый привлек
Т. для толкования Евангелий, был *Эдершейм. Но он использовал талмудич.
письменность гл. обр. для уточнения историч. фона евангельских событий.
Другие авторы пошли дальше. Обнаружив глубокую связь между НЗ и
раввинистич. литературой. Сама идея Предания, методы интерпретации
Библии, обряды *таинств церковных, молитвенные чинопоследования
Церкви — все это оказалось связанным не только с Писанием ВЗ, но
и со свящ. традициями иудейства.
Основа Т. сложились в среде *фарисеев. Хотя их лицeмерие было неоднократно
обличаемо Христом Спасителем, однако Он же сказал о фарисеях: «Все,
что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их
не поступайте, ибо они говорят и не делают» (Мф 23:3). Следовательно,
раввинистич. традиция не была отвергнута Им как исключительно негативная.
Задача христ. богословия — отделить в Т. то, что относится к подлинному
Преданию, от того, что выражает чуждые христианству наслоения в
иудаизме.
Состав Т. Фундаментом Т. является уставно-канонич. сборник,
именуемый М и ш н ‘а (повторение). Она включает 6 разделов,
состоящих из 63 трактатов, разделенных на главы и параграфы. I.
Зераим (Посевы; аграрные законы); содержит 11 трактатов: Берахот
(Благословения), Пеа (край поля, оставляемый для бедных), Маасорот
(десятины) и др. II. Моэд (Праздники); содержит 12 трактатов: Шабббт
(Суббота), Эрувин (смягчения субботних правил), Песахим (Пасха),
Иома (Судный День), Рош-хашана (Новый год), Таанит (посты), Суккут
(Кущи), Мегила (чтение Пятикнижия), Хагига (праздничные жертвы)
и др. III. Нашим (Жены; брачное право); содержит 7 трактатов: Иевамот
(запретные браки), Кетубот (брачные союзы), Недарим (обеты), Назир
(аскеты) и др. IV. Незекин (уголовное право); содержит 10 трактатов
Бава Камма (Первые врата), Бава Мециа (Средние врата), Бава Батра
(Последние врата), Санхедрин (*Синедрион) и др. V. Кодашим (Святыни;
ритуальные уставы); содержит 11 трактатов: Зевахим (*жертвоприношения),
Миддот (о Храме) и др. VI. Терахот (Очищения; о ритуальной чистоте);
содержит 12 трактатов: Келим (об утвари), Миквот (свящ.омовения)
и др. (полный перечень трактатов см. в кн.: *Троицкий И.Г., Библ.
археология, СПб., 1913, с.25 сл.). Первая из дошедших до нас полная
печатная Мишна вышла в Неаполе в 1492. При ее цитации лат. цифрой
принято указывать главу трактата, а параграф — арабской.
Существует два древних толкования на Мишну, называемых Г
е м а р а м и, или Т. в узком смысле этого слова. Термин Гемара
означает завершение. Гемара, созданная в Палестине, называется Иерусалимской
(Иерушалми), а в Парфянской *диаспоре (в Вавилонии) — Гемарой Вавилонской
(Бавли). Первая содержит комментарий к 39 трактатам Мишны, а вторая,
более обширная — к 36 ее трактатам. Первопечатные Гемары вышли в
Венеции в 1520-23. В ее изданиях принято сохранять одно и то же
содержание страниц. Поэтому ссылки на Гемары делаются с указанием
порядкового номера страницы (араб. цифрами).
Кроме указанных 3-х разделов Т., в состав талмудич. письменности
входят: а) Тосйфта (дополнит. пояснения к Мишне), б) Барайта (дополнения
к Мишне, авторитет к-рых не считается в иудаизме общепризнанным),
в) *Мидраши: Мехилта (толкование богослужебных разделов Исх), Сифра
(толкование Лев), Сифре (толкование ритуальных частей Числ и Втор),
Танхум (толкование на все Пятикнижие), Берешит Рабба (толкование
на Быт), Шемот Рабба (толкование на Исх) и др. (см. полный перечень
в ук. соч. Троицкого И.).
