Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь
Помощь

ЭСХАТОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА


О нем:

Из "Библиологического словаря"
священника Александра Меня
(Мень закончил работу над текстом к 1985 г.; словарь оп. в трех томах фондом Меня (СПб., 2002)) 

К досье Меня

ЭСХАТОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА В БИБЛЕИСТИКЕ, направления в библ.  науке, рассматривающие *эсхатологию как определяющий элемент новозав. учения. Э.ш. возникла в качестве реакции на попытки богословов *либерально-протестантской школы экзегезы превратить Евангелие в адогматич. нравств. кодекс. Начало Э.ш. было положено выходом работы *Вейсса И. «Проповедь Иисуса о Царстве Божием» (1892). В ней он отверг чисто этическую интерпретацию идеи Царства Божьего и связал ее с апокалиптич. чаяниями евангельской эпохи. Приход Царства, утверждал Вейсс, означал вселенский катаклизм, призванный разрушить старый мир перед тем, как возникнет «новое  творение». По мнению Вейсса, Христос ожидал, что катастрофа наступит очень скоpo. Taкoro же мнения придерживался представитель католич. *«модернизма» *Луази. *Швейцер А. добавил к этой концепции эсхатологич. истолкование поступков Христа, К-рый, с его т. зр., шел на смерть, сознательно стремясь приблизить конец мира и наступление Царства. *Бердяев, признавая заслуги Э.ш. в том, что она обратила внимание на роль эсхатологии в НЗ, критиковал воззрения этой школы, утверждавшей, что Христос предсказывал близкий конец мира, поскольку был введен в заблуждение космич. эсхатологией позднего *иудейства. Для церк. сознания такая мысль абсолютно чужда. Поэтому эсхатологич. свидетельства НЗ получили в христ. богословии иную интерпретацию. Одни экзегеты относят тексты о близкой *Парусии к разряду исторически преходящих верований *первохристианства, отразившихся в НЗ, другие находят объяснение этим текстам в идее *«осуществленной эсхатологии».

l *Г л у б о к о в с к и й  Н., Новозав. учение о Царстве Божием в новейшей библ. науке на Западе, БВ, 1894, № 10; см. также Enc.Kat., t.4, s.1119 и ст. Бультман.

Ко входу в Библиотеку Якова Кротова