Ко входуБиблиотека Якова КротоваПомощь
 

Православие. Казанская епархия

См. Татария.

Житие Гурия и Варсонофия Казанских.

1904, суд над укравшим Казанскую икону.

Герман Казанский (1567)

Cм. о истории почитания Казанской иконы.

Еп. с 1988 Анастасий Меткин.

История о Казанском царстве (Казанский летописец). ПСРЛ, том XIX. 1903.

2 октября 1552 г. История о взятии Казани.

Овсянников А.П. Свадебные обряды жителей г. Казани. Казань, 1885. 35 с.

Лебедев Е.М. Спасский монастырь в Казани. Казань, 1895.

Казань:

Церковь Серафима Саровского. 2002. .Казань, Горки - 2, ул.Сафиуллина,7 тел.69-97-07, 69-97-17. Проезд: тролл. 9,11,12,15; авт. 43,49,71,85 - ост. "Сафиуллина". Богослужения совершаются ежедневно в 8.00 и 17.00. Хороший указатель материалов по преп. Серафиму.

Католический и очень активный сайт прихода Св. Креста

Алексея митрополита храм в поселке Алексеевское (респ. Татарстан). Сайт с 2001 г., неплох.

Официальный сайт епархии - адресок хорош: http://www.eparhia.ru.

Свящ. Вл. Трушков. 2002. Странный сайт, но пустоват.

правосл. газета "Собрание". Свящ. Серг. Титов.

 


В 1555 г. по указу царя Ивана Грозного при Московском митрополите Макарии соборным определением была учреждена Казанская епархия, на которую в сане архиепископа Казанского и Свияжского был назначен игумен тверского Селижарова монастыря Гурий (Руготин), отправившийся в Казань с архимандритами Варсонофием и Германом и "наказной памятью": "в крещение неволею не приводить, обращаться с иноверцами кротко, с умилением, жестокостей им не чинить, а при необходимости освобождать их от суда воевод и наместников". В иерархическом отношении Казанская епархия, относившаяся к Московской митрополии, заняла среди восточно-русских епархий третье место после Москвы (митрополии) и Новгорода (архиепископии). Однако имперские управленческие практики давали о себе знать, и метод насилия в отношении "иноверцев" применялся довольно широко.

Территориально Казанскую епархию составили: на юге-западе - до реки Суры - Нагорная сторона (Козьмодемьянск, Васильсурск, Чебоксары, Цивильск, Свияжск, Тетюши) и Луговая сторона (Санчурск, Царевококшайск); на северо-западе - все земли до р. Ветлуги; часть Вятских земель до середины течения р.Вятки, которые с 1658 года отходят к новоустроенной Вятской епархии; на востоке - земли Казанского, Астраханского, отчасти, Сибирского царств (с 1586 г. вошла Уфа и Бирск); на юге - земли Астраханского царства до Терского городка на р.Терек, которые с 1602 года отходят к новообразованной Астраханской епархии. К 1917 г. территория Казанской епархии ограничивалась пределами Казанской губернии.

Архиепископы, носившие титул Казанские и Свияжские (с 1556 по 1602 гг. - Казанские и Астраханские, с 1799 по 1832 гг. - Казанские и Сибирские), управляли Казанской епархией до 1589 г., когда Казанская архиепископия была преобразована в митрополию. Первым митрополитом стал святой Гермоген, впоследствии - Патриарх Московский и всея Руси. Именно св.Гермогену принадлежит заслуга составления описания чудесного обретения Казанской иконы Божией Матери (в чем он сам участвовал) и чудес от этой иконы. Именно св.Гермоген, в бытность свою Казанским митрополитом, обрел в 1595 г. мощи Казанских святителей Гурия и Варсонофия и добился прославления их в лике общероссийских святых.

Казанская икона Божией Матери была обретена 8 июля 1579 г. (при архиепископе Иеремии) десятилетней девочкой Матреной. Новообретенная икона крестным ходом была перенесена в храм священником Ермолаем (ставшим впоследствии св.Патриархом Гермогеном) и очень скоро через этот образ были явлены многочисленные чудотворения.