Происхождение Т. Начало Т. коренится в Предании ветхозав. Церкви,
идущем от *патриархов и Моисея. Оно передавалось в *устной традиции
*книжников, *мудрецов и *пророков. Важность Предания была, однако,
осознана лишь после Ездры, когда Пятикнижие в нынешнем его виде
было окончательно кодифицировано как общий закон для ветхозав. Церкви.
В период борьбы с *эллинизмом (2 в. до н.э.) возникла острая необходимость
в адаптации Писания к изменившимся условиям жизни. Эту адаптацию
стремились осуществить гл. обр. фарисеи, толковавшие Закон применительно
к конкретным требованиям момента. Издержкой этого процесса явилось
смешение подлинного Предания с «преданиями человеческими», притязавшими
на авторитет, равный Библии. Неизвестно, когда были записаны первые
тексты талмудич. предания. Среди учителей иудейства междузаветного
времени было не принято заносить свои речения в свитки. Начало записей
принадлежит *таннаям, к-рые к нач. 3 в. н.э. собрали воедино мнения
наставников по вопросу о галахе. Ведущую роль в этом сыграл рабби
Иегуда Ганаси из Галилеи (ок. 135 - ок. 220 н.э.), к-рому приписывают
окончат. редакцию Мишны. Вскоре после оформления Мишны были записаны
Тосефта и Барайта.
Составители Гемар, или собственно Т., назывались а м о р
а я м и, толкователями. В 4 в. в Тивериаде (Галилея) был завершен
Палестинский Т., а в Парфии на рубеже 5 и 6 вв. — Вавилонский. Там
же появилось и большинство мидрашей, дата к-рых также относится
к раннему Средневековью.
Особенности Т. Язык Т. отличается от классич. *древнеевр. языка.
Он отражает иноязычные влияния и несет на себе печать уставно-юридич.
специфики и среды, в к-рой он возник. Благоговейный авторитет, к-рый
окружал имена таннаев, заставил компиляторов Т. сохранить множество
высказываний «отцов», даже противоречащих друг другу. Хотя таннаи
пытались ввести нек-рый порядок и систему в текст, в целом он сохранил
свой пестрый мозаичный характер, отразив дискуссии, к-рые велись
между богословами, канонистами и кодификаторами богослужебных уставов.
Мишна — произведение исключительно галахическое. Элементы галахи
занимают ведущее место и в др. частях Т. Однако в них также есть
много материала, относящегося к категории агады (см. ст. Жанры,
п.1). Это нравств. наставления и гомилетич. отрывки, притчи и *легенды,
житийные сказания о таннаях и мидраши, сложившиеся вокруг текста
ВЗ, мифы и афоризмы. Агадические тексты содержатся преимущ. в Вавилонской
Гемаре и мидрашах. Составители Т., в отличие от александрийских
иудеев (*Филон Александрийский), отказались от всякого контакта
со светской греч. культурой. Они видели свою задачу в изоляции иудаизма,
в ограждении его от внешних влияний. Прежний религ.-государств.
строй после падения Иерусалима должна была заменить строгая, детально
разработанная система, обнимающая все проявления общинной жизни.
Хозяйство и посты, молитвы и уголовное право были подчинены единому
авторитету правил, собранных в Т. Фактически он стал заслонять Свящ.Писание,
против чего впоследствии восстали караимы и представители реформированного
иудаизма.
Вероучение и этика Т. Основы талмудич. догматики, естественно,
исходят из ВЗ, преимуществ. из Пятикнижия. Провозглашается абсолютное
единство Бога, неприступного и непостижимого. Однако в Т. есть учение
о М е м р е, Слове Сущего, Которое тождественно Самому Богу.
Точно так же тождественна Богу Ш е х и н а (Пребывание, Присутствие
Божье). Понятие о Ней близко к христ. учению о Св.Духе. Т. признает
не только воскресение из мертвых (запечатленное в Дан и *неканонич.
книгах), но и бессмертие души. В нек-рых трактатах вечная жизнь
рассматривается как удел одних праведников. Дух законничества, религ.
формализма, царящий в Т., не полностью заслоняет в нем дух живой
веры и нравственности. Если одни учителя ведут бесконечный спор
о числе и времени молитв (Берахот, I,1), то другие подчеркивают
необходимость глубокого духовного настроя молящихся (там же, V,1).
