«Яков

Оглавление

Ниточка в небеса, верёвочка из рая

Дивные слова из сказки о Красной Шапочке: “Дерни за верёвочку, дверь и откроется”. Есть Царство Божие, есть Дом Божий — Церковь, есть Дверь, ведущая в этот дом, там хорошо, там светло, там надо быть, и вне этого дома — грязь, скука, или, говоря традиционным богословским языком, нет спасения вне Церкви, вне Христа. Бывают положения, когда мы должны сказать неверующим, что они могут не беспокоиться, что Христос Сам выйдет навстречу, вовне Себя, Сам спасёт всех . Ещё чаще христианину полезно самому себе, под нос, пробуркивать, что все спасутся, кроме него одного.

И все же остаётся и та простая истина, что вне Христа — нет спасения, что от Христа можно убежать, можно так озлобиться на Бога, что человек предпочтёт адскую муку райскому блаженству, и виновата в этом будет злоба человеческая, ничего более. Такое тоже надо говорить миру, и христиане должны свидетельствовать неверующим, что нет спасения вне Христа. Неверующий может озлобиться, отвергнуть веру, а может и качнуться ко Христу. Но надо сказать страшное слово об аде, и нет такого слова, которое бы могло однозначно исключить возможность отвращения человека от Христа — этому препятствует свобода человека и Бога. Было бы такое слово, магически обращающее людей ко Христу — давно бы его открыли. Но даже Евангелие — не такое слово.

Ужаснуться ли этой свободе, из-за которой самый яркий, самый великий проповедник, Cам Христос не может cдвинуть с места человеческую душу? Но ужаснуться этому мы можем лишь, если чувствуем ужас ада для себя самих, если переживаем ад как практическое неверие, как обезбоженность. Так вопрос о спасении всех молниеносно перетекает в совершенно, казалось бы, другой вопрос: о справедливости вечного ада. И ответом здесь не может быть обоснование или низвержение этой справедливости. Ответом может быть лишь самопожертвование.

Здесь, наверное, лучше дать слово людям, которые пережили ужас ада всем своим существом. Вот говорит католик от сердца: «Ученику Иисуса Христа нестерпимо думать, что кто-нибудь может быть исключен из блаженства, уготованного Богом для любящих Его. Здесь не место говорить о том, существует или не существует ад, не место рассуждать о свободе человека отказаться от Бога и своей жизни. Это просто крик прощенного грешника, прозревшего слепого: пусть все люди спасутся, пусть все сядут за стол в день, обещанный тобой, когда Ты сам будешь служить им. Исаак Сирин, Доминик, Силуан, молились за осужденных. Еретики? Нет, когда я думаю об аде, единственное, что могу сказать Господу: Если кто-нибудь и должен быть в аду, пусть это буду я; если кто-то другой должен быть в аду, разреши мне сопровождаться его» (Буше Ж.-Р. Следуй за мной. М., 1993. С.7).

А вот, вопреки расхожим представлениям о том, что католики рациональнее православных — то же самое говорит православный человек, но при этом он не только кричит, но и формулирует мысль, обосновывающую крик, он объясняет, почему и рационально, а не только сердечно, невозможно допустить возможность гибели кого-либо:

«Пала дyша миpа, пал человек, как микpокосм, и спасается человек как микpокосм, спасается с дyшой миpа. Отpывание человека от человека и человека от космоса есть pезyльтат пеpвоpодного гpеха, и невозможно пеpеносить этот pезyльтат на дело спасения [...]. Спасение есть воссоединение человека с человеком и человека с космосом чеpез воссоединение с Богом. Поэтомy индивидyальное спасение или спасение избpанных невозможно. В миpе бyдет пpодолжаться тpагедия, pаспятие и мyка, пока не бyдет достигнyто всеобщее спасение, пpосветление и пpеобpажение всего человечества и космоса. [...] Земной жизнью человека не исчеpпывается и не завеpшается дело спасения и пpеобpажения. Мое спасение и пpеобpажение связано не только со спасением и пpеобpажением дpyгих людей, но также и со спасением и пpеобpажением животных, pастений, минеpалов и каждой былинки, с введением их в Цаpство Божье. И это зависит от моих твоpческих yсилий. [...] Человек — веpховный центp миpовой жизни, она пала чеpез него, и чеpез него она должна подняться. Человек не может только себя сам поднимать. Идея Цаpства Божьего несоединима с pелигиозным или этическим индивидyализмом, с исключительной заботой о личном спасении. И утвеpждение веpховной ценности личности совсем не есть забота о личном спасении, а есть выpажение высшего твоpческого пpизвания личности в жизни миpовой» (Николай Бердяев. О назначении человека. С. 249).