Подлинник иконы находился до июня 1904 г. в Казанском Богородицком монастыре, откуда неким Чайкиным была похищена. Но и доныне неизвестна судьба чудотворной иконы. Следствию не удалось доказать факт уничтожения иконы, кроме того, некоторые историки предполагают, что был похищен список, а подлинник был еще в 1612 г. отправлен в Москву.

После св.Гермогена Казанскую кафедру возглавил митрополит Ефрем, пославший в 1612 г. ополчению Минина и князя Пожарского список с Казанской иконы Божией Матери. Именно этой иконе впоследствии приписывалось чудесное избавление Москвы от поляков (память этого события совершается в Русской Православной Церкви 22 октября ст.ст. (4 ноября н.ст.). Митрополиту Ефрему в 1613 г. принадлежала вся полнота Патриаршей роли. Именно он в 1613 г. венчал на царство Михаила Феодоровича Романова, первого из Дома Романовых; подпись митрополита Ефрема стоит первой под Уложенной грамотой. Ныне мощи митрополита Ефрема, обретенные в 1955 г., почивают в особой раке в Нижнем храме Петропавловского собора.

С 1732 г. Казанской епархией управляли архиепископы, а с 1738 г. по 1762 г. - даже епископы (известный излишней ревностью в насаждении христианства епископ Лука (Канашевич) и епископ Гавриил (Кременецкий)). После миссионерских трудов Казанских первосвятителей процесс христианизации Казанского края почти прекратился, и только митрополит Тихон (Воинов), пребывавший на Казанской кафедре с 1699 по 1724 гг., продолжил эту деятельность: с 1701 по 1795 гг. добровольно крестились 3683 черемиса, для новокрещенных было открыто 7 церквей и инородческая школа. Много потрудился на ниве духовной миссии иеромонах Алексий Раифский, позже - настоятель Свияжского Успенского монастыря. В 1718 г. была открыта школа для детей духовенства, преобразованная в 1732 г. в Казанскую духовную семинарию. За время существования новокрещенской конторы (1731-1764 гг.) было крещено 406792 инородца, всего же к началу 19 в. в Казанской епархии насчитывалось 575 тысяч крещенных чуваш, мордвы, черемис, татар и вотяков. Частично, это об'ясняется правительственными льготами, которые привлекали иноверцев ко крещению. Насильственные же меры, бывшие большей частью частной инициативой отдельных архиереев, приводили только к массовым отпадениям от христианства.

С 1744 г., после церковной реформы Петра I, Казанский архиерейский приказ преобразовался в Казанскую духовную консисторию. По штатам 1764 г. Казанская епархия была причислена ко 2-му классу. Штатных монастырей в Казанской епархии стало 11: один - первого класса (Свияжский Успенский мужской монастырь), два - второго класса (Спасо-Преображенский мужской и Казанский Богородицкий женский), восемь - третьего класса; другие монастыри были оставлены заштатными (то есть существовали без казенных дотаций, только на епархиальные средства). В 1782 г. в Казанской епархии насчитывалось 1117 церквей (для сравнения: Московская епархия имела только 814 церквей).

Казанская духовная семинария трудами архиепископа Амвросия (Подобедова), находившегося на Казанской кафедре с 1785 по 1799 гг., была поставлена столь высоко, что в 1797 г. она была возведена в достоинство академии (с 1818 по 1842 гг. временно существовала в статусе семинарии). При архиепископе Амвросии (Протасове) (1816-1826) было открыто Казанское отделение Библейского общества для переводов Священного Писания на местные языки. В 1914 г. на татарский язык был переведен Новый Завет, в 1819 г. - первая из корпуса ветхозаветных книг (Бытие). С 11 апреля 1830 г. при архиепископе Филарете (Амфитеатрове) (1828-1836), ставшем впоследствии Киевским митрополитом, была учреждена особая инородческая миссия. В 1847 г. при Казанской духовной академии открывается переводческий комитет, в 1854 г. - три миссионерских отделения. Для поддержки миссионерского образования 4 октября 1867 г. было учреждено православное братство святителя Гурия.

