«И увидел их бедствующих в плавании, потому что ветер им был противный; около же четвертой стражи ночи подошел к ним, идя по морю, и хотел миновать их» (Мк 6:48)
[По проповеди в воскресенье 14 августа 2022 года]
Иногда кажется, что Иисус живёт в какой-то другой стране, где принято подставлять другую щёку, ходить по воде, не врать, не блудить… На два дома живёт. Двойное гражданство.
Что ж, не Он один. В мире не двести стран, а двести миллиардов, потому что каждый человек живёт одновременно в нескольких. Живет в стране своей семьи, в стране работы, в личной стране, в конце концов. Семьестан, Работандия, Персония.
Когда жители России (нормальные) во время войны с Украиной пытались что-то объяснить украинцам про своё неприятие этой войны, они огрызаются: молчите, вы страна, которая на нас напала. Мы в разных странах, хотя вера у многих общая. Это означает, что вера-то не крепкая. Жить одновременно в нескольких измерениях можно, служить двум господам можно — Иисус ошибся — но всегда будет перекос и иерархия. Либо Бог выше нации, небо важнее земли, либо наоборот.
У Петра вера есть, он в Царстве Небесном живёт, но на первом месте у него всё-таки не небо, а непогода. Он бы дошёл до Христа, если бы не штормило. Нам бы голубое небо с небольшими облачками от солнца, лёгкий ветерок, вода гладкая как паркет, — тут бы мы уверенно пошли по воде.
Когда-то всё в мире делилось на царства: царство Российское, царство Австрийское… Царство растений, царство минералов…
Царство Небесное — в нём потому ходят по воде, что там безоблачно и безветренно?
Да в Царстве Небесном вообще по воде не ходят — зачем?
Страна Божия приблизилась, но живём мы пока в стороне от этой Страны. Наша страна — антистрана. Она не для всех, а Страна Божия для всех. Мы отгораживаемся — Страна Божия сносит все ограждения. Мы больше всего боимся смерти, исчезнуть, и поэтому убиваем, Страна Божия не боится ничего и поэтому исцеляет, поддерживает, воскрешает.
Вот почему апостол Павел сперва говорит о том, что надо строить дом своей жизни на камне, а не на песке, переключается на совершенно другую метафору: вы — дом Божий (1 Кор 3:17). Потом Августин это укрупнит до противопоставления «город земной/город небесный», но вариант Павла точнее. Мы — не на небе, мы — в небе. Разница как «на доме / в доме».
Иисус приблизился, Бог приблизился, и каждый раз, когда мы переступаем порог храма — может быть, невидимый, просто начинаем молиться вместе — мы выходим за борт лодки, мы выходим из своего дома, мы покидаем свою страну и оказываемся в стране Божьей. Мы не заметили? Нам не страшно? Значит, мы ещё не поняли, чем же наша жизнь противоположна Божьей. Иногда понимание рядом, но тогда мы его отпихиваем от себя — мол, не надо преувеличивать, не надо подставлять щёку, это всё фигура речи… Это не фигура речи, это совершенно реальная щека, по которой Иисуса били совершенно реальные солдаты. Да, Страна Божия не огорожена высокой стеной от насильников, они в этой стране ещё как распоряжаются. Это и есть «мерзость запустения на месте свете». Антистраны отгораживаются, а Страна — открыта для всех, и добрых, и злых. Страшно? Опасно? Всё ходуном ходит? А то! Что ж, расставить ноги пошире, руки пошире, и молиться Богу, чтобы не провалиться, чтобы дойти до Христа. Лучше с Христом беззащитным, но воскрешающим, чем с защищающими, но губящими.