Яков Кротов. Путешественник по времени.
Вспомогательные материалы: Библия.
ДЕКАЛОГ
1 И изрек Бог все слова сии, говоря: 2 Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; 3 да не будет у тебя других богов пред лицем Моим. |
Справка Меня, 1985.
Толкование Климента
Александрийского; Д. как основа исповеди, Крестьянкин,
2000. |
4 Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; 5 не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого [рода], ненавидящих Меня, 6 и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои. |
Кротов. |
7 Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.
8 Помни день субботний, чтобы святить его; 9 шесть дней работай и делай всякие дела твои, 10 а день седьмой - суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих; 11 ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его.
12 Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе.
13 Не убивай.
14 Не прелюбодействуй.
15 Не кради. |
|
16 Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего. |
|
17 Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего. |
|
Ср. "Секулярный декалог" Иосифа Бродского, 1985.
Из "Библиологического словаря"
священника Александра Меня
(Мень закончил работу над текстом к 1985 г.; словарь оп. в трех томах фондом Меня (СПб., 2002))
К досье Меня
ДЕКАЛОГ (греч. DekЈlogoj — Десятословие), десять Моисеевых заповедей.
Само слово Д. является переводом евр. наименования заповедей — асйрет
ха-дваръм (Исх 34:28), «десять слов», к-рые были написаны «на скрижалях»
как «слова Завета». Еще до кон. 18 в. предпринимались попытки отождествить
Д. с культовыми заповедями Исх 34:14-26, но эти попытки успеха не
имели, поскольку в *ритуальном декалоге отражен оседлый образ жизни
(ст. 22, 26). Общепризнано, что Д. — это те заповеди, к-рые мы находим
в Исх 20:1-17 и Втор 5:6-21. Среди внебибл. текстов Моисеева и домоисеева
времени существуют параллели Д. (в т.ч. в егип. Книге мертвых),
однако все они сочетают нравств. заповеди со сложным магическим
ритуалом (см.: Повесть Петеисе III, в кн.: Древнеегипетская проза,
М., 1978). Исключительный характер богооткров. заповедей Д. заключается
в том, что он связывает служение Богу не с обрядами, а с фундаментальными этич. нормами. В этом смысле
Д. не имеет аналогий в рамках своего времени. Вместе с древнейшим
Моисеевым исповеданием веры (Втор 6:4-5) Д. выражает самую
суть вероучения В З — того, что в нем есть
непреходящего. Поэтому Христос Спаситель освящает Своим авторитетом
Д., сводя его к двум главнейшим заповедям: любви к Богу и любви
к человеку (Мк 12:28-31; ср. Мф 22:35-40). Согласно ап. Павлу, 5-10-е
речения Д. «заключаются в сем слове: люби ближнего твоего, как самого
себя» (Рим 13:9). Иными словами, закон скрижалей содержит ядро *этического
монотеизма.
Представители школы *Велльгаузена, исходя из своей эволюционистской
концепции, пытались доказать, что Д. мог возникнуть лишь в эпоху
пророков. Но, как показал *Киттель Р., этот вывод покоится лишь
на предубеждении, будто этический монотеизм н е м о г существовать
в столь раннее время. Анализируя особенности Д., Киттель Р. и др.
библеисты (*Брайт, *Менденхол, *Раули) привели многочисл. доказательства
того, что его происхождение связано с Моисеем. Пророки действительно
исходили из учения Д., но они никогда не считали, что это учение
открыто ими впервые («отвергли закон Господень», букв. «Тору Ягве»
— Ам. 2:4; «Написал Я ему важные законы Мои, но они сочтены им как
бы чужие» — Ос. 8:12; «О, человек! сказано тебе, что — добро и чего
требует от тебя Господь» — Мих. 6:8). Д. не несет следов земледельческого
быта. Что же касается субботы, то, как замечает Киттель Р., «и кочующему
пастуху известно немало занятий, которые он может в тот или иной
день выполнять или не выполнять». По словам Дж. Брайта, Десять заповедей
«представляют собой основной и первоначальный элемент веры Израиля».
Такие принципы, как Завет, Обетование, историзм Библии и запрет
изображать Божество, не были порождением ветхозав. Церкви, а сами
формировали ее.
Согласно гипотезе Г. Раули, заповеди Исх 34 существовали еще до
Синайского законодательства, к-рое дало *этический
Декалог. «Переход от первоначального Десятословия к Десятословию
этическому, — пишет ученый, — естественно следует связывать с некой
выдающейся личностью, и этой личности более, чем любая другая из
известных нам фигур, соответствует Моисей».
Если сравнить версии Д. в Кн.Исход и в Кн.Второзакония, то становится
очевидным, что они различаются не по существу, а по дополнениям.
«Следует предположить, — писал библеист МДА *Жданов, — что в том
и другом случае пояснительные слова вставлены». Однако это не может
ставить под сомнение каноничность обоих текстов, т. е. и дополнения,
сделанные после Моисея, входят в состав книг, признанных Церковью
боговдохновенными.
Порядковое разделение заповедей Д. не одинаково в зап. и вост.
церк. традициях. На Западе, начиная с блж. *Августина, заповедь
Исх 20:2-3 соединяется с Исх 20:4, а в Исх 20:17 слова «не желай
жены ближнего твоего» выделены в отдельную (9-ю) заповедь. Восточная
же традиция считает 20:4 (запрет изображений) особой (2-й) заповедью,
а 20:17 рассматривает как единую (10-ю) заповедь. Это деление совр.
библеисты признают более обоснованным.
Первоначально Д. был, вероятно, написан на скрижалях буквами синайского
*алфавита. Скрижали хранились в Ковчеге Завета, по крайней мере,
до 10 в. до н.э. (Втор 10:5; 3 Цар 8:9). Неизвестно, когда был утрачен
Ковчег, но во *Второго Храма период он уже не существовал.
Благоговейное отношение к Ковчегу и религиям Моисеева времени
привело к тому, что из страха прикоснуться к стрижалям заповеди
Д. в основном передавали изустно. Этим объясняется то, что к Д.
были сделаны дополнения.
Новозав. толкование Д. мы находим в Нагорной проповеди Христа Спасителя
(Мф 5:21-30). По словам свт. *Иринея Лионского, Господь «учил не
в противность Закону, восполняя (разр. — А. М.) Закон и
вкореняя в нас (разнообразную) праведность Закона <...> Он повелевал
воздерживаться не только от (дел), запрещенных Законом, но и от
пожеланий их» (Против ересей, IV, 13, 1). Однако следует подчеркнуть,
что евангельская этика качественно превосходит «запретительную»,
элементарную этику Д. Христос не только призывает «любить ближнего,
как самого себя», но и любить врагов (Мф 5:44). Он дает н о в у
ю заповедь — заповедь о самоотверженной любви, подобной той любви,
к-рую Он имеет к людям (Ин 13:34).
l Жданов А.А., Десятословие, в его кн.: Из чтений по Свящ. Писанию
ВЗ, вып,1, Серг. Пос., 1914; Найденов Г., Заповеди Божии и права
человека, «Логос», № 15-16; *Ф а р р а р Ф., Голос с Синая, пер. с англ.,
СПб., 1895; Еnc.Kat., t.3, s.1106-12; R o w l e y H.H., Moses and the Decalogue,
Bulletin of the John Ryland’s Library, v.34, Manchester, 1951/52, p.81-118; W
o o d s R o b e r t s B., Ten Comandments, L., 1966. См. также работы
Дж.Брайта, Р.*Киттеля и Дж.Э.Менденхола и ст. Пятикнижие.
ср. ритуальный декалог;