Рабби Симеон говорил, что важнее не столько изучать Тору, сколько
творить добрые дела (Авот, I,17). В трактате Шемот Рабба (22) заповедуется
платить добром за зло. Многие наставления Т. близки к евангельским
заповедям, напр.: «Подражайте Богу; как Он милосерд, так и вы будьте
милосердны» (Сота 14а), «Не поступай с другим, как ты не хочешь,
чтобы поступали с тобой» (Шаббат 31а). Примеры подобных изречений
приведены в статье *Соловьева Вл. о Т. (см.библиогр.). Религиозно-этический
аспект талмудич. письменности использовался в новое время в диалоге
между христианами и иудаистами. В связи с этим *Антоний (Храповицкий)
писал еще в 1907: «Я глубоко убежден в том, что, изучая свой закон
и своих средневековых богословов, евреи больше будут уважать и христианскую
веру, и русские тогда будут вести с ними искренний обмен своих религиозных
убеждений. Так, напр., прп.Феодосий Печерский по ночам выходил на
торг и беседовал с евреями о вере; блаженный Иероним в своих толкованиях
древних пророков приводит и мнения "помогавшего ему в переводе текста
еврея", и нужно сказать, мнения весьма основательные, приближающиеся
нередко к чистому христианству» (Соч., т.3).
Агадические толкования ВЗ в Т. представляют собой род притч, основанных
на Писании. Чаще всего они носят фольклорный характер, приближаясь
к *апокрифам. Так, в Берешит Рабба 38 подробно повествуется о мотивах
*вавилонского столпотворения. Бунтуя против Бога, строители башни
говорят: «Почему Он избрал для Себя небо, а для нас оставил земную
юдоль? Пойдем, построим башню и на вершине ее поставим идола, грозящего
простертым к небу мечом и как бы вызывающим Бога на бой». Талмудич.
комментаторы считали, что как мир создавался в 6 дней, так и история
его должна длиться 6 тыс. лет (2 тыс. лет язычества, 2 тыс. лет
Закона, 2 тыс. лет *мессианской эры). Немало в Т. и элементов фантастики
и мифологии. Так, в нем рассказывается, что Адам и Ева до того,
как познали друг друга в браке, вступали в плотское общение с демонами
и дали начало чудовищным тварям. Таннаев постоянно занимал вопрос
о том, что является сущностью ветхозав. Закона. Один из них считал,
что на протяжении свящ. истории число главных заповедей (ср.Мф 22:35-40)
постепенно сокращалось. Давид свел их к 11 (Пс 14), Исайя к 6-ти
(гл.33:15), прор.Михей — к 3-м (гл.6:8), а прор.Аввакум — к одной:
«Праведный своею верою жив будет» (2:4).
Свидетельства о Христе в Т. отличаются крайней смутностью и враждебным
характером, отражающим острую конфронтацию между иудаизмом и Церковью
в первые века н.э. О Христе сказано, что Он научился магии в Египте,
что Он был «соблазнителем народа» и Его побили камнями. Согласно
Барайте к трактату Санхедрин 43а, Иисуса «повесили накануне Пасхи».
Там же говорится, что у Христа было 5 учеников: Матфей, Фаддей,
Нецер, Буни и Ники (м.б., Никодим). Все эти упоминания не имеют
почти никакого историч. значения; однако из них явствует, что даже
враги христианства не могли отрицать существования Христа как Личности.
В трактате Авода зара (16в-17а) есть указание на то, что нек-рые
раввины 1 в. положительно оценивали речения Христа. Как отмечают
мн. исследователи, хотя Т. создавался в эпоху активной антихрист.
полемики (*Цельс, *Порфирий и др.), его составители предпочитали
не полемизировать с христианством, а игнорировать его.
Агадические элементы Т. могут оказать определ. помощь в изучении
НЗ. В частн., они уясняют методы толкования ВЗ ап.Павлом, к-рый
нередко прибегал к приемам *раввинистической экзегезы (напр., Гал
4:21-31).
П е р е в о д ы: А г а д а, Сказания, притчи и изречения Талмуда
и мидрашей, Одесса, 1910, ч.1; т о ж е, Берлин, 1922, ч.2;
т о ж е, М., 1993; Живая мораль, или Сокровищница талмудич.
