БОССЮЭ (Bossuet) Жак Бенинь
Из "Библиологического словаря"
священника Александра Меня
(Мень закончил работу над текстом к 1985 г.; словарь оп. в трех томах фондом Меня (СПб., 2002))
К досье Меня
БОССЮЭ (Bossuet) Жак Бенинь, еп. (1627-1704), франц. католич. писатель,
богослов. Род. в Дижоне, где окончил коллеж, завершил богосл. образование
в Париже. Рукоположен в 1652. Сначала служил в Меце, а затем переехал
в Париж. Хиротонисан во епископа г. Мо (1681). Своими блестящими,
проникновенными проповедями Б. приобрел широкую популярность. Он
оказал большое влияние на церк. жизнь Франции и на развитие ее лит-ры.
Людовик XIV призвал его ко двору в качестве воспитателя наследника.
Б. был убежденным миротворцем: полемизируя с гугенотами и янсенистами,
он выступал против насильств. действий; сочувствуя «галликанству»,
сохранял верность Риму. В своих трудах Б. опирался на святоотеч.
писания (в частн., свт. *Иоанна Златоуста). Один из современников
даже называл его «последним из отцов Церкви». Б. написал ряд библ.
толкований в виде гомилий: на Откр (1689), на Пс и Песн (1690),
на Притч, Еккл, Прем и Сир (1693) и на пророчества Исайи о Христе
(1704). Как отмечал *Вигуру, комментарии Б. «кратки, ясны, основательны
и достойны этого великого человека». Однако самостоят. вклада в
экзегетику Б. не внес. Мало того, первые опыты *историко-лит. критики
Библии, предпринятые ораторианцем *Симоном Р., вызвали со стороны
Б. решительное противодействие. Наибольшее значение имели его историософские
взгляды. В книгах «Рассуждение о всемирной истории» («Discours sur
l’histoire universelle», P., 1681; рус.пер.: «Всеобщая история»,
М., 1774) и «Политика, извлеченная из Писания» («Politique, tir‚e
de l’Еcriture Sainte», P., 1709) Б. выразил идеи, близкие к учению
библ. пророков. Он рассматривал историч. события с т. зр. промыслительных
деяний Божьих. «То, что мы в нашем неведении, — писал Б., — считаем
случаем, вытекает из верховного плана, в котором определены и причины
и последствия». Б. обозревает прошлое, начиная с миротворения, и
прослеживает путь, к-рым Промысл вел человечество к Иисусу Христу
и Его Церкви. Церковь как орудие Божье — носительница неизменных
основ; она «вмещает в себя весь авторитет прошедших веков и древнейшие
предания человеческого рода от самого его начала». Из этого явствует,
что идея развития догматов, выдвинутая позднее Ньюменом, была Б.
чужда.
u Oeuvres complЉtes: v.1-31, P., 1862-66; в рус. пер.: Надгробные
слова Боссюэта, еп. Мосского, СПб., 1822; Размышления на Евангелие,
Пг., 1916 (пер. с неопубл. автографа, привезенного в Россию во время
Франц. революции);.
l Д е н и с ю к Н., Жак Бенин Б., «Отдых христианина», 1916, N
5/6, 7/8 (наиб. полная работа на рус. яз.); Л а н с о н Г., Б. и Бурдалу,
в его кн.: История франц. лит-ры, пер. с франц., М., 1896, т. 1, гл. 6; Л е б
е д е в М., Боссюэт, еп. Моский, и значение его для Католич. Церкви во Франции,
Труды КДА, 1868, № 1, 4; Л о п у х и н А.П., Промысл
Божий в истории человечества: Опыт филос.-историч. обоснования воззрений блаж.
Августина и Боссюэта, СПб., 1896; НЭС, т. 7; П а н о в И., Боссюэт
и его проповеди,
СПб., 1888; ПБЭ, т. 2, с.997-1004; L a n s о n
G., Bossuet, P., 1891; L e B r u n J., La Spiritualit‚
de Bossuet, P., 1972.
|