Варуха апокалипсис
"Вторая книга Варуха".
Xeravits, Geza. "Take Courage, O Jerusalem...". Studies in the Psalmes of Baruch 4-5. De Gruyter, 2015. 159 pp.
Adams, Sean A. Baruch and the Epistle of Jeremiah. A Commentary Based on the Texts in Codex Vaticanus. Brill Academic Publishers, 2014. 265 pp.
Studies on Baruch. Composition, Literary Relations, and Reception. Ed. Sean A. Adams. De Gruyter, 2016. 197 pp.
Henderson, Rut. Second Temple Songs of Zion. A Literary and Generic Analyses of the Apostrophe to Zion (11QPs XXII 1-15), Tobit 13: 9-18 and 1 Baruch 4:30-5:9. De Gruyter, 2003. 361 pp.
Из "Библиологического словаря"
священника Александра Меня
(Мень закончил работу над текстом к 1985 г.; словарь оп. в трех томах фондом Меня (СПб., 2002))
К досье Меня
ВАРУХА ПРОРОКА КНИГА. Принадлежит к числу *неканонич. книг ВЗ.
Написана от лица Варуха (евр. Барух), сына Нирии, ученика прор.
Иеремии. Разделяется на 5 глав. В Библии В.п.к. помещена после Кн.Плач
и Посл. Иеремии. Сохранилась лишь в переводе на греч. яз. Еп. *Антонин
(Грановский) пытался доказать существование евр. оригинала и даже
дал его гипотетич. реконструкцию. Но в наст. время большинство библеистов
считает, что на евр. (или на арамейском) языке могли быть написаны
лишь отд. части книги. В *Вульгате В.п.к. составляет одно целое
с Посл. Иеремии.
Содержание. В.п.к. содержит ряд молитв и размышлений иудеев-изгнанников,
живших на чужбине. Книга распадается на 4 части: 1) историч. вступление
(1:1-14); 2) покаянная молитва (1:15 — 3:8); 3) прославление истинной
мудрости (3:9 — 4:4); 4) утешительное обетование народу Божьему
(4:5 — 5:9). 1-2-я части — прозаические, 3-4-я части написаны в
духе пророч. гимна.
Духовный смысл. В.п.к. есть свидетельство покаяния и надежды. Ветхозав.
Церковь в годину бедствия призывается к осознанию своих грехов.
Сетования книги лишены оттенка ропота. Все совершающееся в конечном
счете подвластно Богу, а Он — источник правды и милосердия. Человек
не может постигнуть всех тайн Провидения: нужно лишь с верой признать,
что «у Господа Бога нашего — правда» (1:15). В Нем — «источник
премудрости» (3:12), к-рую не могут познать «князья народов», могучие,
разумные, богатые, «владевшие зверями земными». Человеческая мудрость
— ничто, если она не устремлена к Премудрости Господа. Все, гордившиеся
своей силой и мудростью, «исчезли и сошли в ад» — преисподнюю (3:19).
Варух именует Бога «Вечным». Такого слова в роли существительного
евр. язык не имеет. Еп. Антонин считал, что в оригинале ему соответствовали
слова *Элогим и *Эль, хотя и указывал на мнение тех, кто отдает
предпочтение имени Яхве (см. ст. Имена Божьи). В любом случае автор
или переводчик хотели подчеркнуть высшую власть Господа, Который
бесконечно превосходит все преходящее и тленное. Он непостижим,
но открыл Себя и «явился на земле» (3:38), т. е. возвестил Свою
волю через пророков и Закон. Закон есть «книга заповедей Божиих»;
они «пребывают вовек» (4:1). Нарушившим Закон некого винить, кроме
самих себя. Они знали Бога,
Который посылает свет, и он идет,
призвал его, и он послушался Его с трепетом;
и звезды воссияли на стражах своих
и возвеселились...
Сей есть Бог наш,
и никто другой не сравнится с Ним.
(3:33 сл.)
Но если вина перед Небом ввергает непокорных в пучину бед, Сам
же Господь и избавляет их после покаяния.
Ибо Тот, который навел на вас сии бедствия,
наведет на вас вечное веселье со спасением.
(4:29)
Учение Варуха во многом напоминает проповедь, к-рая звучит в полных
надежды главах Кн. прор. Исайи (40-55). Мудрец учит о соотношении
Божьей правды и неправды человеческой, утешая тех, кто поддавался
отчаянию и унынию.
Автор и датировка книги. Вступление В.п.к. датирует ее эпохой
Навуходоносора II (604-562 до н.э.). Именно тогда среди изгнанников-иудеев
жил Варух, ученик прор. Иеремии, к-рый собирал писания своего учителя.
Нет серьезных оснований отрицать принадлежность оригинала книги
(или частей ее) самому Варуху. Автор обращается к людям, живущим
в Плену. Он не знает еще учения о воскресении мертвых, к-рое появилось
в ВЗ лишь после 4 в. до н.э. Однако упоминание «книги Закона» может
отражать более позднюю эпоху (время Ездры). По словам *Розанова
Н.П., авторство Варуха — «вопрос, еще не решенный окончательно»
(ТБ, т. VI, с. 175). Во всяком случае, большинство библеистов считают,
что первонач. текст был расширен и переработан ок. 3 в. до н.э.
l Архим.А н т о н и н (Г р а н о в с к и й), Кн. прор. Варуха,
СПб., 1902; [Е л е о н с к и й Н.], Следует ли считать кн.
прор. Варуха каноническою или ее должно отнести к разряду неканонических,
ЧОЛДП, 1877, № 3; [И к о н о м о с К.], О песне трех отроков
и кн. прор. Варуха, сокр. пер. с греч., ВЧ, 1847/1848, № 45; С е
с т р е н и е в и ч А., Кн. прор. Варуха, ЧОЛДП, 1889, № 2;
NCCS, р. 628-31.
Кротов популярно.
|