Не просто особая сердечная чувствительность, сентиментальность заставляют думать о возможности (необходимости, желательности) спасения всех. Этого требует, кроме того, сама суть христианских — впрочем, не только христианских и существовавших задолго до христианства, существующих и вне христианства — представлений о первородном грехе и, соответствии, о спасении от него. Этого требует откровение о человеке как единственной в своем роде личности, которая единственна именно в роде, единственность которой помогает ей видеть и чувствовать единственность и всех прочих людей.

Почему, собственно, хороший человек — или, что еще чаще, человек, пытающийся быть хорошим — чувствует, что должен позаботиться не о себе одном? меряет свою «хорошесть» именно тем, о сколь многих других людях он заботится? Потому что он реально ощущает себя одновременно и чем-то особым, индивидуальным, неповторимым человеком, но ощущает реальность и человечества, как чего-то особого от человека, как реальности, а не абстрактной выдумки. Это парадоксальное ощущение того, что «я» есть одновременно часть «мы» и при этом «я» есть и все «мы», того, что я могу существовать без человечества, а человечество — без меня, но тогда и я, и человечество будем уже не совсем собою, будем ущербны.

На уровне мысли это ощущение выливается в не менее парадоксальное (хотя от частого повторения острота противоречия не ощущается) учение о существовании общечеловеческой природы и невозможности этой природе существовать без отдельного человека. Человеческая природа одновременно зависит от «я» и не зависит, человек одновременно и независим от «мы» и зависим. Мы одновременно и каждый за себя, и один за всех, и все за одного. Только так становится понятно (и ощутимо) существование общечеловеческого первородного греха, который совершен одновременно и всеми вместе, и никем в частности, и каждым в отдельности, и существование спасения, которое одновременно дано всей человеческой природе (и в этом смысле называется «оправданием»), но одновременно стяжается личностью. В науке тоже есть такие противоречивые и непредставимые представления — например, споры о сущности света закончились признанием того, что свет одновременно и частица, и волна. О человеке таких споров нет, потому что это дано нам бесспорно: мы одновременно и частица, и волна, а потому и спасение для каждого одновременно и уже дано (во Христе), и только лишь задано (в христианстве), одновременно и актуальность, и потенциальность.

Мысль Бердяева о всеобщем спасении именно потому трудно понять современному человеку, что Бердяев слишком приноровился к совpеменным понятиям, а в них притушено живое ощyщение того, что есть «человечество» или, как пpинято говоpить в богословии «человеческая пpиpода». Когда мы говоpим о спасении всех, мы имеем в видy, что Господь взял на Себя нашy пpиpодy, отцедив ее — вот непpедставимое чyдо — от гpеха. Так сохpанена абсолютность свободы: спасается личность, моя, неповтоpимая, но спасается именно чеpез то, что в ней есть повтоpимого, Адамова. Этим повтоpимым мы гpешили ещё с зачатия.

Практически из этих богословских посылок можно извлечь самое разное содержимое — в зависимости от степени нашей фантазии и нашей испорченности. Можно сказать: что ж, если спасемся все разом, то бесполезно забегать вперед другого. Когда ближний мой начнет спасаться, тогда и я начну. А можно сказать: именно ради ближнего нельзя расслабиться, потому что наше внутреннее природное единство позволяет моему усилию странным образом сделаться и его усилием. Можно сказать: без меня никто не сможет спастись, так пусть все и занимаются моим спасением, пусть толкают печку, на которой я лежу. А можно сказать: без меня никто не может спастись, так я и буду спасать всех. Можно сказать: спасение совершается над всеми через меня, так и я буду лезть в душу ко всем, заведу инквизицию, чтобы ни одна душа не пропала без попечения. А можно сказать: спасение совершается над всеми через меня, так я и должен быть максимально деликатен и целомудрен, чтобы никого не соблазнить, чтобы все на моем горбу въехали в рай, а не на моем костре сгорели.

