Пишущих, даже шире, говорящих, публично выступающих людей можно делить по критерию «казенно/от души», «скучно/увлекательно». Можно делить и по другому критерию «верно/неверно».
Проблема в том, что две системы оценок так же не совпадают как запах и цвет. Может быть увлекательно и неверно, может быть скучно и все-таки верно.
Правда, обычно «казенно» — надежный маркер ошибочности или, по меньшей мере, неполной адекватности. Проблема с казенностью не в том, что она про неправду, а в том, что она про неполную правду.
Казенность хороша уже тем, что её увлекаются карьеристы-конформисты, тех, кто хочет сделать казенную же карьеру. Тут вопросов не возникает. Кстати, у казенного православия множество приверженцев, которые им наслаждаются как пьяница водкой. По разным причинам, о которых достаточно сказали атеисты XIX века, а в наше время прибавилось еще и то, что страна с Ленина стала тоталитарной и теперь пространство для неказенного резко скукожилось.
Зато особенно ценятся казенные идеологи, которые умеют выражаться красочно — Радек, Кольцов, Эренбург (это который «Убей немца»), Павловский, Жириновский, Кураев. Начальство морщится, но юзает. Иногда расстреливает, иногда… В общем, скучная история. А людям (ударение на втором слоге) приятно: вроде бы и живенько, но и думать не побуждает, наоборот. Просто слушай, вливайся, наслаждайся, и при этом ты чуть ли не борец с казенщиной. Да нет, не борец. Те же щи, вид в профиль.
К примеру, скажет казенный проповедник: «Не надо поклоняться старцам!» — восторг. Смело же сказал, и верно! Или загнет из Леонида Андреева 1907 года: «Иуда — лучший ученик Христа!» О, сколько восторга! Как ново! Потрясение основ!
Правда, это неверно, как с точки зрения науки, так и с точки зрения христианства и, главное, Господа Иисуса Христа, Который тут заслуживает быть выслушанным. А еще оправдание предательства — то есть, софизм уже изготовлен и при случае может быть приноровлен к очередному Иуде. Мол, он лучший друг, просто у него особо важная, импоссибильная для простых смертных миссия.