«Яков

Оглавление

Женщина как Бог, Бог как женщина: кто помощник Адама

Одна из самых неприятных нормальному читателю фраз рассказа о творении: «И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему» (Быт 2:18).

Помощник! Место женщины на кухне.

Ещё кирхе и киндеры.

Мужчина за прилавком, на кафедре, в окопе, на белом коне перед фронтом летит со своим адъютантом.

Профессор Еврейского университета в Иерусалиме Зеев Бен-Хаим, галисийский еврей Вольф Гольдман (1907-2013) в 1998 году опубликовал статью об этом «помощнике» и очень задушевно объяснил, что мучился этим вопросом десятилетиями. Его особенно мучало, что он забыл, где читал адекватный комментарий. Но к его столетнему юбилею — а Гольдман был ещё жив, он дожил до 107 — коллеги сделали ему подарок, нашли статью Хаима Шапира (1895-1943) 1930 года, которую Гольдман вряд ли видел, и пересказ этой статьи Нафтали Тур-Синаем в книге 1962 года.

Хаим Шапира родился в Минске, погиб при ликвидации гетто в Ковно вместе с матерью, женой и единственным ребёнком. Погиб и второй том его очёской еврейской литературы в Галиции, а первый переиздали в 1967 в Израиле.

Хаим Шапира и Зеев Бен-Хаим указали на арабское слово «адра» — «девушка». Арабы-христиане называют Пресвятую Богородицу и Деву Марию именно «адра».

Арабский язык близок к еврейскому как украинский к русскому. Среди различий: арабская фонема «д» часто соответствует еврейской «з». Например, «удн» — «ухо» по-арабски — а «ухо» на иврите «озен».

Если предположить, что в самом древнееврейском древнееврейском было слово с корнем «зр», которое означало именно «девушка». Тогда «езер» в Быт 2:18 означает не «помощник», а именно «девушка».

Можно возразить, что это нелогично. Бог сперва поводит перед Адамом животных, а затем создаёт девушку. Напротив, очень логично: животные в жёны не годятся. Они слишком помощники.

Доктор Равна Эйлер из израильского университета Бар-Илан проанализировал случаи употребления слова «езер» в Библии — их всего-то три. Он исходил из того, что оно означает «помощник», но отметил странность: речь идёт о помощнике, который сильнее того, кому помогает. То есть, о спасителе.

Во Втор 33:7 Моисей благословляет колено Иуды, говоря, что Ягве будет ему «езер» против врагов.

Дважды «езер» употреблено в псалме 120/121:

«Возвожу очи мои к горам,
Откуда придет помощь моя.

Помощь моя от Господа,
Сотворившего небо и землю».

«Помощь» — это и есть «езер».

Противоречит ли наблюдение Эйлера гипотезе Шапира?

Нет. Можно предположить, что слово «эзер» изменило свой смысл и стало прилагаться только к Ягве как к «невесте» Израиля. Но такое обращение к Ягве было вытеснено другой метафорой: Ягве как жених/муж Израиля, образ очень частый у пророков (Осия, 2 глава) и перешедший в Евангелие.

Можно осторожно предположить, что образ Ягве как невесты может объяснять загадочные слова Сепфоры при обрезании сына Моисея: «Ты жених крови у меня» (Исх 4:25). При этом Сепфора бросает обрезанную плоть к ногам Моисея. Не может ли это означать, что она не сердится на него, как обычно это понимается, а наоборот, провозглашает себя не только женой Моисея, но и его «езер» — сравнивает себя с Ягве? Такое возможно, если обрезание понималось как символ именно брачного союза с Ягве, где мужчина — жених, а Ягве — невеста, «езер». Сепфора оказывается спасителем/спасительницей Моисея от смерти, становясь его «невестой крови». При этом точный смысл повествования остаётся не вполне ясным, но проясняется роль Сепфоры как избавительницы Моисея от смерти.

Женщина, оказывается, не только не подсобка мужчины, помесь стиральной машины с инкубатором. Женщина — это Ягве во плоти, заместительница Ягве, спасительница мужчины. Одно слово — «езер»!

https://www.thetorah.com/article/woman-helpmate-no-longer

Эйлер: https://www.thetorah.com/article/gender-equality-at-creation

См.: История человечества - Человек - Вера - Христос - Свобода - На первую страницу (указатели).

Внимание: если кликнуть на картинку в самом верху страницы со словами «Яков Кротов. Опыты», то вы окажетесь в основном оглавлении, которое служит одновременно именным и хронологическим указателем

Яков Кротов сфотографировал на ВДНХ