Римляне говорили, «кто предупрежден, тот вооружен».
Вернее сказать, «у кого деньги, тот и вооружен».
О, конечно, сами обладатели денег не воюют. Они платят деньги тем, кто будет воевать. Заказчики.
Деньги — замечательное изобретение, но оно мгновенно было приспособлено для убийства, насилия, лжи. До появления денег главный всегда был вынужден идти впереди и рисковать жизнью, деньги позволяют купить идущего вместо себя как за деньги покупают писателя, который напишет от твоего имени книгу.
Это не означает, что побеждает тот, кто богаче. Деньги лишь рычаг, усиливающий волю, и если нет воли, деньги не сработают. Но если нет денег, то и воля не поможет победить. Во всяком случае, в войне. Впрочем, война – победа смертью, а настоящая победа – над смертью, о чём, собственно, Евангелие.
Наверное, стоило бы добавить «большие деньги». Но разве маленькие деньги — это деньги! Размер имеет значение. Маленький, сувенирный храм Христа Спасителя в прозрачном шаре со снежинками из пластмасса, на полке стоит, но разве это храм. Он даже меньше храм, чем храм Христа Спасителя.
Вот почему Иисус вновь и вновь возвращается к теме богатства.
Против обычных маленьких денег обычного маленького человека, который живёт от зарплаты до зарплаты Иисус ничего не имеет. Потеряла женщина монетку, ищет, нашла, радуется — прекрасно, радуйся! Берите с неё пример! Этой женщине Иисус не скажет «раздай нищим». Она и есть нищая.
А вот у кого много и кто при этом считает себя непричастным к войне, смертным казнями, насилию…
Лев Толстой считал. Считал свои деньги и считал себя причастным к лжи и убийствам, которые творят власть имеющие. Потому что «власть имеющие» это лишь стыдливое обозначение имеющих деньги.
Так что «на земле мир» это про деньги, и «в людях благоволения» — грамматически не очень понятно, литературоведы спорят, то ли это люди как Лев Толстой, у которых воля направлено на добро, то ли это люди как Иоанн Кронштадский, которым Бог дал почувствовал Свою благую волю, то ли и те, и другие — грамматически не очень понятно, а в деньгах очень понятно. Это те, кто свои деньги тратит на мир, и себя тратит на мир — честный, не лукавый, в общем, ведущий на Голгофу, а не на всякие заседания.