«Из этого отец узнал, что это был тот час, в который Иисус сказал ему: сын твой здоров, и уверовал сам и весь дом его» (Ио 4, 53).
Совпадение по времени — причина веры? А как же «после этого — не означает вследствие этого», знаменитая латинская «post hoc non ergo propter hoc»?
Не очень рационально с точки зрения науки, но ведь наука не утверждает, что «после этого» — ни в коем случае не вследствие этого.
Важнее другое: у человека есть свой внутренний ритм. Человеческий. Поэтому не наука творит человека, а человек творит науку. Человек видит такие объекты, которых наука не видит, например, личность другого. Видит любовь, благодарность, грех, добро. Для науки ничего такого не существует, не говоря уже о связи между этими явлениями. Мир для человека есть путь в вечность.
На этом пути есть три основных препятствия: юность, зрелость и старость. Вот уж постхок так постхок. Танцующему к могиле всё мешает, все совпадает так, что выходит смерть. Идущему к вечности те же самые обстоятельства — чудеса, помогающие победить смерть и тление, ложь и грех. Ползаю я на четырёх конечностях как ребёнок — отлично, ползу к Богу. Иду на двоих? К Нему! Ковыляю с палкой? Чудесно, что изобрели палку не для дубасить других, а для добираться на Бога!
В детстве мешает время. Слишком медленно. Взрослые колупаются, когда можно и нужно за десять минут всё сделать. В старости наоборот, как в анекдоте про медлительного человека, который устроился в зоопарк черепах сторожить. Пришёл, открыл клетку, чтобы помыть, а черепахи каак ломанулись! Там несовпадение и тут несовпадение. Так тут несовпадение с другими, а в зрелости несовпадение с Богом — мы делаем во имя своё, а выходит рассинхронизация не только с Ним, с людьми, но и с самим собой, потому что наша душа не хочет быть пупом вселенной.
Душа хочет совпасть с Творцом, с другими людьми, с творением, и эти совпадения — после благодати, эти совпадения — чудо, эти совпадения есть Царство Божие на земле. Чудо совпадения нашей воли и воли Божией порождает чудо совпадения нас и других людей. Цепная реакция совпадений, как бывает цепная реакция распада, уничтожения. Покаяние есть осознание того, что отдельный проступок и вздор — часть жутковатой цепи сатанинских неслучайностей.
Мы всё делаем невпопад Богу и людям, попадая в тьму. Бог всё делает вовремя: вовремя приходит к нам, вовремя — для нас — исчезает. Мы удивляемся, куда Он пропал, а Он ждёт, когда мы займём такую точку, чтобы можно было с нами совпасть. И литургия, воспоминание о Христе есть такая точка, где Бог совпадает с хлебом и вином, и мы совпадаем с Ним, так что появляется то, после чего всё — от Бога и к Богу.