«Другой сказал: я купил пять пар волов и иду испытать их; прошу тебя, извини меня» (Лк 14:19).
Волы что, не доживут до вечера? Вознесутся, сдохнут? Понятно, что волов не покупают вслепую. Отговорка, ясно, что человеку не терпит поиграть с новой дорогой игрушкой. Это ж как в наши дни ракету запускать.В религии это называется неофитство, если в зачаточном состоянии, а если заело на всю жизнь, то идолопоклонство. Сбыта мечт! Такое раз в жизни бывает, звёздный час.
Это ещё цветочки, так ведь и жена оказывается в одном ряду с волами и домами. Ну да, мы и любимых испытываем на прочность. О мужчины, порождения крокодилов!
Хорошо или плохо такое нетерпение?
Оно понятное.
Только мы зря думаем, что Бог с нами так же обращается. Поэтому нам Господь и говорит молиться «не введи нас во искушение». Мы кочевряжимся: мол, это мы сами себя вводим, а Ты хороший… Но ведь проблема не в том, я внедряюсь в искушение или Бог меня внедряет. Проблема в том, что не надо смотреть на жизнь как на испытание. Это жизнь, а не полигон!
Иудеи часто в претензии к христианам за то, что на Авраама и других героев Израиля мы глядим (и празднуем им перед Рождеством) как на предков Спасителя. А если бы они были бездетные? Правильный упрёк. Что, полторы тысяч лет люди жили, любили, трудились — и только ради Иисуса? Больше ни для чего?
Можно эту претензию переиначить, обратив к недовольным: а что, эти люди были только ради Израиля? Чтобы в наши дни Вася Пупкин мог, женившись на еврейке и обрезавшись, жить в Израиле и говорить «а это мне Бог послал, три тёщи лет подготавливал для меня». Послал вороне кусочек Святой Земли. Так это жестоко, это против Канта, а Бог против Канта так же не может, как и Кант против Бога.
Та же ошибка, когда рисуют ангелов и демонов сражающихся на футбольном поле за человеческую душу. Кометы, Бетельгейзе, и гад морских прозябание, — всё ради людей? Вот больше нечем ангелам и демонам заниматься?
Две хороших новости.
Наша жизнь не испытание. Мы у Бога не подопытные мыши, которых Он проверяет, гоняя по лабиринтам.
Вторая новость ещё лучше: в раю мы не будем отдыхать от испытаний. Во-первых, потому что не от чего отдыхать, во-вторых, отдых по определению конечен, а рай это вечность. Мы будем просто жить. Вот сейчас мы не слишком-то живём, а мы испытываем друг друга. Адам Еву, Ева Адама, Каин Авеля…
Что ж, нет прогресса? Да нет, наоборот: всё прогресс. Просто прогресс, развитие, это вовсе не результат препятствий и их преодоления, а результат свободы. Свободы и Бога, и Авраама. Свобода включает в себя свободу от служения будущему, даже собственному.
Свобода означает самоценность каждой минуты, которая не подножка для следующей, поэтому мы можем быть в ней абсолютно независимы и от будущего, и от прошлого. Нас никто не испытывает, нам это кажется, и мы не должны никого испытывать. А Бога мы просим не вводить нас в искушение по той же причине, по которой просим избавить нас от лукавого: чтобы мы никого не вводили в искушение и избавляли окружающих от нашего лукавства.
Надо сейчас как в раю. Да, мы не в раю, но рай-то в нас. Ждёт, когда мы им воспользуемся, введём его в нашу жизнь.
Если в нас побеждает психология испытания, то жизнь превращается в игру, в театр. Человек потерял работу, развёлся, приходит в храм и ему кажется, что молитвы, движения, обряды это всё игра. Отчуждение! Да, в жизни невероятно силён элемент игры, потому что эта жизнь — в ограниченном пространстве, между рождением и смертью. Но вера есть не открытие Америки на горизонте, а открытие, что мы в Америке живём, просто не замечаем. Нет горизонта-то!
Человек не рождён для испытаний, для отчуждения и ограниченности — если видеть себя в коробке, то можно и повеситься. Мы не подставка ни для кого и ни для чего, но именно поэтому мы видим связь всего и всех в Боге, связь живую, не временную, не наигранную, а бесконечную, и Царство Божие и есть Узел Божий. С нами происходит чудо: нашей сущностью становится жизнь Божия — и если мы сумели принять это, то совершается чудо пресуществление всех каждого и каждого во всех.
[По проповеди 27 декабря 2020 года]