В замечательной переписке Михаила Шика с женой Натальей, сидевший в Бутырках в 1921 году, жена — он звал её «Нашенька» — сказала, что считает зло лишь отсутствием добра, вслед за св. Августином, и удивляется, откуда тогда у зла сила, если оно ничто. Он ответил:
«Если зло только лишение блага, то незачем было приходить в мир Спасителю и искупать ирреальное зло Своею реальною крестною смертью» («Перевернуть мир», I, 265).
А всё ж таки права была жена.
«Искупление» — всего лишь образ, один из многих образов, пытающихся объяснить смысл пришествия Христа. Далеко не самый удачный. Вот как раз мысль о том, что зло — ничто, помогает это выразить лучше: Бог воплотился, чтобы вытеснить пустоту из жизни. «Сошествие во ад» — как поток лавы, заполняющий каверну. Дар Духа Святого — как в пустые лёгкие новорожденного врывается впервые воздух. А сила у пустоты есть, ещё какая — торричеллиева!
P.S. Точнее, Шик написал: «Если malum только privatio boni, то незачем...» и далее по тексту.
P.P.S. Вдруг вспомнилось. В 1975 году мы с любимой женщиной крупно поссорились, ещё до венчания. Единственная наша ссора за всю жизнь. Ну, как «поссорились» — поспорили горячо. Ровно об этом, только я утверждал, что зло есть всего лишь отсутствие добра, а она как раз говорила как отец Михаил Шик. Очень живо помню: мы ехали от Елены Семёновны Мень, у которой были в гостях, и там начали это обсуждать, и вот стоим на кольцевой «Пар культуры» и страстно ругаемся. Видимо, это такая была притирка. Никаких выводов из этой ругани не сделали. Как говорится, любовь проверяется по тому, как люди ссорятся, а не как люди милуются.