«Яков

Оглавление

В присутствие! Божие.

Отец Томаш Галик пытается как-то подластиться под атеистов: мол, и нам знакомо ощущение, что «Бог умер», что Бог отсутствует… «Атеизм, религиозный фундаментализм и „энтузиазм лёгкой веры“ похожи между собой тем, что молниеносно отбрасывают тайну, называемую Богом» (7).

Две вещи меня настораживают. Во-первых, апелляция к тайне. Тут пахнет интеллектуальной нечестностью. Чуть что — в кусты. Тайна, мол. О тайне можно только с собой говорить, да и то не каждый день. Во-вторых, что за «лёгкая вера»? Это когда человек в состоянии благодати? Это не лёгкая, это радостная. Это счастье.

Атеизм, ницшеанство, — это все явления очень узкого отрезка времени, конца XIX века, когда люди освободились душевно, эмансипировались от принудительной религиозности. Рассыпался механизм передачи религиозности через семью. Кое-где — как в Англии — остался ржавый механизм государственной религии, такой же не работающий, как английская монархия, и потому никого не смущающий. Вот об этом исчезнувшей принудительной религиозности и сказали «Бог умер».

Есть и ещё один нюанс. Богооставленность с каждым верующим случается, но с менеджерами, с лидерами, со священниками/епископами, да просто с уборщицами в храме — очень специфически. Когда люди просто ходят в церковь, они, может, замечают грехи духовенства, но когда люди в церкви постоянно, они видят куда более соблазнительное: грехи мирян. Даже не грехи, грехи не смущают, а поверхностность. Волюнтаризм. Храм вроде из года в год наполнен, а прихожане-то сменяются, приходят из неверия, уходят в агностицизм и равнодушие.

Бюрократизм религиозной организации тоже смущает. Ну какой Бог там, где бюрократия? Система — в том числе, римо-католическая, но не только — для того и создана, чтобы создать некоторую автономность от такого прихотливого явления как благодать. Есть ли сознание благодати, нет ли, а шоу должно продолжаться. Вот и рождается тошнотворное подозрение, что Бог умер, Бог отсутствует, а есть только прохиндей-архиерей. Специфическое тоскливое ощущение богооставленности от пребывания за кулисами. Да, за кулисами пыльно и занудно, но причём тут Бог?

Подымем рыла! Ничего Бог не умер и не отсутствует! Бог присутствует вовсю!

Вот где древние псалмы ничуть не архаичны. «Небеса поведают славу Божию, творение же руку Его возвещает твердь». Разуем глаза! Небо — серое, унылое — и земля, закатанная в асфальт — вибрируют от присутствия Бога как паутина от присутствия паука. Творец давит на творение как ветер на паруса.

Бог отсутствует? Это мы отсутствуем, это мы мыслями где-то в магазине или на пляже. Ишь, «богооставленность„… Отложи попечение! Как собака, выбравшись из речки, встряхивается, вот как ‹отложи попечение› и присутствуй, как герои Чехова ‹ходили в присутствие›, а уж Бог-то и до тебя присутствовал, и в твоё отсутствие присутствует, и будет присутствовать, почему, собственно, жизнь и вечная.

См.: Богооставленность - История человечества - Человек - Вера - Христос - Свобода - На первую страницу (указатели).

Внимание: если кликнуть на картинку в самом верху страницы со словами «Яков Кротов. Опыты», то вы окажетесь в основном оглавлении, которое служит одновременно именным и хронологическим указателем