этики, сост.О.Я.Гурвич, Вильна, 1901; Т а л м у д. Мишна и Тосефта,
пер.Н.Переферковича, т.1-6, СПб., 1899-1904; Т а л м у д. Мехилта
и Сифра, СПб., 1906; Талмуд Вавилонский. Трактат Берохт, СПб., 1909;
т о ж е. Вильна, 1861-1912; Талмуд Иерусалимский, Берлин,
1925; Талмуд о Христе и христианстве, в кн.: Ранович А., Первоисточники
по истории раннего христианства, М., 1933; Ф и н н С.И., Мировоззрение
талмудистов. Свод религ.-нравств. поучений в выдержках из главнейших
книг раввинской письменности, т.1-3, СПб., 1874-76; Le Talmud de
J№rusalem, Р., 1871-90; Midrash Rabbah, L., 1939, v.1-13; Sifre
zu Numeri, Stuttg., 1935-36, Bd.1-2;; The Babylonian Talmud, L.,
1961, v.1-18.
l *Б е р н ф е л ь д С., Талмуд: его сущность, значение и
история, СПб., 1901; е г о ж е и др., Талмуд, ЕЭ, т.14;
Б ы к о в А., Талмуд Вавилонский, «Наблюдатель», 1891, N 4-5;
В а р ш а в с к и й И., Талмудич. мораль, Одесса, 1880; *В
и г у р у Ф., Руководство к чтению и изучению Библии, пер.
с франц., М., 19162, т.1, с.250-59; Д а р м ш т е т е р А.,
Талмуд, «Восход», 1893, № 2-4; Д е й ч Э., Что такое Талмуд?
СПб., 1870; *Д е л и ч Ф., Слово правды о Талмуде, пер. с
нем., СПб., 1885; Д и м и н с к и й С.Я. Исследование о Талмуде,
Труды КДА, 1868, № 2, 5, 8, 12; З и л ь б е р ш т е й н И.,
Свод этики иудаизма (по Библии, Талмуду и раввинской письменности),
Варшава, 1889; прот.К о в а л ь н и ц к и й А., Теоретич.
богословие евреев-талмудистов, пер. с нем., СПб., 18982; Л е в н
е р И., Еврейские легенды по Талмуду, мидрашам и другим первоисточникам,
Варшава, 1903; М а к н о в с к и й Г.Б., Нравоучение в Талмуде,
М., 1915; Мишна, ЕЭ, т.11; Н е у с ы х и н И.Г., Очерки талмудич.
учения, Пг., 1917; *Н и к о л ь с к и й Н.М., Талмудич. традиция
об Иисусе, «Белорус.ун-та Труды», 1925, № 7; *О л е с н и ц к и
й А., Из талмудич. мифологии, Труды КДА, 1870, № 1, 2, 4,
8; П е р е ф е р к о в и ч Н., Талмуд, его история и содержание,
СПб., 1897; *Р е н а н Э., Талмуд, «Научное обозрение», СПб.,
1900, № 5; С в е т л о в Э. (прот.А.Мень), На пороге Нового
Завета, Брюссель, 1983 (там же приведена библиогр.); С о л о в ь
е в Вл., Талмуд и новейшая полемич. литература о нем в Австрии
и в Германии, Соч., Спб., 19122, т.6; *Т р о и ц к и й И.Г.,
О Талмуде, СПб., 1901; е г о ж е, Талмудич. учение о посмертном
состоянии и конечной участи людей, СПб., 1904; Ш т а й н з а л ь
ц А., Контуры Талмуда, М.-Иерусалим, 1981; F u n k S.,
Die Entsthehung des Talmuds, Lpz., 1910; M o o r e G.F., Judaism
in the First
Centuries of the Christian Era, Camb. (USA), 1950-54, v.1-3;
N e u s n e r J., A History of the Jews in Babylonia, Leiden,
1965; S a n d e r s E.P., Paul and Palestinian Judaism, Phil.,
1977; S t r a c k H.L., Einleitung in Talmud und Midras, Munch.,
1921 (англ. пер.: Introduction to the Talmud and Midrash, Phil.,
1931.