АЛЕКСАНДРИЯ
См. Египет.
справка Робертсона об А.
патриархате; См. Египет.
Саврей В.Я. Александрийская школа в истории философско-богословской мысли. - М.: КомКнига, 2006.
- 1008 с.
Watts, Edward J. Riot in Alexandria: Tradition and Group Dynamics in Late Antique Pagan and Christian Communities. Berkeley, University of California Press, 2010, 312 pp. О конфликте в Александрии в 486 году, когда христианский юноша оскорбил языческого преподавателя, последовало столкновение язычников и христиан.
Дмитревский В. Александрийская школа. Очерк из истории духовного просвещения от I до начала V века по Р.Хр. Казань, 1884. 283 с.
АЛЕКСАНДРИЙСКАЯ ШКОЛА ЭКЗЕГЕЗЫ
Из "Библиологического словаря"
священника Александра Меня
(Мень закончил работу над текстом к 1985 г.; словарь оп. в трех
томах фондом Меня (СПб., 2002))
К досье Меня
АЛЕКСАНДРИЙСКАЯ ШКОЛА ЭКЗЕГЕЗЫ. Предшественниками А.ш. экзегезы были эллинизированные
иудейские богословы, философы и писатели Александрии. Одним из первых представителей
этого направления был Аристобул (2 в. до н.э.). Он и его последователи усвоили
*аллегорический метод толкования древних текстов, к-рый был впервые разработан
греч. философами (преим. платониками и стоиками). Самым плодовитым и влиятельным
богословом иудейской А.ш. был Филон
Александрийский.
Христианская А.ш. экзегезы возникла в Александрии на базе катехизич. уч-ща,
основателем к-рого был Пантен. После его отъезда для проповеди Евангелия в Индию
училище возглавил Климент
Александрийский (150-ок.215). В его дошедших до нас апологетич. трудах обоснован
принцип усвоения христианством элементов антич. культуры (в частн., философии).
«Некоторые же воображают, — писал он, — что очень умно делают, когда не хотят
ни с философией иметь дела, ни с диалектикой, ни естественных наук не хотят изучать,
а одной только простой и чистой верой удовлетворяются. Это все равно, как если
бы утверждали они, что никакого ухода за виноградной лозой не нужно, а достаточно
только посадить ее, чтобы иметь с нее грозды» (Строматы, I, 7, 9).
Аллегорич. метод толкования Библии был заимствован учителями А.ш.
как часть антич. наследия. Корифеем школы стал преемник Климента
*Ориген. Он с исключительной последовательностью проводил идеи аллегоризма
в экзегетике. Несмотря на церк. осуждение ряда богосл. мнений Оригена,
его влияние на *святоотеческую экзегезу было громадным. Его последователями
были свт. *Дионисий Великий, свт. *Григорий Неокесарийский и свт.
*Григорий Нисский. Методы А.ш. в той или иной степени сказались
на трудах свт. *Василия Великого, свт. *Амвросия Медиоланского,
блж. *Иеронима и др. Cм. также ст.: Аверинцев; Аллегорич. метод
толкования Библии; Ориген; Филон.
l Аристобул Панеадский, ЕЭ, т.3; *Б о л о т о в В.В., Лекции по
истории древней Церкви, в 4-х т., СПб., 1907-18, т.2, 3, репр. М.,
1994; Б ы ч к о в В.В., Эстетика поздней античности: 2 и 3 вв.,
М., 1981; *И в а н и ц к и й В.Ф., О происхождении иудейского эллинизма
Александрии, Труды КДА, 1912, № 2; К-с к и й [*К а р и н с к и й
М.И.]., Египетские иудеи, ХЧ, 1870, № 7; *Л е б е д е в А.П., История
Вселенских Соборов, ч. 1. Вселенские соборы 4 и 5 вв., СПб., 19043;
Л е о н а р д о в Д., Теория боговдохновенности Библии в александрийской
школе, ВиР, 1906, № 1-4; Л у р ь е С.В., К истории эллино-иудейского
просвещения в Александрии, в сб.: Историч. обозрение, СПб., 1893,
т. 6; ПБЭ, т. 1, с. 512-19; Enc.Kat., t. 1, s. 347-48; ODCC, p.35-6.
|