Именно в это время развивается деятельность известного миссионера и переводчика, "апостола Казанских инородцев" Н.И.Ильминского, трудами которого были открыты: Центральная крещено-татарская школа (1864 г.) и Инородческая семинария (1872 г.). Помимо перечисленных духовно-учебных заведений Казанской епархии, были следующие: двухгодичные миссионерские курсы (с 1889 г.) при Спасо-Преображенском монастыре; Казанское (с 1818 г.), Чебоксарское (с 1818 г.) и Чистопольское (с 1829 г.) мужские духовные училища; женское училище духовного ведомства (с 1852 г.) для дочерей священнослужителей Казанской, Вятской и Пермской епархий; епархиальное женское училище с сиротским приютом (с 1889 г.).

При архиепископе Григории (Постникове) (1848-1856) в фонды Казанской духовной академии поступает древняя библиотека Соловецкого монастыря, в 1851 г. учреждается "Православный Собеседник", вокруг которого впоследствии сплотилась целая плеяда известных ученых: историки Е.А.Будрин, Ф.А.Курганов, А.А.Царевский, П.А.Юнгеров, Л.И.Писарев, В.А.Керенский, А.П.Щапов, правовед И.С.Бердников, этнографы, ориенталисты и миссионеры Н.Ф.Катанов, М.А.Машанов, Н.И.Ильминский, протоиерей Евфимий Малов, философ В.И.Несмелов и др. Газета "Известия по Казанской епархии" существовала с 1867 по 1919 гг., "Церковно-общественная жизнь" - с 1905 по 1907 гг. Расцвету духовного образования способствовало ректорство с 1805 по 1900 гг. епископа Антония (Храповицкого), будущего первоиерарха Русской Православной Церкви за границей. Помимо названных журналов, в Казани в разное время издавались: еженедельник "Церковно-общественная жизнь", "Миссионерский противомусульманский сборник", "Миссионерское обозрение".

Казанскому архиепископу (или митрополиту) в управлении епархией помогали викарные епископы. Первым возникло Свияжское викариатство в 1799 г. (но в 1822 г. было отменено), затем возникло Чистопольское (в 1899 г.), Чебоксарское (в 1853 г.), Мамадышское (в 1907 г.). Все викарные епископы проживали в Казани: Чистопольский был ректором академии, Чебоксарский -настоятелем Кизического монастыря, Мамадышский - Спасо-Преображенского. Административно каждый из 12 уездов Казанской губернии делился на несколько благочиний (от 2 до 5) приходских церквей. Отдельно существовало 3 благочиния монастыря. Все благочиния входили в благочинный совет при Казанском архиерее. В 1909 г. православных в Казанской епархии насчитывалось 1546844 человека, церквей соборных - 18, приходских - 636, домовых - 37, всего - 739. Часовен начитывалось 336. Духовенства: протоиереев - 33, священников - 770, диаконов - 279, псаломщиков - 770, церковно-приходских попечительств - 609; церковных школ: двухклассных - 7, одноклассных - 470, школ грамоты - 225. Всего церковных школ было 589, учащихся в них - 27983. В Казани действовало 5 мужских и 2 женских монастыря.

К периоду 1917 г. в Казанской епархии насчитывалось: церквей - 794, монастырей - 27, часовен - 419; духовенства белого (женатого) - 4554 человека, черного (монашествующих): монахинь - 202, монахов - 1601. Единоверческого духовенства - 26 человек. С мая 1917 по 1918 гг. Казанская духовная консистория преобразуется в Епархиальный совет, а затем - в епархиальное управление. После издания декрета Советской власти об отделения Церкви от государства начинается отчуждение монастырских и церковных земель, закрытие домовых, а затем и приходских церквей, репрессии духовенства (уже в 1918 г. было расстреляно 32 священнослужителя). Были реквизированы: свечный завод, здания духовных учебных заведений, последнее из которых, где размещалась Казанская духовная академия, было закрыто в 1921 году.

