«Яков

Оглавление

11 сентября 2001 года: месть как кощунство

К десятилетию катастрофы 11 сентября 2001 года американцы убили Усаму бен Ладена (2 мая, в Пакистане) и построили мемориал на месте разрушенных небоскрёбов.

В телерепортаже мемориал на месте башен-близнецов абсолютно напоминает два американских унитаза, в которых идёт непрерывный слив воды. Вспоминается финал кинофильма «Маски», где злодея смывают в бачок. Видимо, именно этот эпизод породил в русском языке новое значение слова «слив», «слить».

Память жертв 11 сентября не просто омрачена, а кощунственно залита кровью мщения. Вместо христианского прощения до полусотни раз – за каждого погибшего убито семеро, а то и семьдесят. В итоге - нравственная инфляция. Месть обесценивает то, из-за чего месть. Апофеоз эгоизма, испуга, агрессии. В телеинтервью родственница кого-то из погибших радовалась мемориалу: «Наконец-то есть куда прийти помянуть». О том, есть ли какой-нибудь пуштунской женщине куда прийти помянуть своих мужа и детей, убитых её соотечественниками в угаре мести за 11 сентября, она не задумывается. Глобализация использована для дистанцирования от зла: скорбящий получает возможность не видеть, не обонять, не знать о том, как за тридевять земель мстят во имя его скорби. Впрочем, военная цензура с милитаристскими розовыми очками и до глобализации были.

Месть убивает злодеев, месть убивает невинных, но самое главное – месть убивает того, за кого мстят, превращая скорбь об отомщённых в людоедское лицемерие. Хотя с точки зрения этики такое людоедское лицемерие всё же лучше неприкрытого, циничного российского людоедства.

Месть – это грех. Это означает, что месть старается замаскировать себя. Прежде всего, месть пытается представить себя не эмоциональной вспышкой, а рациональным актом. «Я не мщу, я навожу порядок» («преследую террористов» и т.п.). Так месть и есть по определению религиозный, магический акт «восстановления гармонии» в космосе. Но у греха всегда бывают «хвостики». В случае с американцами для меня такой «хвостик» – фотография Обамы и генералов, наблюдающих расправу с Бен Ладеном.

Что до «единичности» гибели мирных жителей… Официальных данных нет, что само по себе показательно. «Как отмечает британская газета «Обсервер», в ходе самостоятельного расследования чиновнику ООН удалось, например, установить, что один из воздушных налетов американских военных в западной части Афганистана (данные о котором не были обнародованы) привел к гибели 60 детей. В целом же, по оценкам самих ВВС США, на землю Афганистана только в июне-июле 2008 года сброшено 272 тонн бомб – эта цифра сопоставима с объемом бомбежек во всем 2006 году». «По данным ООН, в 2008 году в результате боевых действий погибли около 2118 мирных афганцев, что на 40 процентов больше, чем в предыдущем году». Это так, наугад. Единичные случаи… И вот чиновники Евросоюза беспокоятся, ООН беспокоится, даже американский президент сожалеет о мирных жертвах – но продолжает посылать бомбардировщики, так что сожалению этому грош цена. А русский интеллектуал – ничего, хладнокровен. «Единичные жертвы»…

Амиши — любопытный пример отказа от насилия людей, у которых всё действительно «заточено» под семью. Парадокс в том, что за войну как средство защиты семьи обычно выступают люди, у которых либо нет семьи, либо война в семье. Кто требует защитить ребёнка от опасностей, обычно спокойно этого самого ребёнка порет и бьёт смертным боем. Чтобы подготовить к службе в армии…

См. фильм 2020 года о безвинно отправленных в тюрьму жертвах мстительности за 11 сентября.

См.: Милитаризм - История человечества - Человек - Вера - Христос - Свобода - На первую страницу (указатели).

Внимание: если кликнуть на картинку в самом верху страницы со словами «Яков Кротов. Опыты», то вы окажетесь в основном оглавлении, которое служит одновременно именным и хронологическим указателем