Ср.: Иисус по имени Ангел.
Спасение — это восстановление общения, но с кем общение? С Богом? Да нет, с людьми, с природой, с животными, с камнями. Прежде всего — с собой, затем — с людьми. Именно это более всего разрушено. Считать, что спасение есть исключительно богообщение: вот 144 тысячи праведников поклоняются престолу Агнца, не глядя друг на друга, это детство веры.
С одной стороны, общение с Богом просто невозможно. Бог есть Бог. То, что совершается между человеком и Богом, это тайна, которую любые слова передать не могут, потому что слова — для общения людей друг с другом.
К природе это тоже относится: тем и слабы все пантеизмы и натуролатрии, что они и природу не понимают, и людей принижают.
С другой стороны, общение с Богом совершается безо всякого усилия, просто так — это и называется благодатью. Совершается по воле Божией, бесконечно разнообразно, и в этом разнообразии есть, к сожалению, то, что переживается как «отсутствие благодати», хотя на самом деле благодать присутствует всегда. В отличие от нас. Мы живём так, что перестаём её чувствовать. Как психопаты, скажем прямо. Кидаемся на всех, бьём посуду, кричим — ну что тут Богу делать? Он делает вид, что Его нет. Стушёвывается. А мы жалуемся — ах, в самый момент, когда мне плохо, благодати-то и нетути.
Ангелы как сгустки благодати, как лучи света — они соединяют всех с Богом и друг с другом. Общение — как свет, который не избирателен и расширяется во всех направлениях, соединяя всех, но останавливается перед теми, кто поворачивается к нему спиной.