С сентября 1918 г. - момента ухода с белочехами митрополита Иакова (Пятницкого), пребывавшего на Казанской кафедре с 1910 г., и до апреля 1920 г., когда был назначен митрополит Кирилл (Смирнов), Казанской епархией временно управлял епископ Чистопольский Анатолий (Грисюк). С августа 1922 г. митрополит Кирилл - в постоянных ссылках, и Казанской епархией управляли: епископ Иоасаф (Удалов), епископ (с 1929 г. - архиепископ Казанский и Свияжский) Афанасий (Малинин), не имевшие, впрочем, Епархиального управления. Одновременно с 1923 г. в результате обновленческого раскола, инспирированного светской властью, в Казани возникает обновленческое Епархиальное управление во главе с обновленческим архиереем, также носившим титул "Казанский и Свияжский". С 1938 г. обновленческое Епархиальное управление было ликвидировано. За период с 1920 по 1938 гг. в Казанской епархии в качестве правящих и викарных архиереев побывало около 20 человек, что об'ясняется частыми перемещениями и арестами епископата. Возникшая путаница об'ясняется не только имевшими место в это время обновленческим, григорианским и пр. расколами, но и изменениями границ епархии. С 1924 г. от Казанской епархии отошла Марийская область (позже вновь вошедшая в ее состав), а затем и Чувашская.

Большинство монастырей епархии было ликвидировано в 1928 г., массовые репрессии духовенства пришлись на 1918, 1922, 1931-33, 1936-38 годы.

После 1938 г. Казанской епархией управлял архиепископ Андрей (Комаров); в течение 10 лет кафедральным собором была единственная действовавшая в Казани церковь Ярославских чудотворцев (на Арском кладбище). Начиная с 1938 г. и по настоящее время епархия управлялась одним архиереем без викарных епископов.

В годы Великой Отечественной войны верующие епархии пожертвовали значительные денежные суммы на нужды армии. В 1947 г. при архиепископе Гермогене (Кожине) кафедральным собором стал Николо-Покровский храм. Среди послевоенных Казанских иерархов следует особо отметить очень почитавшегося верующими архиепископа Сергия (Королева), бывшего епископа Пражского, вернувшегося в 1950 г. из эмиграции и занимавшего Казанскую кафедру в течение двух лет (1950-1952). Другим уважаемым иерархом послевоенного периода стал архиепископ Михаил (Воскресенский), известный тем, что вместе с еще шестью иерархами подписал в 1961 г. известное письмо архиепископа Гермогена (Голубева) с требованием пересмотра Положения об Управлении Русской Православной Церкви (принятого под давлением светских властей) и проведения церковных реформ.

С 1989 г. Казанской епархией управляет епископ (с 1996 г. - архиепископ) Анастасий (в миру - Александр Михайлович Меткин), носящий, после выделения 11 июня 1993 г. из состава Казанской епархии новоучрежденной Марийской, титул Казанского и Татарстанского.

В Казани действовало два храма до 1989 г., когда епархии был возвращен Петропавловский собор. В 1991 г. был возвращен Раифский монастырь, в 1994 г. - Варваринская и Софийская церкви Казани, в 1996 г. - Макарьевский монастырь, Тихвинская церковь (переданная крещено-татарской общине), в 1997 г. - Пятницкая церковь (переданная чувашской общине), Седмиозерная пустынь, Свияжский Успенский монастырь, Евдокиинская церковь. Подобный же процесс постепенного возвращения некогда насильно отчуждаемых храмов наблюдается по всей республике.

В сентябре 1997 г. открыто Казанское духовное училище, которое предполагается в скором времени преобразовать в духовную семинарию. С 1996 г. существует Набережно-Челнинский филиал Московского Свято-Тихоновского богословского института; в существующих воскресных школах традиционно большое внимание уделяется воспитанию детей.

С 1993 г. в Набережных Челнах выходит ежемесячная епархиальная газета "Благая весть", преобразованная в 1995 г. в "Казанские епархиальные ведомости".

На 1 января 1997 г. в Республике Татарстан зарегистрировано 168 религиозных общества Русской Православной Церкви Московской Патриархии. На территории республики действует пять благочиний (с центрами в Набережных Челнах, Елабуге, Чистополе, Арске, Пестрецах) и пять монастырей: четыре мужских - Раифский, Иоанно-Предтеченский (Казань), Свято-Вознесенский Макарьевский (под Свияжском), Свияжский Успенский; один женский - Богородицкий в Елабуге.

В период с 31 августа по 2 сентября 1997 г. Казанскую епархию посетил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, который побывал в храмах Казани, встречался с мусульманским духовенством и Президентом Татарстана М.Ш.Шаймиевым.

Благодарим А.В.Журавского за предоставленный материал.
Статья опубликована в Справочнике "Религиозные объединения Республики Татарстан" (издание Совета по делам религий при Кабинете министров РТ, Казань, 1997).

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова