«Иисус сказал: Нет пророка, принятого в своем селении. Не лечит врач тех, которые знают его» (евангелие Фомы, 31).
В синодальном переводе аналогичной фразы (Мф 13:57) не «селение», а «отечество», и это очень удачно и точно, потому что в греческом тоже «патрида». А уж кто как понимает «отечество». Кому и Царское Село отечество именно потому, что там папахен над душой не нависал.
Вторая половины фразы в четвероевангелии отсутствует. Конечно, есть про «врачу, исцелися сам», что кажется близким по смыслу. А почему «кажется»? Оно и есть близкое по смысле. Родственники не доверяют врачу постольку, поскольку знают, что он себя не смог вылечить.
Гейтеркол подобрал массу свидетельств из античной литературы о том, что у богачей были домашние врачи, у император были лейб-медики. Кто ж спорит! Только Иисус обращался не к императорам и не к миллионерам, не к сестерциевым миллионерам. Он обращался к абсолютному большинству, для которых врач был абсолютной экзотикой. Да и придворные врачи не относились к тем, которых пациенты «хорошо знали». С высоты императорского величия виден лишь один человек: сам император.
Какое сходство пророка и врача «в своём отечестве»? Почему смешно, когда милиционер, столяр, булочник провозглашает себя Спасителем Мира? Потому что если ты такой умный, почему ты такой бедный. Бог что, не мог получше экипировать предками, образованием, профессией? Хромой заявляет, что он идеальный тренер бегунов — верить?
Гейтеркол правильно отмечает: автор хочет сказать, что не слишком эффективно проповедовать самоуверенным соседям. Вот вывод он делает из этого неверный: следовательно, это призыв к ученикам не проповедовать в отечестве. Значит, текст написан сектантом для сектантов-«фоминиан». Так сам-то Иисус проповедовал в Своём отечестве! Как в Назарете, так и в Иерусалиме! За что и пострадал, собственно.
Психология тоньше и парадоксальнее, чем кажется обитателям университетских городков, которые проповедуют лишь тем, кто им заплатит, в уверенности, что в случае чего просто выгонят и не будут за это иметь неприятности. Это не означает, что они плохие или хотя бы тупые люди, просто — не спасители. Скорее, нуждающиеся в Спасителе. Счастье, что и Спаситель нуждается в них, как и во всех.