«Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам» (Мф 12:31).
«Хула на Духа Святого» такой страшный грех, такой страшный, непростительный, хула на Иисуса простится, а этот не простится!
Спокойно! Без паники!!
Во-первых, коли уж на то пошло, Иисус обещает геенну огненную довольно часто: не покормил бомжа — марш, поглядел на девушку с сочувствием — марш, ответил ударом на удар — марш. Во-вторых, уже сама грандиозность этого греха заставляет подозревать, что совершить его довольно трудно. Похулить Духа Святого — это надо быть крепко верующим человеком! Кто отрицает бытие Бога, тот так же не может похулить Духа Божия, как слепой не может быть снайпером. Иисус обращал эти слова к глубоко верующим единоверцам, которые так глубоко верили в единство Божие, что не могли поверить, что Иисус — Сын Божий. Трудно поверить в невероятное.
К счастью, почти во все невероятное вовсе и не нужно верить. Даже нужно не верить в невероятное, чтобы сбережённые силы потратить на веру в единственное реальное невероятное: Христа.
А что до хулы на Духа Святого, то это просто: когда человек не молится, это она и есть. Когда мы не ждём, что Бог может сделать добро, а потому Его и не просим, — вот хула на Духа Божия. Когда мы не благодарим Бога за сделанное Им — вот, пожалуйста, хула на Духа. Когда Дух обнимает нас, а мы не замираем в этих объятиях, а мы все продолжаем крутить свой хула-хуп, — вот грех, непростительный, как поддельный кагор.
Гарегин I (1932-1999) так размышлял о хуле на Духа:
«Это случается, когда из-за своей личной закрытости люди не принимают Святого Духа, не вслушиваются в Его повеления. Именно этот смысл я вкладываю в слово «равнодушие». В проповедях я часто повторяю: Церковь провозгласила семь смертных грехов, но есть ещё один — грех равнодушия! Человек замыкается в самом себе, он не хочет открыться Богу и поэтому не может открыться людям, участвовать в их жизни. Бог является Богом вовлечённости, участия; Воплощение — это вовлечённость Бога в человеческую жизнь. Поэтому человек, не участвующий в жизни других людей, отвергает само основание христианской веры — вовлечённость, основанную на любви» (Гуайта Дж. Жизнь человека: встреча неба и земли. Беседы с Католикосом Всех Армян Гарегином I. М., 1999. С. 34).
Только надо помнить, что бывает вовлечённость, основанная на властолюбии и гордыни; различие двух состояний, между прочим, очень трудно уловить, особенно изнутри. Поэтому и молишься Духу, что в каждую минуту рискуешь заботиться о другом не из любви, а из жажды обладания.
Прекрасный пример хулы на Духа Святого — крепкое словцо одного священника, очень интеллигентного, о других интеллигентных людях, которые ему не нравились: «Они для Святого Духа непромокаемые».
Здесь сплетаются две бесчеловечности: бесчеловечность гордыни, полагающей, что Дух тебя промаслил, потому что ты Ему позволил, и бесчеловечность ненависти — мол, а вот другие не позволяют...
Всякий может быть промокашкой пред Богом!
К счастью, если такое говорят в безличной форме, это не очень разрушительно для говорящего. Сглупил в сердцах, — Бог милостив. Сказать такое о конкретном человеке — это уже почти забронироваться от Духа...
Кузнецова (2000, с. 80):
«Сам факт, что человек испытывает страх и сомнения, не согрешил ли он против Святого Духа, свидетельствует о том, что он не совершал такого греха. ... Вероятно, непростительный грех клеветы на Святого Духа способны совершить только религиозные наставники».
Скорее антиклерикализм, чем толкование текста, но по сути верно: не всякий человек может всяким грехом совершить. Атеист не может совершить кощунство. В обществе без частной собственности не может быть кражи, в обществе, где нет ослов, бессмысленно запрещать желать осла ближнего своего. Не может похулить Духа Святого тот, кто не знает Духа. Но тот, кто имеет хотя бы малейший опыт благодати, знает, что хула на Духа совершается всякий раз, когда то, что не есть Дух, ставится на место Духа — природа, хорошая погода, даже любовь (Дух есть любовь, но любовь не есть Дух).