«Яков

Оглавление

Наркотики. Каждение. Опиум народа?

В 2020 году израильские учёные Эран Арье, Барух Розен и Двори Намдар опубликовали статью об использовании каннабиса (марихуаны) при богослужении в храме VIII века до р.Х. в Араде. Они проанализировали остатки сгоревшего вещества на небольшом алтаре.

Арад (Тель-Арад) был раскопан в 1963-1967 годах, он считается аналогом храма в Иерусалиме: ориентация по оси восток-запад, деление пространства. Есть в нём и два небольших, без «рогов» на углах, алтаря для курений.

Религия опиум народа!

Обкурились.

Стали видеть то, чего нет.

Правда, Голландия, где марихуана легальна, отнюдь не славится обилием визионеров.

Меньше всего мистиков и видений среди священников. Не только сейчас, в древности тоже. Видимо, в священники набирали тех, кто, понюхав каннабиса, обнаруживал устойчивость к дурману.

Пророчицы древних греков, правда, бывали одурманены, но и пророчества у них бестолковые. А может, потому и бестолковые, что и в одурманенном состоянии они сохраняли благоразумие.

Самый страшный опиат в мире это сам человек. Способность к самообману почти так же велика, как способность узнавать правду. Почти. Вот в этом «почти» вся религия, наука и нравственность. К тому же самообман штука глубоко личная, налицо большая конкуренция самообманов.

Адам и Ева сперва согрешили, потом, возможно, обкурились. Никогда химия не определяла человека. К сожалению или к счастью. Свобода первичнее. Конечно, изучение истории агрессии – войн, казней, пыток – вызывает желание обругать человечество: «Да они что, в своём уме?» В своём, в своём. Вменяемое. Способно отличить кайф от счастья и глюки от Бога. Поразительно не то, что на такое различение требуются подчас тысячелетия, а то, что и в наши дни безо всякой марихуаны, только на страхе, алчности и жажде доминирования люди ведут себя как обкуренные и попадают из истории в истории. А с другой стороны, что тут поразительного? Свобода-с!

См.: Арад - История человечества - Человек - Вера - Христос - Свобода - На первую страницу (указатели).

Внимание: если кликнуть на картинку в самом верху страницы со словами «Яков Кротов. Опыты», то вы окажетесь в основном оглавлении, которое служит одновременно именным и хронологическим указателем

https://doi.org/10.1080/03344355.2020.1732046

<