Яков Кротов. История. Книга о том, как общение создаёт свободу, любовь, человечность

Оглавление

Что мы видим, когда видим?

«Христос не Себе угождал» (Рим 15:3)

[По проповеди 31 июля 2022 года - тут другой вариант расшифровки]

«По вере вашей да будет вам» (Мф 9:29) это не о том, что каждый получает от Бога пропорционально вере. Вера 10 баллов по стобалльной шкале — мороженое, 50 баллов — шашлык.

Вот слепой прозрел — по вере. Вот бесноватый выздоровел — и тоже прозрел, потому что в приступе эпилепсии человек ведь не видит мир, у него всё перед глазами кружится, да и глаза обычно закрыты.

Что увидели люди, которые вышли из своего патологического состояния как из больницы выходят?

Они не увидели счастливый процветающий Израиль, независимый и сильный. Не увидели хороших добрых людей, райскую природу.

Они увидели Иисуса.

Каждый из нас рождается подслеповатым, видит недалеко, на метр-другой. Но себя видит каждый. Внутренним зрением, как слышит себя внутренним ухом. Себя человек видит отлично, превосходно, и это видение себя для нас эталон, мерило всего и всех, точка отсчёта. Нам немыслимо представить, увидеть, что мы исчезнем, а мир и люди останутся. Это ж как улыбка Чеширского кота. Вот наоборот — что мы есть, а мир исчезнет — это мы представляем себе запросто. Мы этого даже не боимся, иногда даже хотим: «А пропади оно всё пропадом». Аз есмь, а вокруг — ну, не то чтобы ничего, но во всяком случае ничего, заслуживающего моего драгоценного внимания, любви, даже ненависти и той не заслуживает такое бытие.

Правда, мы почему-то паскудно себя чувствуем. Всё ломит. Глаза болят, сердце болит, пошатывает, усталость в членах… Во всех членах!

И вот нас коснулся Бог. Соприкоснулись. Восторг? Да, но всё-таки эгоизм никуда не делся. Мы остались в инерционной системе отсчёта, и Бог вращается вокруг нас. Мы веруем, что Бог источник любви, человечности, источник меня в этом мире. Это нетрудно. Вот что даётся с большим трудом, так это увидеть, что Бог такой же я, как и я. Бог не вращается вокруг меня. Бог сам по себе. Я вращаюсь вокруг него? Да вроде нет. В мире Божьем нет инерции, нет «этот вокруг того». Бог сам по себе, я сам по себе. Бог такое же вечное и неутомимое начало как я. Начало мыслящее как я, живое как я. Более живое?

Вот порог, через который очень трудно переступить. Поверить, что Бог меня любит, нетрудно — кто ж меня не любит из нормальных! Но прыгнуть через рубиконовый ручей, увидеть, что Бог может быть без меня. Был без меня! И без этого мира, но мир мелочь, а вот без меня. Вот без Иисуса Бог не был, Иисус и есть Бог, а без меня — был. Иисус, оказывается, не средство моего выздоровления, не фельдшер на скорой, а непонятно кто. Я выздоравливаю, когда вижу, что мир совершенно не таков, каким я его воображал в своём эгоцентризме. Точнее, мы с миром не таковы. Мы здоровы, потому что мы эфемерны, хрупки, струйка дыма, что может растаять в миг в сиянии дня. Мы существуем, потому что существует Бог.

Вера это прозрение: мы видим, что нас может не быть. Бог может быть без нас. Бог — Отец и без меня, Он отец Сыну, Он Дух и без моих лёгких, Он Дух не как кислород в баллоне, чтобы нас в чувство приводить, а просто Дух. И всё же Он — для нас. Шумит ли падающее дерево, если никто не слышит шума — Бог знает, но Бог есть даже, если меня нет. Ужас. А потом радость и наслаждение: Бог — Отец и для меня, Сын и для меня, Дух и для меня, и этими тремя «для меня» я прикреплён навечно к жизни. Я не исчезну и, главное, я уже сейчас перестаю исчезать и начинаю появляться. Как из-под руки художника постепенно появляется изображение.

Иисус самодостаточен, Он и без людей Бог. Он — единственный самодостаточный человек во вселенной. Мог бы быть без моего «быть», но — нет. Ради меня Иисус становится человеком? Ради Отца. И это делает меня свободным, способным любить, могущим любить. Оказывается, «для Отца» — это важнее, чем для меня. Христос словно вихрь, устремлённый ввысь, подхватывает нас и несёт — а если бы он устремился ко мне, то раздавил бы.

Иисус — для Отца. Наше подобие Богу не в том, что я самодостаточен, а в том, что я самодостаточен — и поэтому для других, для Бога и для людей. Мы видим новый мир, в котором «быть» означает устремляться к Другому и к Другим. Причащаясь Бога, мы становимся частью Бога, но и частью других. Моё существование и моя способность любить, видеть мир, Творца, людей глазами любви не вытекают одно из другого, это просто одно, только мы по эгоизму не замечаем, что любовь и бытие одно, не вытекают друг из друга, а являются одним, и такое же единство, как Отца, и Сына, и Святого Духа.

См.: История человечества - Человек - Вера - Христос - Свобода - На первую страницу (указатели).

Внимание:
если кликнуть на картинку в самом верху страницы
со словами «Яков Кротов. Опыты»,
то вы окажетесь в основном
оглавлении, которое служит
одновременно именным
и хронологическим
указателем.