«Женщина в толпе сказала ему: Блаженно чрево, которое выносило тебя, и [груди], которые вскормили тебя. Он сказал ей: Блаженны те, которые услышали слово Отца (и) сохранили его в истине. Ибо придут дни, вы скажете: Блаженно чрево, которое не зачало, и груди, которые не дали молока» (евангелие Фомы, 79).
У Луки этот рассказ чуть иначе:
«Когда же Он говорил это, одна женщина, возвысив голос из народа, сказала Ему: блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие! А Он сказал: блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его» (Лк. 11, 27-28).
При этом у двух других синоптиках отсутствует упоминание о реплике женщины. Вообще её нет! И это, кажется, нечастый случай, когда можно уверенно сказать, что у Луки и Фомы первоначальный вариант. Потому что в основе тут образ — слово как молоко. Метафора есть и у апостола Петра:
«Как новорожденные младенцы, возлюбите чистое словесное молоко, дабы от него возрасти вам во спасение» (1 Птр 2, 2).
Без аналогии, у Матфея и Марка, выходит странно и грубовато: Иисус, узнав, что к Нему пришли родные, показывает на слушателей и говорит:
«Кто будет исполнять волю Божию, тот Мне брат, и сестра, и матерь».
Почему вычеркнули сравнение? Видимо, показалось неприлично. Патриархальное ж общество! При слове «соски» носители патриархальщины краснеют, смущаются и закрывают рот ладонью. Ещё бы: соски — это вам не мифическое недостающее женское ребро, а наглядное доказательство того, что мужчины от женщины, а не наоборот.
На вопрос, какой из вариантов — Луки или Фомы — точнее, ответ не нужен. Ведь вариант Фомы есть и у Луки, только в другом контексте:
«Приходят дни, в которые скажут: блаженны неплодные, и утробы неродившие, и сосцы непитавшие!» (23, 29).
Предсмертные, между прочим, слова!
У Луки или Фомы вариант более осмысленный? В принципе, наиболее осмысленным был бы комбинированный вариант:
«Когда же Он говорил это, одна женщина, возвысив голос из народа, сказала Ему: блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие! Он сказал им в ответ: матерь Моя и братья Мои суть слушающие слово Божие и исполняющие его. Ибо придут дни, вы скажете: Блаженно чрево, которое не зачало, и груди, которые не дали молока.»
При этом сохраняется и смысл образа: слушать Бога — как беременеть, выполнять услышанное — как рожать и кормить ребёнка. И очень характерное для Евангелие: не откладывайте на завтра ничего, потому что завтра может просто не быть.
Проблема с ханжеством — и, шире, с религиозной легковесностью — в том, что оно пытается кормить неродившегося ребёнка. Слушать — это не однократный молниеносный процесс, это и в вечности будет, и даже больше будем слушать Бога, чем сейчас, потому что это само по себе высшее наслаждение. А кормить голодных и подставлять щёки — это как раз временное, в раю это будет просто ненужно. Довольно грозное предупреждение для прагматиков, которые считают брак без детей неполноценным.
Тем не менее, если соединить изречения, как это сделал Фома, появляется опасность элементарного женоненавистничества. Лучше не иметь детей не потому, что скоро конец (таково значение Лк. 23, 29), а потому что Богу не нравится «женское дело». Про «женское дело» — это у Климента Александрийского (Строматы, 3, 63, 2). Климент цитировал евангелие египтян, в котором Саломея говорила Иисусу, что поступила угодно Богу, сохранив девственность.
А ведь почитание Матери Божией — это почитание рожавшей, которая при этом воспринимается как не рожавшая. Кормившей — как не кормившей. Неужели Мария для верующего хороша исключительно как инкубатор? К себе тоже так будем относиться — сделал что-то, наклей в тетрадочку рисуночек. Тут, скорее, уместно вспомнить другие слова Спасителя: «Когда исполните все повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать» (Лк. 17, 1.). Это и есть «нет ни мужского, ни женского, ни эллина, ни иудея, ни правого, ни левого». Ракета не тащит с собой ступени с топливом, а сбрасывает их. Что сделано — забываем и летим дальше. И «слово Отца» — не о том, что не надо лететь, а о том, что полёт бесконечен. И это — благая весть, какой не была бы весть о том, к примеру, что женщина в раю будет рожать ежегодно. Вечно — ежегодно. Ежегодно — вечно. Брр... Найдётся у вечности и другое применение.