“Я” человеческая есть источник всякого греха и эгоизма, сосредоточенность на “я” есть суть гордыни и гибели. И то же самое “я” есть источник спасения каждого и всех. Как такое возможно? А как возможно что одна и та же веревочка, если она пристроена к дверному запору, может помогать открыть дверь (в сказке о Красной Шапочке именно такое устройство имеется в виду), но если эту же самую веревочку отрезать, то ею можно связать человека по рукам и ногам, а можно отхлестать так, что он прочь убежит от дома, после чего, наконец, можно еще и повеситься?

Христианин о себе и может думать как о верёвочке, которая оторвалась и падает, падает... Эта верёвочка очень переживает, что она падает, более того, она переживает, что вокруг падают люди. Прекрасные, благородные переживания! Только надо помнить, что другие войдут в дом, если я, лично я, вернусь. Другой сможет отворить дверь, если я, лично я привяжусь, куда надо. За меня, лично за меня нужно тянуть, чтобы войти в Царство Божие, никак без меня людям не спастись. От меня одного зависит спасение всех — так за одну верёвочку можно вытянуть из болота всех, кто там застрял, по очереди, а если верёвка крепкая, то и всех разом.

Когда мы кричим, что не хотим никого видеть в аду, что готовы ввергнуть себя одного в ад, лишь бы все другие были из ада спасены, мы вступаем на скользкий путь. Благородство наше стремительно становится карикатурой на благородство. Предлагать себя в обмен за всех грешников — значит быть уверенным в адекватности обмена. А кто, собственно, может быть уверен в том, что он не попадет в ад по заслугам? Уместна ли торговля, когда мы предлагаем Богу гнилой товар? Уместна ли торговля, когда Сам Бог уже сошёл в ад ради спасения всех? Что мы выпендриваемся, подражая Христу не в том, в чем можем — в жизни, а в том, что вне наших возможностей — в посмертной нашей судьбе? Гнилая мы верёвочка, годимся только на помойку, а туда же — предлагать себя в обмен за кого-то, кто, скорее всего, вовсе в ад и не попадёт, просто мы по гнилости своей всякие ужасы вообразили, размечтались — этот наверняка в ад пойдёт, но я хотя пискну, что готов его заменить. Да и вообще — вовсе мы не верёвочка, мы — ниточка. Поэтому Господь и Сам за нас не дергаёт — ведь оборвёмся, и других спасает в основном помимо нас и вопреки нам.

Забота о чужом спасении — момент скользкий. Хpистианство потомy и есть жизнь в Боге, а не занyдство в Боге, что оно есть pиск. Рискyет Хpистос — и доходит до кpеста. Рискyем мы. Hе pисковать невозможно — надо вводить самолёт в пике — и надо вовpемя вывеpнyть, чтобы не вpезаться в домик на земле. Высший пилотаж хpистианина — yмение свидетельствовать, помочь, пасти, и в то же вpемя вовpемя отдёpнyть лапы от ближнего, чтобы не помешать емy молиться. Вовpемя делать нyжное — вот смысл хpистианства, и это невозможно без ежеминyтной помощи Святого Дyха.

Пpактически мы должны молиться о спасении всех, и чем ближе человек к хpистианствy — тем сильнее о таком молиться, потомy что емy легче соблазниться недостатками цеpковных людей, и чем дальше человек от хpистианства — тем сильнее и о таком молиться, потомy что емy тpyднее воспользоваться достоинствами цеpковных людей. Ниточки мы, ниточки, и нашими молитвами, словно ниточками, сшивается человечество в единую ткань, разноцветную и пеструю от молитв, вздохов и надежд столь непохожих друг на друга людей, которые только одним и схожи друг с другом: что иголка для всех нас одна — Господь Иисус Христос.

См.: Спасение всех - История человечества - Человек - Вера - Христос - Свобода - На первую страницу (указатели).

Внимание: если кликнуть на картинку в самом верху страницы со словами «Яков Кротов. Опыты», то вы окажетесь в основном оглавлении, которое служит одновременно именным и хронологическим указателем

Яков Кротов сфотографировал