Яков Кротов. История. Книга о том, как люди общаются и через общение создают себя для свободы, любви, познания, человечности

Оглавление

Предал ли Бог вифлеемских младенцев?

В 2022 году на аукционе Сотбис появилась картина из частного собрания:«Мадонна с вишнями».

Это «леонардеска», вариация на утраченное полотно Леонардо да Винчи. Таких вариаций известно около двух десятков, в основном они создавались в мастерской голландского художника Йоса Ван Клеве. Детали менялись — например, изображение отзеркаливали, чтобы лучше вписалось в интерьер заказчика.

В этом варианте всё достаточно традиционно: вишни символ сладкой райской жизни, статуэтка Моисея с заповедями. Вот задний план… Эксперт Сотбис просто пишет: солдаты разговаривают с мальчиком около поля.

Между тем, отчётливо видно, что около замка идёт натуральное избиение младенцев. Очень характерно воздетые руки, группировка фигур точь в точь как у Брейгеля в знаменитом зимнем пейзаже с избиением младенцев. Это уникальная особенность этого полотна, на других «Вишнёвых мадоннах» ничего подобного.

Другое дело, что солдаты разговаривают именно с подростком, который явно старше и 2, 3, и даже 5 лет и потому избиению не подлежит. Это иллюстрация к апокрифу: солдаты расспрашивали жнецов, не видели ли они Марию с Ребёнком, те сказали, нет — и пшеница побелевшая чудом выпрямилась, скрывая следы проехавших. К притче о созревшей пшенице, вопреки мнению экперта Сотбис, отношения не имеет.

Такое наложение одного сюжета на другой, конечно, создаёт очень сильное противоречие — точнее, выявляет зримо противоречие, заложенное уже в евангельском рассказе. Вишни начинают казаться каплями крови, три кровавых капли Троицы и кровавый же крест.

Бог предал вифлеемских младенцев? Сбежал? Своего спас, а чужих подставил? Не посоветовался с ними! Как Он — Всезнающий — создаёт детей к такой смерти? Более того, к такой жизни, которую дети не выбирали? Никто не выбирает! Несправедливо! !Они ж невинные!!!

Ни в чём так не проявляется греховность человека, как в противопоставлении «невинного ребёнка» — взрослому или даже старику, которые «виноваты», «расплачиваются». Страдаешь? А это за те неправильные решения, которые ты выбрал в своей жизни. И никакой эвтаназии, и лучше бы даже аспирину тебе не давать, плати за то, что лампочку с работы украл!

Отношение к детям как к маленьким ангелочкам, невинным совсем, очень недавнее. XIX век — вторая половина — создал целый культ невинных детей, и аргумент про детей именно тогда сформулировался, раньше никто особо детскими страданиями не заморачивался.

«Невинность» прилагалась только к Христу. Ребёнок рассматривался как вполне виновное существо — «в беззакониях зачат есмь».

Сегодня рождается третья позиция: невинность не прибавляет и не убавляет. Нельзя мучать вообще, и виновных, и невиновных. Если мы сосредотачиваемся не «невинных», то мы не пробиваемся, вопреки нашим ожиданиям, к какому-то центру, где насильник всё-таки добр, мы наоборот, создаём для насильника лазейку, потому что он станет объяснять, что вот эти дети — ну что делать, не так уж невинны, потенциально они грешники… Сколько буржуа твердят, что опасно помогать бедным семьям: мало ли, что там дети, тем более нельзя поощрять иждивенчество…

Не Бог предаёт, люди предают. Люди убивают, делают аборты, насильничают, уродуют. Может, Бог должен заранее опрашивать тех, кто должен родиться, хотят ли они рискнуть? Брать с них расписку? Да некого опрашивать, и незачем — ведь их нет. Брать расписку, что не буду мучать? Ведь «люди», всякие ироды, ленины, Гитлеры, они ведь тоже были невинными детьми, а вон как повернулось? Ну, возьмём расписку, а если нарушит человек, что с ним делать? Мучать и убивать? Тогда чем же мы от него отличаемся, чем справедливость с наказаниями- хоть человеческая, хоть Божия — отличается от садизма?

Нет уж, если предъявлять Богу претензии, то как Иов, который был, по нашим представлениям, старик. Всю жизнь пахал, и оказался у разбитого корыта. Он о детях своих не очень переживает, он о себе переживает, о несправедливости. Что ж, старик меньше страдает? О нет! Гибель детей ужасно, но вот 64-летний еврей — умнейший, творческая яркая личность, польский Галич, Мордухай Гебиртиг — и вот он бредёт-ковыляет вместе со всеми в гетто, и его семья, и его пристрелили на дороге, потому что не успевал — что это больше ужас.

Ребёнок толком не понимает, ребенок ещё котенок. А это сверхчеловек… Нечестно, подло и неверно было бы копаться в его жизни, выискивая, чем он согрешил, что его убивают. Его не за грехи убивают, ничегошеньки он не заслужил, что бы ни говорили антисемиты. Тоже Бог виноват, что не взял расписку? Да Гебиртиг бы первый запротестовал и оправдал бы Бога!

Виноват тот, кто убивает и мучает, а не тот, кто «не предотвратил», не убил вовремя потенциального злодея. Если «вовремя убивать», то земля опустеет довольно быстро. Нет уж, не убивать, а защищать, скрывать, помогать каким-то другим способом — вот как Бог, рождением, проповедью, смертью и воскресением Своего Сына, так и человек — ну, рождение наше от нас не зависит, но что мы проповедуем, готовы ли умереть, но не убить, принимаем ли воскресение для себя или для всех — это от нас зависит.

См.: Теодицея - История человечества - Человек - Вера - Христос - Свобода - На первую страницу (указатели).

Внимание:
если кликнуть на картинку в самом верху страницы
со словами «Яков Кротов. Опыты»,
то вы окажетесь в основном
оглавлении, которое служит
одновременно именным
и хронологическим
указателем.