Культ Сталина — прямое воспроизведение культа Ленина. Ноябрь 1918 года, «Известия» о Смольном: «Останавливает внимание посетителей поставленный при входе на второй этаж тонкой художественной работы бюст вождя нашей Революции тов. Ленина».
На месте покушения Каплан рабочие ставят стелу с надписью:
«Пусть знают угнетенные всего мира, что на этом месте пуля капиталистической контрреволюции пыталась прервать жизнь и работу вождя мирового пролетариата Владимира Ильича Ленина».
В 1919 году в Орле ставится памятник Ленину в традициях курортного зодчества по проекту Г.Алексеева.
К 1920 году количество памятников Ленину исчисляется десятками. Тверь, Осташков, Калязин, Ржев, Уфа, Александров, Череповец, Меленки. В 1920 году — Казань, Луганск.
Весной 1919 года 1919 года киевская газета «Бiльшовик» писала: «Будут поставлены 8 бюстов вождей пролетариата: на Софиевской площади — Ленина и Троцкого, на Думской пл. — Карла Маркса, на б.т.н. (бывшей, так называемой) Царской площади — Тараса Шевченка, на Печерске — Свердлова; на Театральной площ.– Карла Либкнехта; на Б. Васильковской ул. — Энгельса, и на Подоле, на Александровской пл. — бюст Розы Люксембург».
Ленина изваял тот же скульптор, который ваял святую княгиню Ольгу, Федор Балавенский. Но эти шедевры были уничтожены после освобождения города.
О текстах и говорить нечего. Демьян Бедный в мае 1918 года в «Правде» называет работы Ленина «святой Библией труда» — вполне возможно, что именно поэтому Ленин так заинтересованно изучает «Правду» на известной фотографии. В том же году Талдом переименовали в Ленинск. Ленин приказал как-то «спустить на тормозах» поток славословий в свой адрес, но расстрелом за неисполнение не пригрозил, как обычно делал, так что тормоза не включили. К 50-летию Ленина пошёл водопад елея, он не возражал. Но когда Горький назвал Ленина мыслящей гильотиной, Ленин рассвирепел и обвинил бедолагу в антикоммунизме.
Правда, в 1920 году какие-то недоброжелатели карикатуриста Дени переиздали в «Красном перце» его карикатуру на Ленина лета 1917 года.
Дени в ужасе добрался до Крупской, та к Ленину, Ленин отмахнулся: мол, вздор. Но памятники себе сносить не приказал.
На шарже Дени Ленин не очень похож на себя. Возможно, Дени его и не видывал. Что это именно Ленин, следует из подписи, перечисляющей главные даты большевистских попыток захватить власть.
Функция культа личности вовсе не в оболванивании народа. Культ личности — средство внутриклановой борьбы. Апелляция к фигуре вождя есть средство добиться победы над врагом. Конечно, такое возможно лишь при наличии живого вождя, высшего арбитра, который и решает, чья интерпретация верна. Именно такова была функция культа личности Ленина в 1923 году и после (о чём см., к примеру, статью А.Юрганова).
Поскольку реальных содержательных разногласий между кланами не было и быть не могло, никто ни о каком освобождении, коммунизме, социализме и не помышлял, шла тупая борьба за дубинку, постольку и спор принимал «превращённую», мистифицированную форму. Народ же, не относящийся к номенклатуре и аппаратчикам, не имел никакого права участвовать в полемиках о ленинском наследии. Народ был обязан просто принимать к сведению итоги — как было сформулированы выводы из очередного столкновения пустословий, и выставлять соответствующие словесные и изобразительные знаки для сведения Тех, Кому Надо.
Полезно помнить, что это не впервые было в истории. Споры о догматах в IV века, тем более, позже, тоже носили такой же характер, и не случайно как раз великие богословы от этих споров старались держаться в стороне либо пытались максимально быстро их завершить. Не было бы императоров и раздач денег и власти, не было бы и споров. Ничто так не оскорбляет Христа как культ личности Христа.
Это очень любопытный раздел коммуникации внутри антикоммуникационных структур. Как тоталитарный социум, построенный на омерте и лжи, производит коммуникацию? Он берет некоторую тему и обсуждает ее. В современной России это, к примеру, крымнаш. Или что-то более тонкое - уровень инфляции, обнуление...
Странный памятник Ленину в Кременчуге не так уж странен. Он повторяет в скульптуре рисунок, на котором Ленин очищает земной шар от буржуев.
Более того, он удачно воспроизводит геометрию пирамиды, как и памятник в Орле. Можно предположить, что пирамида воспринималась как символ власти. Вот несколько иллюстраций. Надо помнить, что как раз в начале ХХ века стала популярна гимнастика вообще и пирамиды из гимнастов в частности. Но и до этого живые пирамиды были (а в Испании остаются) популярным развлечением. 1910 - американский оригинал, Радаков - русская переделка. Сол Стейнберг, 1980-е. И памятник Ленину в Орле, 1918, чтобы было понятно, что пародирует Стейнберг. Сталинская пирамида с винтовками и пирамида 1980 года на олимпиаде в Москве. Если кто укажет еще, буду рад.Вот не могу найти репродукцию картины из собрания Григорьянца - пирамида чиновников. Там, правда, кажется, скорее в чехарду играют...